Все новости

Шанс для рывка агропромышленного комплекса

Задачи, поставленные Главой Государства в своем Послании народу Казахстана, нацелены на вывод страны на качественно новый уровень развития. Страны, которые развиваются по традиционной модели развития, начинают серьезно отставать в темпах экономического развития, технологиях. Как известно, в мире уже практически исчерпаны ресурсы для экстенсивного развития и дальнейший рост возможен только за счет интенсивных факторов, то есть за счет максимального использования достижений науки. Учитывая, что Казахстан всегда имел определенные преимущества в аграрном секторе, редакция «Білімді ел — Образованная страна» обратилась к ректору Казахского агротехнического университета (КазАТУ) имени Сакена Сейфуллина, Куришбаеву Ахылбеку Кажигуловичу, который любезно согласился, просветив в ряд весьма интересных деталей в данном вопросе.

Говоря об агропромышленном комплексе, в своем Послании Глава Государства особо подчеркнул необходимость его развития с использованием новых технологий. Это и понятно, ведь в условиях нашей страны, где 93% пашни находится в зоне рискованного земледелия, т.е. урожай полностью зависит от осадков, без научного подхода, без использования влаго-ресурсосберегающиx агротеxнологий мы обречены остаться на задворках мирового развития.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время наш аграрный сектор экономики сильно отстал от развитых стран. Например, в Австралии, где природно-климатические условия  жестче, чем в северном Казахстане, урожайность зерновых культур в 2 раза выше, чем у нас. А в Канаде со схожими с нами природно-климатическими условиями, производительность в растениеводстве в 14 раз превышает наши показатели.

В Голландии, в стране по территории в 66 раз меньшей, чем Казахстан, ежегодный экспорт сельхоз продукции составляет около 100 млрд. долларов США, что в 50 раз выше, чем у нас! Секрет их успеха кроется в широком внедрении в производство инноваций через четкую систему подготовки кадров и распространения знаний.

Именно по такому пути необходимо идти и нам. Если учесть, что в вопросах интенсификации сельского хозяйства нами уже многое упущено, то нам нужно будет идти по самому короткому пути, т.е.  заняться трансфертом уже известных научных знаний и успешных агротехнологий, о чем постоянно говорит Глава государства.

Казалось бы данная идея понятна  всем и о ней постоянно ведется  разговор, однако до сего времени реальных результатов пока не видно.  В чем же причина? А причина здесь кроется в том, что мы хотим решить эту задачу «клиповым подходом», т.е. отдельными мерами без создания четкой системы, охватывающей все аспекты данного вопроса. Ведь сам процесс трансферта технологий это некий конечный результат, которому должен предшествовать целый комплекс подготовительных и сопутствующих мероприятий. К сожалению, именно эти моменты не учитываются на практике.

 5 лет тому назад мы у себя в Казахском агротехническом университете имени Сакена Сейфуллина, внимательно анализируя опыт развитых стран, поняли, что проблему трансферта технологий невозможно решить без создания четкой системы ее реализации. И  начинать его надо с трансферта научных знаний, материализация  которого создаст условия для формирования научных кадров новой формации и подготовки специалистов с новыми компетенциями, которые и станут исполнителями практических  задач трансферта технологий, ибо сегодня мы не располагаем таким научным и кадровым потенциалом.

Отталкиваясь от этой истины, мы  выработали свою стратегию. Установили партнерские отношения с одним из мировых лидеров в области сельскохозяйственного образования и науки университетом Калифорнии в Дэвисе (США), имеющим богатый опыт реформирования  системы образования и науки во многих странах мира, в частности, Чили, Малайзии, КНР и др.

Именно по рекомендации и при участии ученых этого университета  мы разработали программу трансформации нашего университета в исследовательский университет западного типа. При этом за основу взяли идею разработанного еще в 2010 году и презентованного Главе  Государства, проекта создания исследовательского университета на базе НПЦ зернового хозяйства им. Бараева в Шортандах. Здесь можно задаться вопросом «почему исследовательский университет?».

Ответ простой.

Во-первых, это уже испытанный в мире, самый короткий путь развития, давший уникальные результаты в развитых странах.

Во-вторых, в модели  исследовательского университета объединены в единое целое процессы образования, научных исследований, внедрения и распространения знаний. И здесь главным действующим лицом является ученый, который стоит во главе всех этих дел. К сожалению, именно разрозненность этих процессов у нас является причиной низкого притока молодых кадров в сферу аграрной науки, практического отсутствия преемственности в научных школах, неразвитости системы распространения знаний и внедрения.

