Все новости

Дария Кожамжарова: о модернизации педагогического образования

Как ранее сообщала газета Білімді ел — Образованная страна, в Астане 13 февраля в здании Казмедиа состоялось расширенное заседание коллегии МОН РК, посвященное обсуждению итогов деятельности ведомства за 2017 год и планов на ближайшие годы. В ходе заседания с докладом о модернизации педагогического образования выступила ректор Таразского государственного педагогического университета Дария Кожамжарова (на фото). 

«Барлық дәуірдің ең құнды капиталы — адами капитал болып табылады. Білім саласындағы мемлекеттік саясат сапалы заманауи білімге ие бәсекеге қабілетті мамандарды даярлауға бағытталған.
Бүгін әлемде 40 мыңнан астам мамандық бар деп есептеледі. Бірақ қандай қоғам, қандай заманауи өзгерістер болмасын білім саласында мұғалім шешуші тұлға болып қала беретіні даусыз.

Как отметил Президент страны Н.А. Назарбаев: «Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех». Действительно, все направления модернизации сознания общества в целом и каждого казахстанца, как конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, открытость сознания напрямую связаны с процессом образования.

Как видите, на нас с Вами возложена большая миссия по формированию личности в целом, по подготовке педагогических кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания, именно тех людей, которые станут главными проводниками принципов модернизации и создания собственной передовой системы образования.
Тем более, новое время бросает нам новые вызовы. Это: цифровизация, массификация образования, интернационализация, английский язык, образовательные технологии, спрос на конкретные навыки, непрерывность педагогического образования и др.
Все эти тренды, безусловно, влияют на содержание и цели  образования. И они призваны сыграть ключевую роль в его модернизации.
Сегодня в данном направлении сделано немало. Так, актуализированы образовательные программы вузов с учетом обновленного содержания среднего образования. В педагогические вузы страны были приглашены более 100 иностранных специалистов. С 2017 года в вузах ведется реализация программ на английском языке по естественно-математическому направлению.
В целях трансляции опыта АОО «НИШ» с 2015 года проводятся курсы для ППС вузов (ежегодно по 100 чел.) на базе Центра педагогического мастерства и Назарбаев Университета.
Для определения профессиональной квалификации карьерного роста отраслевыми ассоциациями учителей и вузов разработан Профессиональный стандарт педагога.
Однако, несмотря на все эти мероприятия, мы, педагогическое  сообщество принимаем новые вызовы быстро меняющегося общества.
Возникает вопрос, какими компетенциями должен  владеть учитель?
Что говорит мировой опыт. Так, в странах ЕвроСоюза, и ОЭСР уже обозначены компетенции, необходимые на каждом этапе педагогической карьеры.
Это:
— Работа с информацией, технологиями и знаниями.
— Работа в команде (учениками, стажерами, взрослыми, коллегами) с партнерами в области образования
— Работа с обществом и в обществе — на местном, региональном, национальном уровнях.
То есть, Учитель XXI века должен выступать в нескольких  ролях: как наставник, руководитель, фасилитатор, коуч, модератор, эксперт.
Для подготовки учителей высокого качества необходимо прививать современные навыки, такие как:
Цифровая грамотность: Это создание цифровых образовательных ресурсов и их применения,  умение использовать социальные сети в учебных целях;
Исследование и создание знаний: Аналитические и критические навыки мышления, решение проблем и креативность, аргументация, этика и ценности;
Социальные навыки: культурная грамотность и понимание.
Нетворкинг: учиться у других, обмен идеями и опытом
В этой связи  важным является:
— начать разработку образовательных программ по новым направлениям подготовки педагогов: IT-менеджер, IT-педагог, IT-лингвист и др.
— открыть на базе педагогических вузов  технологические IT-парки.
— создать региональные сетевые университеты, для «быстрого» обмена педагогическим мастерством и  методическими ресурсами в режиме онлайн.
— расширить подготовку магистров для работы в старших классах.
Хочется отметить, что  преимуществом в подготовке учителей является использование дуального подхода, при котором достигается максимальное включение студента в будущую педагогическую профессию.
Привлечение специалистов-практиков для преподавания блока методических дисциплин является важным. Особо хочу обратиться к преподавателям педагогических вузов. Пришло время нам как профессионалам, готовящих учителей, дать оценку своей деятельности.
Высокое качество образовательных услуг в условиях вуза может быть достигнуто только при наличии педагогов, мобильно реагирующих на изменения в образовательном пространстве. То есть современный педагог – это педагог, не только умеющий решать задачи определенного уровня сложности, но и способный увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в контексте новых тенденций в образовании.
Нағыз білімділіктің басты өлшемі — біздің ұстаздарымыздың өз кәсібіне деген адалдығы мен әділдігінде, елі мен халқының алдындағы парызын терең түсінуінде.»

Фрагмент выступления:

Реклама

Categories: Все новости

Добавить комментарий