Все новости

Профессиональное развитие педагога в контексте реализации программы «Рухани Жаңғыру»

Статья Президента Нурсултана Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» является программой духовного обновления казахстанского общества и открывает новые перспективы для развития государства.

Для нас статья Лидера нации есть стратегический документ, логически продолжающий ту систему мер по модернизации экономики, политики и социальной жизни казахстанцев, о которых Президент говорит в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана. Она задает вектор движения казахстанской нации на годы вперед, так как обозначенная модернизация затрагивает, прежде всего, вопросы, связанные с формированием новой модели сознания и мышления, которые составляют основу нашей казахстанской нации. Предложенные приоритеты дадут возможность Казахстану соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего на десятилетия вперед. Конкурентоспособность и прагматизм как элементы модернизации общественного сознания, прежде всего, опираются на национальную идентичность, культуру, образование, которые по праву являются факторами успеха нации и ускорят вхождение Казахстана в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран мира.

Глава государства отметил, что «каждый казахстанец должен понимать, что образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем». В Казахстане созданы условия для увеличения образовательных инвестиций, улучшения его качества для выхода на международный уровень. В частности, осуществлен переход на 12-летнее среднее образование, реализуется обновление содержания образования на всех ступенях с учетом мировых образовательных тенденций, открыт Назарбаев Университет, созданы НИШ, в вузах введена кредитная система обучения и др.

Современный учитель должен быть олицетворением мира, толерантности, любви, ненасилия, должен уважительно относиться к детям, видеть в каждом ребенке личность, которая может раскрыться тогда, когда учитель создаст для этого условия. В  связи с этим направления, включающие системные действия по модернизации подготовки педагогических кадров, дальнейшая информатизация образовательного процесса, усиление государственной поддержки и стимулирования учительского труда, активная пропаганда высокой миссии учителя, опыта и достижений лучших педагогов-наставников, учет лучших образцов международной практики подготовки педагогов позволяют говорить о созвучии перечисленного с требованиями к педагогу, выдвинутыми в статье нашего Президента.

Очень важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл новых требований и качественных образовательных результатов, вследствие чего  в Национальном центре повышения квалификации «Өрлеу», успешно функционирующем с 2012 года,  реализуется непрерывная модель профессионального развития педагогов.

Концептуальной основой деятельности АО «НЦПК «Өрлеу» в процессе повышения квалификации педагогических работников является  установка «обучение на протяжении всей жизни», нацеливающая педагогов на самосовершенствование и профессиональную самореализацию.

«Өрлеу» открыл новые горизонты для формирования личностных и профессиональных качеств педагогов. Здесь созданы условия для развития педагогического мастерства и профессиональной компетентности, углубления специализации и обобщения опыта профессиональной деятельности  на республиканском и международном уровнях.

Образовательные программы курсов повышения квалификации, разработанные на основе принципов и стратегий новой философии образования и компетентностного подхода нацелены на внедрение в практику современных педагогических технологий и применение активных методов обучения, развитие критического и креативного мышления, углубленное использование ИКТ в педагогической практике. Модульный принцип программ курсов позволяет гибко и мобильно реагировать на запросы педагогов в условиях модернизации системы образования.

АО «НЦПК «Өрлеу», работая в обновлённом формате содержания образовательных программ школ и технологий обучения, соответствующих мировым требованиям, сохранив лучшие традиции системы повышения квалификации,  подготовил  профессорско-преподавательский и тренерский состав, обладающий профессиональными компетенциями и навыками в областях лидерства, работы в команде, умения убеждать, мотивировать и т.д.

Преподаватели и тренеры, сертифицированные в период с 2012 по 2017 гг.:

559 — по программам обновления содержания образования (сертификаты ЦПМ АОО «НИШ»);

269 — по уровневым программам (сертификаты МЭСК);

50 — по программе НДО «Самопознание» (сертификаты ННПООЦ «Бөбек»);

79 — по программе развития функциональной грамотности учащихся (PISA) (сертификаты международной компании «Pearson Education»);

34 — по трехъязычию «Train-the-trainer»;

80 — по программе «Робототехника» (сертификаты  Международного университета информационных технологий).

