Ученица НИШ: прочитав Абая, решила заняться исследовательской деятельностью
Ученица 10 «В» класса НИШ ХБН г. Алматы Жаныл Калитаева, прочитав «Слова назидания» Абая, решила заняться исследовательской деятельностью по этой книге и защитить свой проект в будущем году, передает пресс-служба школы.
– Когда мой учитель русского языка и литературы Айгуль Амитова посоветовала мне прочесть книгу «Слова назидания» Абая Кунанбаева, я равнодушно отнеслась к этой идее. На выходные я открыла книгу и на одном дыхании прочла её. Не знала, что притчи, опубликованные 116 лет назад, могут так меня тронуть, – признается Жаныл Калитаева.
Ученица отмечает, что каждая строка «Слов назидания» показывает через что прошёл автор: богатство, признание, искушение власти, тяготы земных дел, потеря близких. В этом произведении он размышляет о смысле жизни, даёт советы молодёжи, разоблачает человеческие пороки, пропагандирует высоконравственные качества человека. Абай призывает народ овладевать знаниями и перенимать культуру передовых народов, указывает на необходимость развития интереса и стремления детей к науке. Он стремится оградить нас от пороков. У него болит душа за свой народ.
– «Слова…» написаны просто, доступно и интересно. Образный язык, искренность поэта, его человечность, высокая устремленность, могучая мудрость – всё взволновано и заставило меня размышлять. Многие умозаключения и поучительные афоризмы из книги актуальны и сегодня, – сказала Жаныл Калитаева.
И процитировала 10 изречений из книги:
1.Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив; хвастливый кроме трусливости ещё и глуп; а глупый всегда невежествен и бесчестен. Из бесчестных выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не нужные на свете.
- Красивым и сильным делает человека его ум, образованность, честь и обаяние.
- Для того, чтобы запомнить советы и следовать им, нужно соблюдать четыре условия.
Первое: Надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда тебе дают совет.
Второе: Надо принимать умные слова сердцем, всей душой так, словно утоляешь ими жажду.
Третье: Следует по нескольку раз повторять услышанное, чтобы закрепить его в памяти.
Четвёртое: Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять свои ценные свойства.
- Если страстно полюбишь науку, и само знание будешь считать достоянием, то оно даст тебе высшее блаженство. Тогда ты закрепишь в памяти то, что знаешь и будешь страстно стремиться познать то, чего ещё не знаешь.
- Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь?
- Человек должен отличаться от других умом, знаниями, волей, совестливостью, хорошим нравом. Думать, что можно возвыситься иначе, может только глупец.
- Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью.
- Жить хитростью, обманом, попрошайничеством – удел бездарных проходимцев. Веруй в Бога, надейся на свое умение и силы. На честный и самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами.
- Человек должен одеваться скромно, содержать одежду в чистоте, быть опрятным. Тратить на одежду больше, чем позволяют средства, обременять себя излишней заботой о внешности, могут только щеголи.
- Недостаточно обладать разумом – только слушая и запоминая наставления знающих, избегая пороков, можно стать полноценным человеком.
– Таким образом, пришла к мысли, что афоризмы Абая – это культурное наследие не только казахского народа, но и всего человечества. И чем дальше уходит то время, в котором жил Абай, тем сильнее чувствуешь его присутствие. Читала слова, на теле появлялись «мурашки» от вопросов, которые поднимает великий мыслитель. Могу с уверенностью сказать, что это послание нам, молодым, будет служить мудрым советом. Поэтому я твёрдо решила заняться исследовательской деятельностью по книге «Слова назидания» и защитить свой проект в будущем году. Обязательно порекомендую прочесть книгу своим близким и друзьям, – заключила ученица НИШ.
Загрузка...