Все новости

Если я был бы министром образования

Сегодняшняя дискуссия о новой школе. Очень интересны мнения учеников о том, что происходит и должно происходить в образовании. Ребята из разных школ отвечают на шесть вопросов, раскрывая свое видение реальности.

  1. Зачем нужно учиться в школе?

  2. Можно ли учиться без школы, а только при помощи Интернета?

  3. Каким должен быть идеальный учитель?

  4. Есть ли вопросы, в которых ученики разбираются лучше, чем учителя?

  5. Какие предметы школьной программы вы бы оставили, если бы нужно было выбрать только 5 из тех, что преподаются сегодня?

  6. И что бы сделали вы, если бы были министром образования?

 

Ведущий дискуссант – Лариса ОБЫДЁНКИНА, к. пед. н., директор филиала ЦПМ в г. Уральске
Модератор дискуссии – Гульнара ЕСМАГУЛОВА, сертифицированный коуч, администратор СС «Лидеры Уральска», учитель КГУ «ОШ №3 г. Аксая»

Виктория ГЕЙ, 10 класс  КГУ «Подольская СШ», Тайыншинский район Северо-Казахстанской области:

  1. Считаю, что учиться в школе просто необходимо для того, чтобы получить образование и навыки, необходимые человеку XXI века. Благодаря этому в будущем я смогу найти хорошую работу.
  2. Согласна, сегодня можно учиться с помощью Интернета. Но стратегию этого обучения должен определять учитель.
  3. Идеальный учитель должен уважать ученика как личность.
  4. Да, есть вопросы, в которых ученики старших классов разбираются лучше учителей. Например, это молодежная культура.
  5. Если бы мне предложили оставить в школьной программе только 5 учебных предметов, то я бы выбрала математику, русский язык, иностранный язык, физкультуру, биологию. Физкультура нужна для улучшения здоровья. Математика приводит ум в порядок.
  6. Если я бы была министром образования, то я бы изменила объем домашних заданий. Про снижение нагрузки говорится много, но на самом деле учителя не совсем хорошо отслеживают и согласовывают между собой, что и сколько задают на дом. Еще я бы большое внимание уделяла практике улучшения методики преподавания учителями, многие методы преподавания я бы апробировала не в школах НИШ, а в обычных общеобразовательных школах, особенно в сельских, где обучается большинство учащихся страны!

 

Влада ОЛЬХОВИК, 11 класс КГУ «ОШ №3 г. Аксая» Западно-Казахстанской области:

  1. Учиться в школе нужно для того, чтобы получать определенные знания, стать специалистом. Знания нужны для того, чтобы, если ты стал хирургом, у тебя не умирали бы больные на операционном столе.
  2. Я не согласна с тем, что учиться можно при помощи Интернета, потому что Интернет нужен для саморазвития, учителя нужны, чтобы дать самую важную информацию, которая пригодится нам в современном мире.
  3. Идеальный учитель должен не принижать учеников, не делить их на глупых и умных, не показывать свой характер, уметь создать рабочую обстановку, иметь выдержку.
  4. Возможно, есть. Но учитель на то и учитель, что ему необходимо постоянно развиваться и соответственно знать больше учеников, то есть всегда быть на шаг, а то и на два впереди них!
  5. Первый предмет – это математика. Второй предмет – это язык, на котором вы разговариваете в своей стране, потому что нужно уметь писать и разговаривать грамотно, а иначе к вам будут относиться как к неучу. Третий предмет – это биология, потому что нам нужно знать животный и растительный мир, а также особенности строения человека. Думаю, что еще может пригодиться и физика, потому что этот предмет необходим для жизни: как получается свет, почему тела не падают, почему земля крутится, вопросов очень много. Думаю, что необходим предмет «Психология», потому что в данный момент очень сложно понять, что происходит с нами, с подростками, но обязательное условие – преподавание должен вести высококвалифицированный специалист.
  6. Если бы я была министром образования, то я в первую очередь рассмотрела бы содержание учебных программ, ведь сегодня программы по предметам очень сложные, резкие переходы от одних тем к другим, есть темы, которые раньше изучались в институтах и многим учащимся не даются, то есть нас заранее обрекают на неуспех. Еще я бы в каждой обычной школе установила индивидуальные шкафчики, как в школах НИШ, чтобы была возможность оставлять личные вещи, сменную обувь, а не носить в тяжеленном рюкзаке.