Кадровое обеспечение АО «НЦПК «Өрлеу»  позволяет качественно  и оперативно решать задачи, поставленные  Правительством РК относительно нового формата системы повышения квалификации педагогических работников.

Повышение квалификации не ограничивается только курсовой деятельностью. Важнейшей частью работы АО «НЦПК «Өрлеу» является посткурсовая и межкурсовая деятельность, проводимая  в форме конференций, вебинаров, круглых столов, республиканских семинаров, посвященных различным актуальным вопросам образования. Создан электронный депозитарий методических и научных изданий «Өрлеу», разработаны программы с комбинированным обучением, с использованием SMART-технологий, что позволяет нам держать руку на пульсе последних тенденций в образовательном поле.

Мы осознаем, что экономическая модернизация неизбежно затронет гуманитарную сферу жизни общества. И мы должны адаптироваться к этим изменениям, быть готовыми к масштабным внутренним реформам. Это требует определенных изменений в сознании и,  прежде всего, в сознании учителей страны. В этом контексте одним из главных приоритетов в деятельности Национального центра являются сохранение собственной культуры, исторического опыта, традиций и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Данная миссия возложена на педагогическое сообщество, призванное осуществлять проактивную деятельность, направленную на духовную модернизацию на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей. В этой связи  АО НЦПК «Өрлеу» разработал план мероприятий по реализации республиканского проекта «Туған жер. Туған ел. Туған глобал» на 2018 – 2022 гг.  В образовательных программах курсов повышения квалификации по реализации программы «Рухани жанғыру» педагогами всех уровней образования предусмотрено изучение следующих тем:

  • «Концептуальные аспекты духовной модернизации в свете реализации программы «Рухани жаңғыру»;
  • «Организационно-методические основы патриотического воспитания в контексте программы «Рухани жаңғыру»;
  • «Формирование любви к малой Родине как основа воспитания нравственной личности»;
  • «Формирование национального сознания и духовная модернизация»;
  • «Культурное и духовное развитие малой Родины»;
  • «Туристско-краеведческая деятельность в школе»;
  • «Латын тіліне көшу — бұл ұлттық бірегейлік пен әлемдік қоғамдастыққа біртабан жақын болу»;
  • «Формирование духовно-нравственного воспитания, любви и уважения к истории своей Родины в рамках программы «Духовные святыни Казахстана» и др.

 

Вместе с тем запланировано проведение педагогических чтений, круглых столов, дискуссионных площадок, научно-практических конференций, методических семинаров, конкурсов профессионального мастерства, выставок и т.д. Педагоги смогут поделиться своими разработками, опытом и лучшими идеями по реализации основных задач программы «Рухани жаңғыру». Тематика мероприятий разнообразна:

  • ІІІ Республиканские Педагогические чтения «Туған жер. Туған ел. Туған глобал: ориентиры национальной системы воспитания» для педагогов всех уровней образования;
  • Республиканская научно-практическая конференция «Модернизация общественного сознания: состояние и перспективы»;
  • Республиканский видео-мост «Сакральные места (объекты) Казахстана, включая входящие в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО»;
  • Круглый стол для учителей-предметников «Трехъязычие — формирование национального сознания и духовная модернизация»;
  • Информационный час для педагогов организаций образования «Кітап. Ел. Рух»;
  • Региональная выставка творческих работ педагогов дошкольных организаций образования «Біз — сенің болашағың, Қазақстан;
  • Республиканский вебинар «Сохранение национального сознания в условиях модернизации»;
  • Республиканский заочный интернет-конкурс для классных руководителей «Я воспеваю Родину свою!»;
  • Региональный семинар-практикум для педагогов организаций образования «Личность и история» в рамках реализации проекта «100 новых лиц Казахстана»;
  • Региональный конкурс воспитательных мероприятий и классных часов для классных руководителей и педагогов дополнительного образования «Горизонты прошлого, настоящего и будущего народа Казахстана»;
  • Республиканский конкурс рисунков и разработок уроков для учителей НВП и ИЗО «Казақстан – бейтітшілік мекені»;
  • «Тәуелсіз Қазақстан – кеше, бүгін және ертең». Дискуссионная площадка для учителей-предметников и др.

