Все новости

Китайские туристы — бесполезные гости? или о печальном опыте России

В мире сейчас идёт конкурентная борьба по привлечению туристов, которыми на путешествия тратятся огромные деньги. Среди стран, граждане которых больше всех это делают, безусловно, на первом месте – Китай. Так, в 2016 году туристы Китая потратили в туристских целях 290 млрд. долл. по всему миру. За китайцами второе место занимают туристы США, но даже они тратят почти в 2 раза меньше китайцев — 151 млрд. долларов, затем следуют граждане Германии (87 млрд.), Великобритании (73 млрд.) и Франции (48 млрд.долларов).

Учитывая эти тренды, задачей любого государства, в том числе и Казахстана, является переориентация части мировых финансовых потоков в нашу страну путем создания необходимых условий для развития туризма. При этом очень важно найти деликатный баланс между национальной безопасностью и своими экономическими интересами. Нужен ли нам массовый дешевый турист? И принесёт ли он пользу нашей экономике?

Вот об этом, на примере китайских туристов, и хотелось бы сегодня поговорить. Почему именно на примере китайских туристов? — спросите вы.

Ну, во-первых, как я уже сказал, на сегодня Китай – это страна номер один по путешествиям, что естественно связано  с тем, что эта страна занимает первое место в мире по населению. А, второе, на что необходимо обратить внимание странам, которые хотят массово принимать китайских туристов, это на политику китайских властей, которая направлена, прежде всего, на то, чтобы в мире больше узнали о самом Китае, а деньги, которые тратятся на путешествия в основном возвращались в собственную экономику КНР.

Как я уже говорил в одном из предыдущих своих постов, в Китае разработана целая государственная идеология, а в 2010 году выдвинута инициатива «Один пояс – один путь», согласно которой каждый китаец должен посмотреть мир и самое главное, рассказать миру о Китае, о его культуре, традициях, экономических возможностях.

В соответствии с планом Правительства КНР к 2020 году каждый житель страны должен совершить не менее пяти туристических поездок ежегодно! Поэтому когда вы путешествуете по миру, то практически везде видите большие группы китайских туристов, так как они только организованными группами и ездят по миру.

Китайский турист – очень своеобразный, ему присущи такие качества как любознательность порой переходящая в бесцеремонность, он не стесняется демонстрировать свои привычки и пристрастия. Китайцы даже в других странах едят в основном только свою пищу (оказывается в пищеварительной системе организма китайцев вырабатываются особенные ферменты, которые воспринимают только китайскую кухню). Но самое главное – у китайцев очень сильно развито чувство патриотизма: и если он в любой стране увидит китайский отель, ресторан или китайский магазин сувениров, он именно там и потратит свои деньги. Потому что будет знать, что эти деньги в итоге и вернутся в китайскую экономику. Не верите? Тогда я вам расскажу о печальном опыте наших ближайших соседей – России.

Для начала я дам вам ссылки на две очень познавательные статьи: первая называется «Бесполезные гости», а вторая: «Китайская угроза: туристы из Поднебесной убивают Байкал?».

В обеих статьях наглядно рассказывается о негативном опыте российского турбизнеса по работе с китайским туристом. Открыв свои границы для китайцев, наши соседи в итоге получили «бесполезных гостей», как их сами россияне называют.

Получилось так, что от возросшего потока туристов из Китая экономика России практически ничего не получает. Все деньги, потраченные китайцами на поездку в Россию, в итоге в основном возвращаются в Китай, укрепляя его экономику, трудоустраивая граждан Китая, развивая финансовые системы Китая.

Как это происходит и почему это произошло?

В 2015-2016 годах вследствие либерализации визовой политики РФ резко увеличилось количество китайских туристов, приезжающих в Россию.

Потенциал этого турпотока огромен: Китай граничит с Россией, население многочисленно, платежеспособность китайцев довольно хорошая. Однако никаких дивидендов от этого российская экономика не получает. Виной этому, прежде всего, стала неготовность туристического рынка России, в первую очередь — состояние инфраструктуры гостеприимства и отсутствие соответствующего законодательства.

Существующие тенденции таковы, что основные доходы от обслуживания китайских туристов в России находятся в руках китайского бизнеса, а позитивный эффект для российской экономики сильно ограничен. Это, прежде всего, Казахстан и должен учесть.

То есть прежде, чем принимать массовый поток из Китая, мы должны подготовить отечественный бизнес к его приёму: должны быть открыты отели и рестораны специально для китайского туриста, гиды, транспортные услуги, магазины сувениров — всё это должно учитывать китайскую специфику: как я уже говорил выше, граждане Китая едят только свою пищу, останавливаются преимущественно в китайских гостиницах, они не знают английский язык, поэтому им нужны гиды со знанием китайского языка, им нужны магазины, где продаются сувениры, близкие культуре и традициям Китая!

Где и как тратят деньги туристы?

Большая часть трат на путешествие китайский турист делает еще в Китае. При покупке путевки оплачивается сразу дорога, проживание и питание, причем практически по себестоимости. Средняя стоимость путевки на 7-9 дней в Россию через китайские турфирмы, например, составляет 5-8 тысяч юаней (250-400 тысяч тенге), что намного дешевле, чем у российских туроператоров. Китайские туркомпании могут позволить себе подобный демпинг, так как уверены, что основные доходы они получат с туриста во время путешествия.