Неоднократные попытки решить данную проблему посредством создания надстроек  по управлению образовательными, научными и опытно-экспериментальными хозяйствами не дали желаемых результатов, т.к. они не сумели преодолеть существующие барьеры и обеспечить процесс интеграции, превращаясь в очередную административную структуру. К тому же нигде в мире над университетами нет подобных надстроек. Нам необходимо, наконец, понять,  если хотим готовить кадры и иметь науку как в развитых странах, то мы должны не изобретая «велосипед» перенять их систему управления.

В настоящее время мы  работаем над реализацией вышеуказанной   программы. Первым делом в рамках трансферта знаний активно занялись обучением и повышением квалификации наших ученых и  преподавателей в ведущих мировых научных и образовательных центрах. Таким образом, многие наши ученые получили доступ к новым знаниям, позволяющим им по-новому выстроить и организовать процесс образования и научных исследований.
Следующим этапом этой работы стало обновление образовательных программ, т.к. наши существующие программы обучения безнадежно отстали от требований времени и не позволяют выпускать нужных для производства квалифицированных  кадров с новыми компетенциями.

Силами обучившихся кадров и при помощи профессоров из университета Калифорнии в Дэвисе разработали и внедрили 6 новых образовательных программ. В ближайшие годы предстоит разработать и внедрить еще 62 такие программы. В рамках реформирования образовательного процесса проведена работа по усилению практической направленности обучения. В частности,  продолжительность  практики студентов увеличена с 3-х до 7-ми месяцев.

По сельскохозяйственным специальностям период обучения совмещен с сезоном основных сельскохозяйственных работ. На территории университета организовали 4 технологические платформы, оснащенные современными оборудованиями для переработки мяса, молока, зерновых и масличных культур, а также теплицы, лаборатории по робототехнике и ГИС технологии. Все они были созданы по рекомендации наших зарубежных партнеров и являются зеркальными отражениями их учебных баз. Они предназначены не только для проведения практических занятий со студентами, но и для  отработки учеными своих научных разработок.  Кроме того, начали переводить на трехязычье учебный процесс. Сегодня у нас 58% студентов обучаются в полиязычныx группаx, 14% преподавателей  ведут занятия на английском языке.

Хочу особо отметить, что при полной реализации намеченных мер по реформированию образовательного процесса, наши выпускники будут иметь глубокие знания по современным технологиям,  навыки практического менеджмента и знать профессиональный  английский язык. Вот именно таким кадрам будет под силу решать практические задачи трансферта технологий, а не тем, кто сегодня работает со старым багажом знаний.

Второе направление,  на которое мы сосредоточили свое внимание – это преобразование системы университетской науки. Здесь мы, прежде всего, сделали ставку на молодых ученых, на повышение их квалификации в ведущих мировых научных центрах с тем, чтобы они освоили современные методы научных исследований. За эти годы мы обучили по программе «Болашак» 42 человека, подготовили десятки молодых ученых новой формации, способных вести научные исследования  на генном и молекулярном уровне.

В настоящее время часть этих ученых, совместно со своими коллегами из Австралии,  реализует научный проект по повышению засухо и стрессоустойчивых качеств местных сортов пшеницы, ячменя и нута с использованием методики генной инженерии. А наши молодые биотехнологи полностью освоили современную методику производства биологических тест-систем для диагностики  особо опасных заразных болезней животных в цифровом формате. По сути дела мы сегодня готовы предложить нашим производителям биопрепаратов данную технологию,  которая позволит решить проблему импортозамещения и оттока огромных средств из страны.

По опыту ведущих университетов и научных центров мира разработали и внедряем  систему конкуренции среди ученых, модель карьерного роста, ввели новую дифференцированную систему оплаты труда ученых. Чего греха таить, именно отсутствие конкуренции среди ученых до сего времени выступает одним из сдерживающих факторов развития нашей аграрной науки.
Третье направление – это создание системы трансферта технологий. Здесь мы пошли по пути создания самой платформы этой работы с тем, чтобы потом использовать ее как базу для практического решения задач трансферта. По такому принципу были созданы 5 международных центров трансферта и адаптации технологий совместно с зарубежными партнерами, обладателями технологических новшеств.

