Республиканский Форум педагогов: новый формат – эффективное содержание

Предстоящий учебный год связан с завершением Государственной программы развития образования и науки до 2019 года и переходом на последующую. В этой связи особо интересной и актуальной ожидается августовская встреча педагогов страны.
Алма Мурзалинова, директор филиала НЦПК «Өрлеу» по Северо-Казахстанской области

Нас ожидают новые тренды, направления, процессы, в которых педагоги будут выступать в ключевой роли исполнителя.

Но неизменной для педагогов остается деятельность преподавания, которая на любом из своих уровней – от дошкольного и дополнительного образования до послевузовского и повышения квалификации – должна чутко улавливать новые требования, в том числе формулируемые в Государственной программе, и выполнять роль challenge (как сейчас называют вызовы).

Опыт многовекторного взаимодействия и разнообразных feedback   с педагогами и педагогическими системами в условиях Национальной системы повышения квалификации «Өрлеу» позволяет прогнозировать, каким должно быть преподавание, отвечающее ожиданиям и запросам.

Прежде всего, следует направлять обучающихся (в каком бы возрасте они ни были) на самовоспроизводство знания, противопоставив его потреблению. В этой связи лучшим дидактическим материалом становится не учебник (обучающемуся нужно его предварительно начитывать до занятия), а текст-оригинал, причем сложной структуры, преодолевать которую следует учить, чтобы запустить критическое мышление. Здесь, безусловно, возникнет трудность объективно-субъективного характера, связанная с поколением digital natives, которое будет парировать: Зачем искать, если можно «прогуглить». Для этого педагогу, во-первых, следует научиться работать с мотивами обучающегося, во-вторых, наладить функциональное сотрудничество on the same page – в одной тональности и на одной волне совместной деятельности, включая в него общение в формате office hours. Иначе говоря, педагог – фасилитатор  усилий обучающихся. А еще ему следует освоить роль модератора, способного делегировать процесс обучения самим обучающимся. 

Тогда педагог создает условия, при которых обучающиеся смогут представить лучшие образцы своей деятельности. Успех – ключевое слово современного образования, в котором все: цели, содержание, методика, технологии – должно быть направлено на его достижение, на accommodative jump.  Причем успех и наибольший прогресс двусторонний и взаимообусловленный – в преподавании и обучении.       

Успешное преподавание – обучение стимулируется story telling, когда педагог рассказывает историю с «сидящей в ней» проблемой, мотивируя познавательный и исследовательский интерес обучающихся, ведь проблему можно решить с помощью набора навыков. Ключевым дидактическим средством при решении проблемы становятся General-навыки, которые нужны буквально всегда и везде. Мы знаем эти навыки, но пока они не стали нашими аутентичными навыками (критическое мышление, коммуникация и др.). Отсюда сложность в формировании их у наших обучающихся. 

Думается, на предстоящем Республиканском Форуме «Глобальные ценности и качество казахстанского образования и науки» состоится содержательный разговор о главном – наших подходах к устойчивому развитию образования и науки, основа которого – эффективное преподавание.

Эффективное – не означает сиюминутных результатов, оборачивающихся впоследствии потерей Смысла, в особенности Смысла качественного преподавания.

Надеюсь, что новый формат традиционной августовской встречи педагогов будет по-настоящему эффективным.

Алма Мурзалинова,
директор филиала НЦПК «Өрлеу»
по Северо-Казахстанской области,
доктор педагогических наук, профессор    

         

 

 

       

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Республиканский Форум педагогов: новый формат – эффективное содержание

  1. Мақала өте өзекті. Шынымен, тамыз конференциясынан күштеріміз мол. Білім саласындағы өзгерістерге баға беріліп, жаңа мақсаттар да анықталуы сөзсіз.

Добавить комментарий