         Олег ХУДОЛЕЙ, ученик 8 класса школы-лицея № 35 г. Уральска:

  1. Во-первых, это получение знаний, которые мне необходимы в будущем и настоящем. Во-вторых, для получения аттестата, с которым я пойду поступать в университет. В-третьих, это новые знакомства, общение с друзьями.
  2. Частично согласен, ведь тут есть и плюсы, и минусы. Лично я считаю, что нужно учиться в школе, где преподают учителя. Ведь учитель планирует урок, продумывает, что для нас важно по теме. Интернет можем использовать, чтобы найти дополнительную информацию
  3. Учитель, естественно, должен отлично знать свой предмет. Уроки его должны быть интересны. Приятно, когда учитель понимает юмор. Учителю следует быть уверенным в себе, с учениками вести себя неагрессивно. В случае плохого поведения ученика учитель должен спокойно и ясно объяснить ему суть проступка, без физического воздействия и унизительных речей.
  4. Мне кажется, что ученики старших классов разбираются в современных технологиях, а именно в Интернете и технике. Под Интернетом я имею в виду обмен ценной информацией по учебе, а также ее поиск в мировой паутине. Наверное, еще в отношениях между одноклассниками.
  5. Я бы оставил английский язык, алгебру, русский язык, физику и геометрию. Русский язык – это мой родной язык, английский язык пригодится мне в дальнейшем, так как планирую посетить другие страны, возможно, буду учиться за рубежом. Физика, алгебра и геометрия, потому что они связаны с моей будущей профессией, к которой я стремлюсь.
  6. Если бы я был министром образования, я бы сделал так, чтобы контрольные и экзамены в школах были не только в виде тестирования. Тесты – это, конечно, хорошо, но я слышал, что в университетах тестов маловато, там отвечают устно. Я хочу, чтобы экзамены и тестирование были практическими в такой же форме, как и в университетах.

 

Тагир ИСМУХАНОВ, ученик 11 класса КГУ «ОШ №3 г. Аксая» Западно-Казахстанской области:

 

  1. Буду краток: учусь для получения знаний, необходимых мне для успешной сдачи экзаменов.
  2. В наше время все необходимые знания можно получить из Интернета. Среди всех я бы предпочел знания в области программирования, физику, математику, политику и философию.
  3. Идеального учителя я бы описал так: он должен больше прислушиваться к учащимся, быть в меру строгим, рассудительным и непоколебимым.
  4. Да, и их немало, и порой ученик может знать некоторые вопросы изучаемого предмета больше, чем учитель (в некоторых аспектах).
  5. Если бы мне надо было выбирать 5 предметов, то свой выбор я остановил бы на следующих: информатика, математика, физика, английский, химия. Я считаю, что это самые необходимые предметы в наше время, особенно для меня.
  6. Если бы я был министром, то полностью изменил бы систему образования. Именно этой реформой занимается сейчас и наш министр образования, вводя обновление в школах.

 

 

 

Алдияр ЗАМЗИН, ученик 11 класса  СОШ № 17 г. Уральска:

  1. Учиться необходимо для того, чтобы получить образование. Я считаю, без образования человек не сможет состояться как личность, ведь основы основ всех знаний и навыков, необходимых для жизни, закладываются именно в школе.
  2. Согласен, так как в Интернете можно найти много полезной информации, чтобы заняться самообразованием. В Интернете искал бы ту информацию, которая в дальнейшем поможет успешно сдать ЕНТ или прочие экзамены, также ту информацию, которая непосредственно поможет во время работы.
  3. Я твердо уверен в том, что редко можно встретить что-то идеальное, поэтому считаю, что и идеальных учителей тоже не бывает. В то же время я считаю, что нет необходимости учителю быть идеальным, ведь он такой человек, как и все, со своими недостатками. Я думаю, что каждому учителю просто нужно быть доступным в общении и справедливым.
  4. Да, есть, так как учителя – люди, а не роботы, они попросту не могут знать все, а ученики могут вычитать что-либо в том же Интернете, это могут быть вопросы работы в определенных программах, например, создание видеороликов или prezzi.
  5. Я бы оставил математику, чтобы был хоть какой-нибудь уровень математической грамотности. Казахский, русский, английский языки – чтобы уметь разъяснять свои мысли правильно на родном языке и на языках межнационального общения. А также физкультуру, так как считаю, что человек должен развиваться не только в умственном плане, но и физически.
  6. Мое мнение: учеба во всех местах образования должна быть бесплатной и с адекватной системой пропуска в определенный вуз или колледж. К сожалению, есть часть грамотной молодежи, которая не может получить высшее образование, так как учеба слишком дорогая, бюджетных мест не хватает, либо их нет.