 

 

Сегодня мы стали свидетелями изменений в результатах образования казахстанских школьников, в основе которого лежат национальные и общечеловеческие нравственно-духовные ценности: любовь к родине, доброта, уважение, труд и творчество, сотрудничество, открытость и обучение в течение всей жизни. А реализовать такое образование способен учитель, хорошо владеющий современными подходами духовно-нравственного воспитания ученика, обеспечивающими нравственно-духовное здоровье нации и стабильное процветание Казахстана. В этом и состоит суть ценностей общенациональной идеи «Мәңгілік ел» и программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру».

В рамках реализации программы НДО «Самопознание» 50 преподавателей АО «НЦПК «Өрлеу» прошли обучение на тренерских курсах в Национальном центре «Бөбек». Тренеры,  получившие сертификаты,  были введены в штат Центров уровневых программ филиалов АО «НЦПК «Өрлеу». Основная работа сертифицированных тренеров сосредоточена на подготовке учителей к работе по реализации курса «Самопознание», реализации задач пилотного проекта. Организованы и проведены курсы повышения квалификации учителей:

  • «Научно-методические основы преподавания предмета «Самопознание» – 2 недели;
  • «Общечеловеческие ценности на уроке» – 3 месяца.

Всего по республике, с 2013 по 2017 год, на краткосрочных курсах повышения квалификации «Самопознание» обучено 4909 педагогов, на курсах по программе «Общечеловеческие ценности на уроке» – 2398 педагогов. Также проведены семинары:

  • научно-методический семинар «Концепция реализации пилотного проекта программы НДО «Самопознание» (12 часов);
  • практические семинары по актуальным прикладным аспектам деятельности с возможностью отработки конкретных практических навыков организации образовательного процесса.

В 2017 году на семинарах филиалов АО «НЦПК «Өрлеу» обучилось 3375 педагогов.                                                                                                    

Разработаны 15 методических пособий для учителей самопознания, в которых рассматриваются вопросы интеграции духовно-нравственного воспитания, инновационных воспитательных технологий и новых подходов к воспитанию подрастающего поколения в процессе обучения школьных предметов.

В посткурсовой период тренеры организовывают и консультируют педагогов-тьюторов в их работе по методическому сопровождению коллег-учителей самопознания пилотных площадок, проводят педагогические мастерские, где происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками по интеграции программы «Самопознание» в учебный и воспитательный процесс. Отметим, участниками педагогических мастерских являются не только педагоги предмета «Самопознание» и тренеры «Өрлеу», но и учителя-предметники, классные руководители и родители.

Также тренеры филиалов «Өрлеу» способствуют трансляции опыта пилотных площадок в систему образования республики через организацию выездных практических занятий на базе экспериментальных организаций.

Во всех филиалах АО НЦПК «Өрлеу» создана база данных учителей самопознания организаций образования республики, которые имеют продуктивный опыт реализации данного предмета. Кроме того, во всех 17-ти филиалах открыты кабинеты самопознания, оснащенные комьютерной техникой, интерактивными досками, библиотекой, актуальной учебно-методической литературой, зонами релаксации. Это, позволяет, на наш взгляд, рассматривать созданные кабинеты как эффективное образовательное пространство и центр раскрытия личностного потенциала учителя самопознания.

Преподаватели и тренеры филиалов АО «НЦПК «Өрлеу» системно публикуют материалы по пропаганде педагогического опыта учителей самопознания в реализации пилотного проекта в СМИ городского, районного и республиканского уровней. Так, только в 2017 году учителями, тренерами и преподавателями филиалов опубликовано 59 статей республиканских изданиях.

Организовано сетевое педагогическое сообщество АО «НЦПК «Өрлеу». Форум сетевого сообщества педагогов по самопознанию можно найти по электронному адресу: http://forum.orleu-edu.kz  под категорией «НДО «Самопознание».

И наконец, тренеры «Өрлеу» систематически проводят мониторинг реализации программы пилотного проекта организациями образования.

Таким образом, нравственно-духовное возрождение казахстанского общества возможно только через непрерывное профессиональное развитие Учителя, готового к качественному изменению как самого себя, так и окружающей действительности. Поэтому АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» всегда находятся  на шаг впереди в плане профессионального развития педагогов. А они — гарант качественного образования.

Л.А. Саинова,  директор  филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Астана

 

Добавить комментарий