Все новости

Гарантии лучшего будущего (о Федоре Плевако)

Ему принадлежит выражение: «Любовь к Родине в том и заключается, что всякий изыскивает наибольшие гарантии для осуществления лучшего будущего, — на этой почве и происходит соревнование».

Примечательно, что знаменитый российский адвокат Федор Плевако (1842 — 1908) в своих речах в начале прошлого века с воодушевлением говорил о пробуждении Азии. Правозащитник, будучи человеком передовых взглядов, сам активно участвовал в политической борьбе. Ему были близки интересы беднейших социальных слоев; участвуя в судебных процессах, Плевако разбирал детально ситуацию и вступался за обвиняемых, даже если обывательское сознание было зашорено стереотипами.

Факт, что Плевако едва не примкнул к партии кадетов, гораздо раньше даже, чем А.Букейханов и А.Керенский. Кадеты опешили и попытались нейтрализовать приход Плевако в большую политику, уж слишком заметной была его фигура, могшая вызвать интерес надзорных органов. Не тут-то было. Ища выхода могучей силе в эпоху перемен, Федор Никифорович не стал терять времени и вступил в союз октябристов.

Ему было важно жить и работать во благо преобразований, быть гражданином, не просто винтиком социального процесса. С 1907 года Ф.Плевако — депутат 3-й Государственной думы.

С высоты сегодняшнего дня, очевидна неординарность мышления и гражданского поведения умнейшего человека, гордости коллег по цеху, вышедшего из низов. «Топжарған», говорят о таких личностях казахи. О необычном происхождении Плевако тогда мало кто догадывался; слишком мощной была его харизма…

Плевако наблюдал ростки национального самосознания. Как выяснилось, он неоднократно бывал в казахских аулах, на территории нынешней Кустанайской области и пограничного г. Троицка. Он общался свободно с казахскими предпринимателями и простыми кочевниками. Да и генетически, пуповиной, Федор Плевако был сыном Азии. Той Азии, что начиналась за Уральским хребтом и была малой родиной его мамы.

Его упертость, даже неистовство в доказательстве правды, крепкая кость, плечистость, и – одновременно, — душевный, человечный склад характера, когда он умел услышать плач обиженной старушки, признавать несовершенство системы, — искони степная бесшабашность, гостеприимство и теплота дружеских отношений, произрастали из близости к природным стихиям, которыми славятся дети Сары-арки, Туркестана.

С наступлением 20 века Плевако ощутил всем своим существом «теплый дух» рождения новых моделей развития человечества. Его вдохновляла тяга земляков-казахов к образованию, в Москве и Санкт-Петербурге он встречал много казахских юношей, не говоря об Оренбурге и Троицке, в Кустанае, где уже четыре десятилетия функционировали школы, училища для казахских мальчиков и девочек.

К примеру, в октябре 1888 года при Иргизском женском училище (открыто годом ранее с русским языком обучения), в качестве эксперимента, по настоянию руководства училища и при поддержке местной администрации, был открыт казахский женский интернат для 10 девочек. Постепенно число воспитанниц выросло до 20-ти; казахи охотно отдавали дочерей на учебу, а также содержали интернат на свои средства. Чтение, письмо, арифметика — типичная программа обучения. Помимо всего, казахские девочки учились прикладному рукоделию, т.е. получали в некотором роде профессию. На первых порах они осваивали ручное шитье, шитье на машинке, вышивание и вязание (тамбурное, филе), и, наконец, шитье золотом. Успехи казахских учениц были настолько очевидны, что их изделия (скатерти, вышитые подушки, полотенца, салфетки, детское одеяло и т.п.) участвовали в выставке в Казани, — об этом сообщали СМИ. /В «Указателе…» известного исследователя А.Алекторова (1900 г.) названы имена и фамилии. Приведу весь список, в надежде, что их потомки возможно узнают в этом перечне юных мастериц, своих пра-бабушек/: Шахмуратова Гайша, 17 лет; Шахмуратова Фатима, 13; Макатова Гафифа, 17 лет; Аблезова Балжан, 16; Аблезова Айжан, 14; Альдибиргиева Гайша, 11; Сергалиева Хадима, 12; Мухамедгазизова Райхан, 17; Макашева Галима, 14; Кунтуриева Абиш, 18; Жаукиева Казна, 16; Курмашева Салиха, 17/. Такой вот эпизод из истории народного образования, напоминающий современные конкурсы среди учащихся колледжей.

Федор Плевако, зная о происхождении матери, трудной ее судьбе, не мог не приветствовать тягу казахов к учебе, а, освоению новых видов занятий. Национальная, «инородческая», интеллигенция с гордостью внимала гласу одного из ярких представителей разночинной, демократически настроенной, когорты служителей Фемиды. Сам Ф.Н.Плевако без чьей-либо помощи (отец умер рано. В город Троицк (ныне Челябинской области), где 13 апреля 1842 года появится на свет Фёдор, его отец Плевак был назначен в местную таможню), самостоятельно выстроил блестящую карьеру.