 Рафаэль КАРАБАЛИЕВ, ученик 11 класса КГУ «ОШ №3 г. Аксая» Западно-Казахстанской области:

 

  1. Школа – это место, где можно приобрести знания, которые пригодятся для получения профессии и в жизни.
  2. Я согласен с тем, что учиться можно при помощи Интернета, ведь есть дети с ограниченными возможностями, и это лучшее средство для их обучения, не выходя из дома. Если говорить об обычных учениках, то только на 30%.
  3. В первую очередь, идеальный учитель должен любить свою профессию и отлично знать свой предмет, только тогда он сможет заинтересовать учеников учиться.
  4. Думаю, есть, ведь у нас больше свободного времени, и, интересуясь определенной темой, мы имеем возможность узнать больше. К тому же мы более мобильные, и ни для кого не секрет, что есть учителя, которые не владеют навыками работы на компьютере, тем более некоторым дается тяжело освоение нужных программ, а может, просто не хотят.
  5. Это, конечно, нереально, но если бы был такой выбор, то я оставил бы историю всемирную и Казахстана, информатику, английский язык и физкультуру. Историей я просто интересуюсь, с информатикой хочу связать будущее, а без английского стать асом в этой профессии я не смогу, физкультура мне нужна, чтобы всегда быть в форме.
  6. Если бы я был министром, то, уважая свободу выбора и личности человека, пусть это даже ученик, дал бы право выбора ношения одежды в школе, хотя бы раз в неделю. Везде так много говорят о свободе, но нас загоняют в рамки.

Алена ГОРШКОВА, ученица 9 класса Круглоозерновской СОШ Западно-Казахстанской области:

  1. Я думаю, школа – это место, где не только получают знания, но еще это самое идеальное место для общения, развития, саморазвития. Учиться в школе, безусловно, нужно, это наша обязанность. И, в первую очередь, мы должны учиться именно для себя. Школа – это самое лучшее и веселое время для каждого из нас и по-своему родное.
  2. На эту тему можно долго размышлять и спорить. С моей точки зрения, это довольно полезная идея пользоваться Интернетом. Отвечу честно: я пользуюсь Интернетом, чтобы получать намного больше знаний, ведь в учебниках бывает не вся информация, которую хотелось бы знать.
  3. Ну, во-первых, идеальных учителей не бывает, но есть очень опытные учителя, и на них все держится. Они знают, как вести себя с учеником, что сказать, как успокоить его. Я бы пожелала успеха всем молодым учителям. Да и вообще секрет идеальных учителей прост: нужно просто любить свою профессию, любить детей, и тогда вы будете точно любимым учителем для своих учеников.
  4. Я согласна, бывают такие случаи, в которых ученики старших классов могут в некоторых случаях знать больше, чем сам учитель, но это ни о чем не говорит. К сожалению, эти случаи бывают часто. Если эти вопросы касаются предмета, который преподает ваш учитель, и он не может на них ответить, а вы знаете этот ответ, то это для вас, конечно, хорошо. Но для учителя это неправильно, значит, ваш учитель что-то упустил при подготовке к уроку. Это лишь мое мнение.
  5. Если бы раньше мне задали такой вопрос, я бы долго не думала, назвала все эти пять предметов. В первую очередь, это была бы алгебра, то есть математика, тут даже объяснять не надо, математика – это база знаний. Вторым предметом стал бы мой родной язык, русский. Третий по счету был бы обязательно английский язык, потому что, во-первых, это мой любимый предмет, и мне кажется, что это язык будущего. Четвертый предмет очень важный – это история. Каждый гражданин своей страны обязан знать ее историю. Ну и напоследок – это физика, мне нравится физика, сначала я хотела на пятое место поставить литературу, ну ее можно изучать и дома, так, как это делаю я.
  6. Если бы я была министром образования, в первую очередь, решила бы отменить экзамены в виде тестов, а вместо них вернуть устные экзамены, ну это лично с моей точки зрения. Я считаю устные экзамены намного эффективнее, чем зазубривание тестов. Учащиеся учатся рассуждать и изучать предмет намного глубже. Остальное меня бы устраивало.

