Все новости

Работает портал общественной оценки учебников

В связи с обновлением содержания образования учебник наряду с информационной функцией становится организатором творческой и поисковой работы школьника, мотивирует его познавательную деятельность. О создании учебников нового поколения наша беседа с директором Республиканского научно-практического центра «Учебник» Бейбиткуль КАРИМОВОЙ.

IMG_7463-05-02-18-07-08

– Появление новых учебников общественность приняла неоднозначно. Было много негативных оценок, комментариев в соцсетях. На ваш взгляд, почему это произошло: низкая квалификация авторов или всему виной инертность нашего мышления?

– Чему учить школьника в век цифровых технологий? Это один из ключевых вопросов образования. Сегодня мы переходим от знаниевой функции учебника к практической. Учебник должен формировать у школьника умение находить информацию, критически ее переосмысливать и эффективно использовать.

Внедрение деятельностной модели обучения поменяло функции, структуру и содержание учебников. В них сокращен объем теоретических материалов, предназначенных для заучивания и запоминания. В учебниках стало больше материалов и заданий, связанных с жизненными ситуациями и  ориентированными на практическое применение знаний.

В учебниках усилен визуальный ряд. В них много диаграмм, моделей, графиков, таблиц. Учащиеся 1, 2, 5 и 7 классов уже  используют обновленные учебники, которые значительно отличаются от предыдущих.

По поводу негативной реакции по содержанию и отдельных заданий в учебниках скажу следующее. Вопрос учебников касается широкого круга людей: учителей, учеников и родителей. Сегодняшние коммуникации позволяют реагировать, обсуждать, критиковать или поддерживать новации. И мы это приветствуем. Но в принципе не согласны с попытками утрировать и обобщать недостатки, вырывать из контекста фразы и делать необоснованные выводы. Отдельные критики усмотрели в заданиях некий подтекст и сделали вывод об их аморальности.

К примеру, прозвучало мнение о том, что в учебнике по казахской литературе главный герой произведения «Қамбар батыр» предстает в глазах школьников алкоголиком. На самом деле, чтобы обратить на себя внимание, влюбленная в батыра дочь богатого бая Назым приготовила напиток из кумыса и винного настоя. А гордый батыр даже не обернулся в сторону девушки, так как знал об отношении к себе ее отца. О каком пьянстве идет речь, если Камбар даже не притронулся к угощению?

Мы выросли на эпосах и сказках, но у нас никогда не возникала мысль искать что-то аморальное в поведении Бабы-Яги или Кощея Бессмертного. А нашумевшая сказка Людмилы Петрушевской «Пуськи Бятые» используется в  учебнике русского языка 7 класса для 11-летней школы с 1985 года, а также в российских учебниках по русскому языку для 2, 3, 5 классов.

Было много нареканий по поводу подачи материалов в учебниках русского языка для 5 и 7 классов. В учебниках по языковым предметам вместо грамматических правил даются лексические темы, отражающие социальные и экологические проблемы. Их цель – научить ребенка думать, развивать критическое мышление и речевые навыки.

Пользуясь ситуацией, некоторые «эксперты» «подливали масло в огонь». Появилась ложная информация о том, что якобы в учебнике математики для 2 класса есть задания про Федю, где он бьет первоклассников, а те плюют в его компот. На самом деле эти задачи были из книги российского писателя Григория Остера «Школа ужасов».

У нас не развита культура критики. Ведь для того, чтобы оппонент воспринял ее, она должна быть обоснованной, конструктивной и содержать предложения. Корректно высказанные, дельные замечания и предложения, конечно же, будут приняты.

– Что делается министерством для повышения качества и предупреждения ошибок в  учебниках и учебно-методических комплексах?

– Мы впервые организовали встречи авторов учебников с практиками. Они прошли во всех областных центрах, в Астане и Алматы. Перед 7 тысячами учителями, работниками меткабинетов выступили 160 авторов учебников. Авторы разъяснили концептуальные положения и особенности учебников 3, 6 и 8 классов, а учителя высказали свои пожелания. Рекомендации по итогам обсуждения направлены в издательства. Мы уверены, что проведенная масштабная работа даст положительные результаты.

В СМИ родительская и педагогическая общественность часто поднимала вопрос о переиздании учебников каждые 4 года. Мы изменили порядок. Переиздание теперь будет в случае внесения существенных изменений в стандарты и программы, а также физического износа учебников.

Проблема качества крылась и в отсутствии системности в подборе авторов. Учебник разрабатывался школьным учителем, не обладающим актуальным научным знанием по предмету, или ученым, не владеющим школьной методикой. Эту дилемму мы решили так: обязали издательства формировать авторские коллективы учебных изданий для среднего образования из числа ученых, методистов и учителей.

Дискомфорт создавал большой формат учебников и рабочих тетрадей. Поэтому министерство выработало рекомендации по их формату. В 2018-2019 учебном году размер новых учебников для 3, 6 и 8 классов станет удобным.

Актуальным остается использование интернета в учебном процессе. Здесь требуется взвешенный подход. Ссылки в учебниках разрешаются только на официальные сайты для выполнения дополнительных заданий.