В Редком фонде Научной библиотеки КазНУ им. аль-Фараби я нашла искомое издание. Толстый фолиант предваряла личная подпись адвоката. Была такая традиция, ныне раритет. Знаменитый судебный процесс в Троицке, куда специально прибыл Федор Плевако для защиты казахского предпринимателя Жаманшалова. Последнего обвинили в растрате посевного зерна и умышленном поджоге амбара, для сокрытия следов преступлений. Каторга грозила обвиняемому, в лучшем случае. Разобравшись в обстоятельствах (зерно спасло от неминуемого голода сотни казахских семей), Плевако раскрыл гуманную сторону проступка и добился смягчения приговора. Зал, даже сам судья, аплодировал стоя…

Горячность сородичей-казахов, могших вступить в ухарскую драку с местными казаками-задирами во время ярмарок, была априори понятна Федору Никифоровичу. И эти случаи он брал в работу и находил способы замирения сторон. Актерские его способности, умение найти нужную тональность, разрядить «казенную» обстановку суда снискали ему славу Всероссийского Златоуста.

Думские речи Федора Никифоровича были его лебедиными песнями. 23 декабря 1908 года его не стало.

«…Приподнятая духом эпохи и простая толпа, и толпа людей мыслящих, но еще не вошедших в новые русла жизни, за невыработкой их, откликалась на зов науки. Не хлеба, не зрелищ просила она; она алкала и жаждала той же жизненной правды, внутри которой свободно дышится груди и верится в неприкосновенность нравственного достоинства человека».

Психолог, практик юриспруденции, Ф.Н.Плевако не случайно в своей речи употребил выражение «дух»: «дух эпохи», «новый дух». Его радуют проявления гражданской активности, поиски смысла молодыми соотечественниками. Он, бросивший вызов самому Папе римскому на приеме в Ватикане, обезоружив его святейшество емкой фразой: «Бог един!». Он, полукровка, сын казашки, пробивавшийся в начале, перебиваясь случайными заработками, априори имел право быть самим собой.

И был таковым. Он, аки лев сражавшийся за любовь, пришедшую к нему во втором браке.  Любил детей, цветы. Жизнь любил во всех проявлениях. Он был неуемным в поиске истины и новых знаний. Задыхаясь в атмосфере царской России, Федор Плевако выехал в Европу, когда дома стали ограничивать его публичные выступления, в связи с политическими взглядами. В Германии слушал лекции немецких знатоков права.

Всю жизнь он учился, пополнял теоретические знания и — блестяще практиковал. Российский журнал «Право» в его некрологе указал: «Какое место в русской поэзии занимает Пушкин, столь же значителен и Плевако в юридической сфере».

Для пополнения истории «Алаш» в частности, немаловажно знать предысторию и платформу партии, т.е. слагаемые той «приподнятости духа». Подавляющая часть алашевцев специализировалась в юриспруденции, косвенно и прямо разделяя передовые взгляды Ф.Н.Плевако.

Он был убежден, что социальные причины зачастую толкают человека, обладающего, как и ему подобные, пятью пальцами взять в руки орудие преступления. Этот тонкий образ этимологии преступника, в устах гуманиста весьма глубок. Он объясняет, как предотвратить преступление в зачатке, нежели искать способы его наказания. Ср. казахскую пословицу «Ауырып ем іздегенше, ауырмайтын жол ізде», в основе та же профилактика, и духовных болезней.

Речи Ф.Н.Плевако переиздаются и пользуются спросом. Это — высокая оценка и признание силы духа, глубины знаний и человечности деятеля Фемиды рубежа 19 – 20 вв. Его речи внешне просты и сильны знанием потенциала, которым обладает любой, по праву рождения.

Своим гражданским примером Плевако, в числе других, оказал позитивное влияние на плеяду казахской интеллигенции. Не вызывает сомнений, что он был знаком и с деятельностью земляков: И.Алтынсарина, М.Сералина, основателей первых национальных учебных заведений и периодики. Высокие думы и взгляды Ф.Н.Плевако, искавшего ответы на мировоззренческие вопросы, на наш взгляд, не подвержены коррозии.

Воплотить в жизнь социально полезные проекты, о которых мечтал знаменитый юрист, мыслить глобально, достойно нравственного человека, искать новые возможности реализовать их, это и есть гарантии лучшего будущего. Это предстоит осуществлять поколению, выросшему в Независимом Казахстане.

Муканова Гюльнар, канд. ист. наук, доцент КазНУ им. аль-Фараби

 

Categories: Все новости

Tagged as:

Добавить комментарий