Все новости

Как развить систему среднего образования в Казахстане через внедрение независимого органа аккредитации среднего образования?

Глобальная конкурентоспособность ставит перед обществом задачу пересмотреть подходы к обучению нового поколения. Развитие образования в Казахстане всегда стояло на повестке дня на всех уровнях управления государством. Реформы проводимые в системе образования показывают свою положительную динамику роста качества обучения, однако в мире глобальной конкуренции нам необходимо пересмотреть отношение общественности, субъектов системы образования на важность развития среднего образования в Казахстане.

Ермек Пайзов, Директор НИШ г.Актау

В ежегодных посланиях народу Казахстана Президент отмечает что развитие образования и человеческого капитала являются вопросами первостепенной важности. Глава государства отметил что Назарбаев Интеллектуальные школы являются флагманом в внедрении инновации в образовательной сфере и являются частью стратегии правительства по реформированию системы среднего образования путем трансляции опыта.

Одним из индикаторов достижения стратегических задач АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» предусмотрено получение Назарбаев Интеллектуальными школами аккредитации в международных организациях, как подтверждение высокого качества образовательных услуг.

На сегодняшний день из 20 Назарбаев Интеллектуальных школ 10 школ прошли международную аккредитацию Council of International schools (Совет Международных школ). Оставшиеся 10 школ являются кандидатами на получение международной аккредитации.

Процесс прохождения международной аккредитации Council of International Schools состоит из 4 этапов:

1 этап – получение членства Council of International Schools;

2 этап – получение статуса «Кандидат на аккредитацию»;

3 этап – самооценивание школы;

4 этап – получение решения о присуждении международной аккредитации Council of International Schools по итогам командного визита.

Таким образом, для прохождения аккредитации в среднем потребуется 3-3,5 года. За этот период школа проведет не один анализ свой деятельности и получить рекомендации (предложения) от участников образовательного процесса.

Для того, чтобы улучшить эффективность среднего образования в Республики Казахстан необходимо создать независимый орган аккредитации среднего образования. Полагаем, что подготовка образовательного учреждения к аккредитации будет сопровождаться:

— внедрением новых образовательных технологий,

— улучшением качества преподавательской деятельности,

— повышением уровня знаний учащихся,

— улучшением условий обучения для учащихся и преподавателей.

Новый этап в процессах развития независимой аккредитации учебных заведений Республики Казахстан стал возможным благодаря присутствию политической воли президента Казахстана Н. Назарбаева. А также процессам разработки правительством некоторых важных стратегических документов, они представлены: Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, Государственной программой развития образования (ГПРО) на 2011-2020 годы. Помимо этого, была сформирована законодательная база в оценке качества образования: в октябре 2011 года Парламент Казахстана внес изменения и дополнения в Закон «Об образовании». Во всех обозначенных документах значение аккредитации в обеспечении качества образования подняли на новый уровень и сделали акцент на независимой аккредитации.

Прохождение аттестаций организаций среднего образования согласно законодательству Республики Казахстан происходит один раз в пять лет. Стоит отметить, что при создании независимого органа аккредитации для образовательных учреждений появится дополнительный стимул в достижении новых высот в деятельности. Ведь получив признание нового аккредитационного органа, образовательное учреждение приобретет более высокий статус, а также улучшит свою репутацию.

Хотелось бы особо отметить, что в процессе подготовки к аккредитации, необходимо обратить особое внимание на преподавателей образовательного учреждения. В частности, для того, чтобы школа показывала хорошие результаты в области знаний и эффективного преподавания, необходимо использовать новые технологии в управлении и мотивации. Хотя, заработная плата учителей регулируется законодательством, необходимо изыскивать новые пути мотивации: получение новых знаний по профессии, участие в интересных конференциях, зарубежных и национальных конкурсах, как лично, так и с учениками.

Деятельность неправительственных негосударственных агентств дает возможность государственной системе управления учебными заведениями обеспечивать баланс развития самоуправления организаций образования и эффективной оценки качества образования. В то же время она выполняет роль мощной системы мотивации, действительно стремящихся поднять подготовку специалистов на качественно новый уровень, дает возможность вовлечь всех заинтересованных лиц, в том числе работодателей, в процессы повышения качества образования. Полагаем, что целесообразно для среднего образования также внедрять процедуры аккредитации. Ведь аккредитация обретает всё более значимую роль, становясь знаком институциональной легитимности, так как реализуется независимыми агентствами, которые делают упор на совместимость программ либо честность структуры, основываясь на предыдущем опыте. Аккредитацию стали истолковывать как синоним качества.

Полагаем, что для скорейшего интегрирования системы среднего образования страны в международное образовательное пространство в динамично изменяющемся мире, необходимо повышать ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг. Поэтому, обеспечить гарантии качества в среднем образовании поможет аккредитация. Ключевые преимущества прохождения международной аккредитации для образовательных учреждений среднего образования представлены: международным признанием, развитие имиджа и укреплением конкурентных позиций на Казахстанском и международном рынке образовательных услуг; подтверждение статуса, гарантий высокого качества образования и услуг, соответствия международным требованиям; расширением возможностей сотрудничества с другими образовательными учреждениями в мировом образовательном пространстве; повышением доверия основных заинтересованных сторон  к результативности и эффективности образовательных программ.

Также отметим, что опыт Назарбаев Интеллектуальных школ показал, что школы, получившие признание от международного аккредитационного органа, улучшили управление школой, взаимоотношение между субъектами образовательного процесса и интерес к обучению учащихся.

 

Добавить комментарий