Как правило, питаются и проживают китайцы в гостиницах экономкласса. Причём эти отели они бронируют у себя на родине за год вперед, что позволяет получать большие скидки, тем более что почти все рестораны и некоторые гостиницы, даже оформленные на российские юридические лица, на самом деле принадлежат китайскому капиталу. А, следовательно, весь персонал в них (администраторы, ресэпшионисты, клинеры, повара, официанты, грузчики, и даже – щвейцары) — это опять же китайцы!

Китайский турист едет путешествовать практически без наличных. Для Китая, где практически большая часть покупок делается с помощью QR-кодов в популярной социальной сети WeChat, везти с собой юани или валюту кажется чем-то невообразимым. В результате почти все покупки осуществляются по картам. Все специализированные магазины, куда возят китайские группы, оборудованы пост-терминалами платежной системы «Union Pay».

В китайские магазины, в которых китайцы покупают сувениры попасть некитайцам почти невозможно. Охранник на входе вежливо попросит вас выйти, сославшись на технический перерыв или спецобслуживание. Главная статья доходов — продажа ювелирных изделий. Наценка на золотые изделия в таких магазинах составляет до 1000 %.

Вот, например, что происходит на Байкале (из второй статьи):

«… с недавних пор владельцами мини-гостиниц и хостелов становится все больше выходцев из Китая. Участки в прибайкальских поселках раскупаются в собственность, на них строятся малоэтажные дома, туда приезжают китайские туристы. Только доходов в местные бюджеты при этом практически нет: все новые особняки или коттеджи, переоборудованные под небольшие отели, в большинстве случаев считаются просто частными владениями, то есть обычными домами, а туристы — вроде как просто гости хозяев. И с них никаких налогов, никаких обязательств — ничего.

На Байкале китайские туристы ведут себя примерно так же, как и везде: держатся группами, едят в своих проверенных местах, сувениры и подарки покупают опять же в своих магазинах (чаще дороже, чем в обычных российских). Сами туры стоят у китайских турагентств дешево  — предложения российских туроператоров в сравнении с ними уже неконкурентоспособны.

Позже миллионы юаней с помощью китайских гидов, которые водят туристов по магазинам соотечественников, остаются в китайском же бизнесе.
Пока арифметика простая: деньги китайских туристов, которые могли бы поступать в российский бюджет и работать на российский бизнес, возвращаются в Китай, а байкальскую воду, землю и воздух иностранные граждане используют практически бесплатно…»

Что же остаётся в России?

Сейчас российские компании зарабатывают только на билетах в музеи или Эрмитаж, отдавая основную добавочную стоимость китайцам. Конечно, Россия получает новые рабочие места, налоги от деятельности легальных гостиниц, ресторанов и магазинов, заказы на производство ювелирных изделий и сувениров. Имеется и мультипликативный эффект, так как те же сотрудники китайских компаний, проживая в России, тратят здесь свои зарплаты. Однако российская сторона не контролирует обслуживание турпотока и практически лишена возможности на него влиять.

«Динамика же процессов на рынке такова, что китайский бизнес захватывает все большие ресурсы, в том числе используя классические схемы рейдерских захватов с привлечением российских ОПГ и коррумпированных чиновников.

Зачастую китайцы договариваются с русским партнером, который выстраивает предприятие (например, тот же магазин) с нуля, после чего его «кидают» либо разоряют, открыв по соседству такой же магазин и пуская весь поток туристов туда.

Ситуация не изменится без регулирования отрасли. Организационный хаос выгоден только китайским турфирмам и тем, кто может извлечь некую ренту из сговора с ними» — считают российские эксперты.

Какой урок для Казахстана?

Для того чтобы не было такого хаоса и у нас, в Казахстане, нам крайне важно всё это учесть и упреждающе принять необходимое законодательство, регулирующее прием иностранных туристов, в том числе китайцев. В частности, в нем должна быть прописана норма, что гидами могут работать только казахстанские граждане. Крайне желательно создать механизм, позволяющий им быть независимыми от китайского туроператора — это позволит увеличить долю доходов от приема китайских туристов, остающуюся в нашей стране. И это касается только экономического аспекта, хотя есть еще не менее важный культурологический аспект, который заслуживает отдельного внимания.

В конце концов, нужна либерализация экономических законов и поддержка малого и среднего бизнеса в туристической отрасли, что позволило бы создать собственную, независимую от китайского капитала инфраструктуру гостеприимства, которая смогла бы стать альтернативой для иностранного турпотока.

«Китаизация» пространства, которая бурно происходит у наших соседей — реальная угроза и для Казахстана. Поэтому мы должны принять все меры, чтобы туристический бум стал следствием целенаправленных действий со стороны государства, учитывающие выгодность рыночной конъюнктуры. Иначе есть реальная опасность, что те выгоды, которые сулит туристический бум из Китая пройдут мимо казахстанской экономики.

А что думаете по этому поводу вы, друзья?

Categories: Все новости

Tagged as:

Добавить комментарий