При этом на эти цели мы не тратили бюджетные средства, а привлекли  иностранные инвестиции на сумму около 1,2 млрд. тенге. Именно на базе этих центров сегодня ведется научная работа по адаптации новых технологий с выдачей готовых решений для внедрения в производство. Параллельно здесь обучаются и наши  студенты. А наш партнер,  инвестировавший создание у нас  центра  трансферта и адаптации белорусской  технологии помимо всего этого берет на себя затраты ежегодного обучения около 50 наших студентов в белорусских университетах и машиностроительных заводах.
За это время эти центры уже начали давать реальные результаты. В частности, созданный совместно с Южной Кореей центр ГИС технологии в прошлом году выступил соисполнителем государственного заказа по космическому мониторингу уборки урожая в основных зерносеющих регионах Казахстана. В настоящее время принято решение о включении его в качестве соисполнителя по космическому мониторингу природных ресурсов на всей территории Казахстана. Кроме того, данным центром за счет собственных ресурсов и возможностей была проведена работа по оцифровке земель сельхозназначения Целиноградского района Акмолинской области. В дальнейшем эту базу данных сравнивая с космическими снимками можно будет использовать для осуществления оперативного контроля над деятельностью каждого землепользователя данного района по таким параметрам как целевое использование  земельного участка, соблюдение  севооборотов, подверженность посевов болезням и вредителям, ход посевной и уборочной кампаний.
В международном центре трансферта и адаптации современных китайских технологий, созданного за счет средств наших китайских партнеров, мы приступили к реализации совместных проектов по адаптации к нашим условиям 40 видов  и пород засухо и солеустойчивых древесных культур китайской селекции, которых можно будет использовать для решения существующих проблем «зеленой зоны Астаны», а также высокоурожайных сортов зерновых культур и картофеля. В  частности, по урожайности  испытуемый  сорт картофеля, при соблюдении рекомендованной технологии, будет в 5 раз превышать показатели лучших хозяйств южных областей Казахстана.

Полученные результаты первого года говорят о перспективности этих проектов, и сегодня мы уже работаем над тем, чтобы выйти на промышленные масштабы производства элитных семян картофеля на севере Казахстана. Кроме того, в этом году приступаем к реализации  аналогичного проекта по адаптации к нашим условиям сои китайской селекции, способной дать высокие урожаи в условиях неполивного земледелия.

Сегодня мы видим большую перспективность технологии точного земледелия. Ее внедрение сулит  хозяйствам не только огромную экономию материально-технических, трудовых и финансовых  ресурсов, но и  высокую продуктивность, экологическую чистоту произведенной продукции. На базе центра точного земледелия, созданного у нас за счет средств германского партнера, нашими учеными  полностью отработаны  элементы данной технологии и сегодня мы готовы  их тиражировать в масштабах всей республики.

Еще один аспект, играющий ведущую роль  в ускоренном развитии сельского хозяйства – это распространение знаний. По опыту развитых стран нам необходимо выстроить его четкую систему.  В прошлом году мы у себя в университете при помощи и поддержке зарубежных партнеров создали офис распространения знаний. В отличие от ныне существующих в стране центров распространения знаний, которые  в основном нацелены давать фермерам только фрагментарные знания через курсы лекционных занятий, мы ориентируемся  выработать у них практические навыки, обучая в формате «делай своими руками», а  также научить  их к принятию комплексных  инновационных решений.

За этот короткий промежуток времени при поддержке ПРООН и в партнерстве с тепличным комплексом ТОО «Астана Эко Стандарт» организовали школу тепличного хозяйства, где прошли обучение более 200 начинающих и действующих предпринимателей.  Также запустили школу в области аквакультуры и рыбоводства, где обучением было охвачено около 100 субъектов рыбного хозяйства  в режиме «hand-on». Хочу заметить, что сегодня спрос на такое обучение со стороны бизнес-структуры резко возрос, и мы намерены его и дальше развивать.

Анализируя пройденный путь, сегодня мы с уверенностью констатируем, что аграрные университеты, при их системном преобразовании могут стать важным инструментом в решении задач трансферта технологий. И это мы доказываем не на словах, а на деле. В то же время мы понимаем, что нами пройден только начальный этап пути. Выработанные нами принципиальные новые подходы и созданные платформы по всем основным направлениям деятельности  являются хорошей базой для  дальнейшей работы. И это сделано по сути дела на энтузиазме трудового коллектива в рамках существующих объемов финансирования.

Понятно, что дальнейшее продвижение потребует дополнительных расходов. Для продолжения начатых реформ необходимо повысить стоимость государственных грантов по сельхоз специальностям до уровня национальных университетов. Но, к сожалению, решение этого вопроса затягивается. Нами разработана программа развития нашего университета на 2018-2022годы в соответствии с   «Государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы».  Мы ее внесли на рассмотрение и очень надеемся, что она будет утверждена Правительством. Вне сомнений, при необходимой государственной поддержке, мы сможем построить такую же, как в развитых странах, систему подготовки кадров и научного обеспечения АПК. Очень хочется, чтобы это поняли наши финансисты, от которых зависит наше дальнейшее развитие!

Внимательно изучая основные положения нынешнего Послания Главы Государства, касательно развития АПК и аграрной науки и вытекающие из него задачи, коллектив нашего университета с гордостью отмечает, что они оказались созвучными со всеми  нашими усилиями последних лет, направленных на системное преобразование образовательного и научно-исследовательского процесса с выходом на решение практических задач трансферта технологий. И это придает нам дополнительную уверенность и является мощным стимулом для реализации наших намеченных планов.

Kurishbayev

 

Добавить комментарий