 

Сергей ЕСМАГУЛОВ, ученик 8 класса СОШ №3 г. Аксая Западно-Казахстанской области:

  1. С одной стороны, все дети вынуждены учиться, потому что это такое требование: дети должны учиться! С другой стороны, мне учеба нужна для того получения основного образования и поступления в университет, чтобы в дальнейшей своей жизни я стал успешным и состоятельным человеком.
  2. На этот вопрос я ответил бы так: 50% на 50%. Согласен, можно заниматься с помощью Интернета, тем более, что сегодня есть много возможностей обучаться по выложенным учебным роликам по любым темам. Но придерживаюсь мнения, что разъяснения живого учителя, а не «интернетного», важнее!
  3. Идеальный учитель для учеников – это учитель, который интересно объясняет тему, показывает, где эти знания могут пригодиться в жизни. Идеальный учитель – это тот учитель, к которому хочется бежать на уроки. Идеальный учитель – это справедливый учитель в этом несправедливом мире, это мое мнение!
  4. Да, такие вопросы есть. Бывает, что ученики знают больше, чем учителя, благодаря свободному владению Интернетом и чтению интересных книг и энциклопедий.
  5. Я бы оставил языки, потому что на русском я обучаюсь, казахский язык – мой родной язык, английский язык мне нужен, чтобы когда-нибудь я смог свободно в оригинале читать книги на английском языке. Еще бы я оставил физику, ведь интересны разъяснения, как что происходит, и алгебру – этот предмет мне поможет в дальнейшем образовании и жизни.
  6. Если бы я был министром образования, то я бы ввел указание, чтобы школы строились большие или достраивались старые, так как нам не хватает кабинетов, в школах я бы ввел проведение бесплатных кружков. Еще я бы учителям сделал очень высокую зарплату и очень строго отбирал бы на работу. Я бы хотел, чтобы это была профессия, к которой было бы трудно идти, издал бы приказ, в котором были бы прописаны особые требования к учителям, например, чтобы они были всегда справедливые или стремились всегда получать новые знания, чтобы ученикам было интересно с учителями.

 

Диалоговая площадка позволяет увидеть, насколько широк спектр вопросов, проблем, связанных с происходящими изменениями в образовании. Людей, равнодушных к вопросу развития школы, практически нет, потому что он касается абсолютно каждого человека независимо от его возраста.

За последние десятилетия казахстанская школа сильно преобразилась. Благодаря вниманию и финансовым вливаниям государства она приобрела современные классы, высокотехнологичное учебное оборудование, современную эстетику и комфорт. Но самое главное изменение, которого всегда ждут и желают все заинтересованные стороны, – это изменение атмосферы, внутренней культуры школы как места, в котором дети и учителя не просто посещают и проводят уроки, но и живут, растут, развиваются.

В следующий раз предлагаем обсудить, как именно изменилась культура школы, система внутренних отношений, менеджмента, сотрудничества педагогов, детей и родителей. Участниками нашей дискуссии будут руководители разных школ: малокомплектных сельских и больших, с тысячным контингентом учеников, инновационных и тех, что придерживаются устоявшихся традиций. К ней мы привлечем учителей этих школ, а также работников органов управления образования и методических служб, которые в силу должностных обязанностей призваны наблюдать за тем, как именно развивается школа.

Вопросы, которые мы предлагаем для обсуждения, будут касаться того, какие изменения происходят в культуре взаимоотношений между участниками учебного процесса, как развивается лидерство, командная и сетевая работа в школах, как изменились за годы преобразований взаимоотношения школы и социума. Действительно ли школа сегодня становится саморазвивающейся инновационной системой? На самом ли деле новые инструменты работы с учителями (коучинг, менторинг коллег, сетевые сообщества учителей) дают позитивные плоды? Обсуждая эти вопросы, мы попробуем понять, что нам дадут в будущем происходящие трансформации.

Приглашаем к участию!

2 replies »

  1. Спасибо Gulima за ваш интерес к теме дискуссионной площадки. Ваш вопрос будет переадресован ее ведущим.

  2. Здравствуйте, скажите пожалуйста, как нашим детям принять участие в дискуссии?

Добавить комментарий