Все новости

В МОН РК состоялось заседание Технического комитета Генеральной Ассамблеи WorldSkills Kazakhstan и подписание Дорожной карты по развитию по развитию международного сотрудничества Республики Казахстан с Финляндской Республикой на 2018 — 2020 годы

2

На снимке: Хелена Коскинен, директор колледжа Tredu (Финляндия), Насымжан Оспанова, директор Департамента ТиПО МОН РК, Алма Дощанова, председатель Технического комитета Генеральной Ассамблеи WorldSkills Kazakhstan

В МОН РК состоялось заседание Технического комитета Генеральной Ассамблеи WorldSkills Kazakhstan и подписание Дорожной карты по развитию по развитию международного сотрудничества Республики Казахстан с Финляндской Республикой на 2018 — 2020 годы. По мнению экспертов, данный документ имеет большое значение во всех направлениях развития образования, в частности, для системы ТиПО в задаче по усилению потенциала Казахстана во всемирном движении WorldSkills.

 Насымжан Оспанова, директор Департамента ТиПО МОН РК:
— В Казахстане начаты большие преобразования по модернизации образования, внедряется новое современное содержание. Начал осуществляться большой и важный национальный проект, инициированный нашим Президентом Н.А.Назарбаевым «Бесплатное техническое профессиональное образование для всех» — он очень значимый для всей нашей системы ТиПО. В рамках этого проекта в обновлении содержания безусловно заложены лучшие мировые практики, в том числе движение WorldSkills. Казахстан очень заинтересован в выстраивании сотрудничества в сфере образования с Финляндией, уже ряд делегаций представителей образования Казахстана побывали в Финляндии, внимательно изучили опыт работы в системе дошкольного, школьного, профессионально-технического и высшего образования и пришли к мнению, что он действительно передовой и очень успешный. Хочу отметить еще один наш большой национальный проект, направленный на развитие дуального обучения и в этой части финский опыт для нас тоже очень важен. В рамках модернизации также стоит задача оптимизации системы техническо-профессионального образования, здесь опыт Финляндии весьма интересен. Конечно же, не могу не сказать о последней поездке казахстанской делегации по изучению опыта движения WorldSkills – наши специалисты приехали воодушевленные и восхищенные увиденным, привезли очень хорошие идеи. Пользуясь случаем, хотела бы поблагодарить членов Технического комитета Генеральной Ассамблеи WorldSkills Kazakhstan, холдинга «Касипкор» за командную работу по развитию WorldSkills Kazakhstan, его актуализации и эффективное взаимодействие со всеми колледжами нашей страны. Все технические делегаты в регионах очень активны, авторитетны, имеют единый неравнодушный голос, инициативы и я уверена, в конечном счете все это приведет к хорошему результату, к успеху! Я очень рада сегодняшнему событию с участием делегации из Финляндии и началу тесного сотрудничества. 13-19 октября в Астане на территории ЭКСПО пройдет наш национальный чемпионат WorldSkills Kazakhstan — мы приглашаем наших финских коллег приехать его посмотреть своими глазами!

Алма Дощанова, председатель Технического комитета Генеральной Ассамблеи WorldSkills Kazakhstan:

— Как известно, финская система образования имеет мировое признание и лидерство. Для нас может быть интересна модель финских реформ в системе образования. Первое, на что бы я хотела обратить внимание – программа подготовки учителей, педагогов, каждый должен иметь диплом магистра, в программе подготовки — педагогика плюс педагогическая практика и, особенно важно, освоение методов исследовательской работы. Таким образом подняли престиж профессии учителя в Финляндии. Это делает работу учителя желанной для многих, но доступной лишь тем, кто успешно проходит достаточно строгий отбор. Второе, длительность обучения. Во многих странах суммарное число часов учебных занятий в год намного выше, чем в финских учебных заведениях. Судя по результатам исследований PISA, предписанная суммарная продолжительность учебных занятий очень слабо коррелирует с образовательными достижениями учащихся. Интересно, что в странах, демонстрирующих высокое качество образования во всех исследуемых PISA областях знаний (в Финляндии, Корее и Японии), формальной продолжительности обучения придается мало значения, в то время как в странах, демонстрирующих намного более низкое качество образования (таких, как Италия, Португалия и Греция), требуемая продолжительность обучения намного больше. Если выразить продолжительность обучения в условных учебных годах, выяснится, что, например, 15-летние итальянские школьники обучались по меньшей мере на два учебных года дольше, чем их финские сверстники. Более того, согласно имеющейся статистике, финские студенты тратят на выполнение домашних заданий меньше времени, чем их ровесники из любой другой страны. В этом состоит еще одно существенное отличие Финляндии от многих других стран. Третье, отсутствует внешний контроль, аттестация и аккредитация учебных заведений, нет контролирующего органа — комитета по контролю в сфере образования. Четвёртое, согласно действующего законодательства равные права и равные возможности в образовании, полностью государственное финансирование. Сокращение числа стандартных тестов, повышение автономии учебных заведений, использование исследовательской работы как одной из ключевых составляющих подготовки учителей и назначение на руководящие должности в системе образования самих учителей. Нам есть чему поучиться на этих примерах. Уникальный пример Финляндии дает нам богатую пищу для размышлений и должен вдохновить нас на собственные реформы образования.