В настоящее время нами используется пятиступенчатая система оценивания качества и отбора учебников и УМК: научная и педагогическая экспертиза, апробация, общественная оценка, рассмотрение на предметных и республиканской комиссиях. С 2017 года апробацию проходят  учебники и УМК для основного и общего среднего уровней образования. Раньше ограничивались апробацией лишь учебников начальной школы.

Изменился порядок работы предметных комиссий, создаваемых из числа ученых и учителей школ. Заседания комиссий будут проводиться два раза в год для проверки промежуточных и окончательных итогов экспертизы. Это поможет своевременно корректировать и совершенствовать процесс подготовки учебников.

Для более полного учета мнений заинтересованных сторон создан институт общественной оценки учебников. На сайте нашего центра работает портал «Общественная оценка учебников». Там размещаются учебники для экспертизы и апробации. Сейчас на портале находятся проекты учебников и УМК для 3, 6 и 8 классов. Любой пользователь, проанализировав их содержание, может дать комментарии и рекомендации. Создана также система отслеживания результатов общественной оценки.

О работе портала общественной оценки мы регулярно информируем через все коммуникационные средства. Много предложений по улучшению учебников поступило от вузов. Они направлены разработчикам.

– Сейчас ввели новое понятие – единый базовый учебник. Расскажите об этом.

– Мы поэтапно будем переходить на использование единого базового учебника: с 2017 года в начальной школе, с 2020 – на уровне основной школы, с 2022 – на уровне общего среднего образования. Система использования учебников на альтернативной основе позволяет организациям образования выбирать учебник того или иного издательства. В этой системе есть свои положительные моменты. Но у учеников возникают сложности при переходе в другую школу, при подготовке и сдаче ЕНТ. Единый базовый учебник оптимизирует процесс закупа, не вызовет трудности при переходе из школы в школу. При этом право разработки учебной литературы по-прежнему остается у издательств. Но отбирать лучший учебник будет республиканская комиссия.

– Проработан ли вопрос своевременного обеспечения школьников учебниками? Всем знакома ситуация, когда в начале учебного года родители начинают «температурить» по этому поводу….

– Нужно дифферецировать ответственность за обеспечение школьников учебниками. Законодательством предусмотрено, что закуп учебников для школ осуществляют управления образования областей, отделы образования городов и районов.

Тем не менее, министерство не снимает с себя ответственность за обеспечение учебной литературой. Из-за плохого прогнозирования потребностей школ часто возникали трудности с финансированием, ситуации нехватки бюджетных средств в регионах. Мы внесли изменения в правила. Теперь издательства будут размещать ориентировочные цены на учебники на сайте заблаговременно. А школы заранее будут просчитывать потребность в учебниках и проводить инвентаризацию библитечного фонда.

Задача министерства – мониторить финансирование закупа учебников, сроки заключения договоров между местными исполнительными органами и издательствами, своевременнность доставки. Еще одно важное новшество: ученик, воспользовавшись QR-кодом учебного издания, сможет получить электронную версию учебника.

–  Один из бурно обсуждаемых вопросов – переход не трехъязычие. Что делается в плане подготовки учебников для обучения на английском языке?

– Мы знаем, что значительная часть населения скептически относится к   внедрению трехъязычного обучения в школах. Однако в необходимости изучения наряду с родным языком английского не сомневается никто.

В настоящее время определены меры поэтапного внедрения трехъязычного обучения. Планируется, что с сентября 2019 года
в 10 и 11 классах начнется ведение преподавания на английском языке по четырем предметам естественно-математического цикла.

Эксперимент по обучению на трех языках в общеобразовательных школах республики ведется с 2007 года и проводится на базе 33 школ. Полиязычное обучение успешно реализуется в Назарбаев Интеллектуальных школах, «Білім-инновация лицейлері», «Дарын» и в других специализированных школах. Эти учебные заведения давно используют учебники на английском языке. Издательства «Астана-кітап», «Express Publishing» разработали билингвальные учебники по физике, химии, биологии, информатике, и они проходят апробацию в 16 школах республики с сентября 2017 года. Следует помнить, что при внедрении предметов на английском языке обязательно будет учитываться степень подготовленности школ и педагогических кадров.

– По-прежнему актуален вопрос изучения казахского языка. Что делается для разработки и внедрения новой методики изучения казахского языка для русскоязычных школ?

– В 2017 году министерство провело серьезную работу в этом направлении. Теперь обучение казахскому языку будет вестись по новой методике. Ее суть – в первоочередном изучении наиболее активно употребляемых казахских слов с постепенным увеличением словарного запаса.  Главная задача данной методики – научить обучающихся свободно говорить на казахском языке.

Для этого Институт языкознания им. А.Байтурсынова разработал «Частотный словарь казахского языка». В нем дана информация о зоне активной лексики, а также частотность каждого слова. Институт совместно с АОО «НИШ» подготовил лексико-грамматический минимум казахского языка  и литературы для 1-11 классов школ с неказахским языком обучения. В него вошло 2884 слов, охватывающих словарный запас учеников с 1 по 11 классы. Сейчас учебники, разработанные  по новой программе, проходят экспертизу в центре «Учебник». Нами проводится тщательный  анализ учебников на соответствие лексико-грамматическому минимуму.

 

Добавить комментарий