IMG_7487

В рамках Дорожной карты выстраивается новая архитектура движения WorldSkills Kazakhstan с применением очень эффективного опыта развития WorldSkills в Финляндии. Финская сторона в рамках Дорожной карты готова оказывать содействие в обучении экспертов по компетенциям чемпионата, а также в повышении квалификации технических делегатов от регионов Республики Казахстан. Кроме того — обучение участников чемпионатов WorldSkills, участие в национальных чемпионатах Финляндии и Казахстана, консультирование и экспертное сопровождение чемпионатов WorldSkills Kazakhstan, центров компетенций.
Серьезные совместные планы намечены в сотрудничестве в области подготовки кадров, развитии системы академической мобильности студентов. Это стажировка преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на предприятиях Финляндии (Казахстана), для обмена опытом в области применения новых технологий и работы на современном оборудовании предприятий. Обмен студентами по системе академической мобильности для обучения и прохождения практики на предприятиях Финляндии (Казахстана). Экспорт профессий на основании интегрированных учебных планов и программ (модель двойного диплома). Организация и проведение конференций, совещаний и других мероприятий, направленных на расширение и укрепление взаимного сотрудничества. Наконец, совместные проекты в области развития образования и обучения.

Хелена КОСКИНЕН, директор колледжа Tredu (Финляндия):

— Большое спасибо за возможность приехать в Казахстан!  Начиная совместную большую работу, важно ближе узнать друг друга и поэтому замечательно, что в мае у нас побывала делегация Казахстана, а сейчас приехали в Казахстан мы. Как у нас проходит образование преподавателей? Закон вышел в 1958 году и тогда же появились первые учебные заведения именно для преподавателей и стало уделяться большое значение их подготовке. Об особенностях финского профессионально-технического образования можно говорить много, например, в колледжах у нас учатся по индивидуальным учебным планам. Преподаватели у нас работают над целостной подготовкой студентов – как они учатся, какие у них проблемы с обучением, занимаются их постоянным поддержанием. Индивидуальные планы позволяют каждому студенту учиться по своим способностям и с учетом того, на что он рассчитывает в будущем. Каждый студент должен получить фундаментальное базовое образование, после которого он сможет продолжить обучение и освоить гибко любое узкое востребованное на рынке направление. У нас в стране нет 10-11-12 классов, по окончании 9 класса учащийся поступает либо в базовый предметный колледж, либо в базовый профессиональный колледж. После получения базового образования в колледже студент либо поступает на работу, либо в институт или университет.

Состоявшаяся встреча и наш обоюдный визит имеет колоссальное значение, так как каждая такая встреча расширяет, обогащает, дает новые знания и перспективы сотрудничества. Реформа, та дорога, которую мы начали и продолжаем в системе ТИПО, сегодня вызывает интерес в мире и нам очень приятно делиться своим опытом и наработками. Если говорить о WorldSkills Kazakhstan, мы будем сейчас совместно прорабатывать важные направления его динамичного развития, но самое важное, чтобы каждый студент, который хочет в этом движении участвовать, имел все нужное и необходимое для этого. Повышение квалификации экспертов, которые будут непосредственно работать с молодежью – это должно стоять безусловно на первом месте!

— Очень важно, что работа направлена на продолжение программы модернизации системы ТИПО и мы будем адаптировать финскую модель именно на наш уровень образования, — сказала в интервью газете «Бiлiмдi ел — Образованная страна» Алма Дощанова, председатель Технического комитета Генеральной Ассамблеи WorldSkills Kazakhstan. —  Мы подписали Дорожную карту, где прописаны конкретные мероприятия до 2020 года и первое здесь – повышение квалификации членов Технического комитета, в который входят директора колледжей — технические делегаты каждого региона, таким образом будет получен мультипликативный эффект распространения знаний и опыта на всю страну. По итогам стажировки каждый технический делегат от региона напишет рапорт в МОН о том, что он изучил и что считает возможным взять в нашу модель, то, чего нам сегодня пока не хватает, чтобы быть намного более эффективными. Мы, как Технический комитет, все эти выводы, рапорты будем аккумулировать и подготовим проект, который отразит изучение системы финансирования, дуального обучения, обновления содержания образования и движения WorldSkills. Скорее всего, будет создана большая проектная группа, куда войдут эксперты, работодатели, директора колледжей, которая проведя совместную работу, сможет представить проект к маю 2019 года в Министерство образования и науки РК. Мы считаем сотрудничество с Финляндией очень значимым, потому что финское образование в мировом рейтинге занимает первое место по качеству по всем уровням образования. Как они этого добились? Что они для этого сделали? Какая нормативно-правовая документация была разработана для того, что все так успешно внедрить? В их Законе об образовании прописано, что работодатель участвует в разработке общего государственного образовательного стандарта, и также в нем прописан региональный аспект. У нас этого нет и почему бы все это не инициировать у нас? В общем, начало положено, работа предстоит большая!

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана
Фото Ануара Арыстанбекова

Рубрики:Все новости

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.