Все новости

АУЭС: образовательные программы позволяют осуществить подготовку высокомотивированных кадров для инновационных и наукоемких отраслей экономики

Тема подготовки элитных высокомотивированных кадров для инновационных и наукоемких отраслей экономики в рамках образовательных программ по специальности  5В071800 –Электроэнергетика важна сегодня.

Напомню, в Указе Президента РК «Об утверждении Стратегического плана развития РК до 2025 г.» года поставлена задача — достижение всеохватывающего и востребованного образования. Согласно  Инициативе 1.2 — «Обновление содержания программ всех уровней образования»  будет осуществляться постоянный мониторинг образовательных программ и сравнение их эффективности (по уровню заработной платы выпускников, доле трудоустроившихся выпускников) для отбора наиболее востребованных на рынке программ.

Исходными документами для разработки образовательных программ (ОП) являются государственные общеобязательные стандарты и типовые учебные планы соответствующих уровней образования, Национальная рамка квалификаций, отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты (ПС), а также нормативные правовые акты уполномоченного органа в сфере образования, регламентирующие процесс образовательной деятельности.

Согласно «Руководству по разработке образовательных программ» (разработчик – компания «GDSI Limited»), принятие за основу разработки образовательных программ профессиональных стандартов означает наступление активной фазы внедрения компетентностного подхода в системе образования Казахстана. Концентрация на компетенциях в современной мировой практике профессионального образования связана с переключением парадигмы от преподавателе-ориентированного обучения к студентоцентрированному. Данная модель обучения признана приоритетной странами-участницами Болонского процесса при построении европейского пространства профессионального образования.

В таком понимании новые подходы к разработке образовательных программ подразумевают основательную работу организаций образования совместно с социальными партнерами по: анализу рынка труда, формулированию компетенций, результатов обучения и критериев, а так же привязке к ним инновационных технологий обучения и инструментария оценки результатов обучения. При разработке ОП проводится  анализ профессиональной деятельности для определения требований рынка труда к подготовке кадров, актуализация профессий;  определяется взаимосвязь между образовательной программой, профессиональным стандартом и государственным общеобязательным стандартом образования.  Создание образовательной программы начинается с проведения анализа требований работодателей к профессиональной деятельности соответствующей направлению подготовки согласно отраслевой рамке квалификаций и профессиональному стандарту.

Профессиональный стандарт является основой разработки ОП                        (формулируются цели образовательной программы и ее название).       Представленная взаимосвязь указывает какие элементы профессионального стандарта, в каком качестве учитываются при разработке ОП. С точки зрения ОП это означает, что после завершения обучения по соответствующим профессиональным модулям, включающим теорию и практику, обучающийся сможет практически выполнять на практике описанную в ПС трудовую функцию. На этапе разработки формируются модули образовательной программы (итерационный процесс, основанный на оценке достижимости модели компетенций с учетом предложенной модели компетенций),  разрабатываются спецификации и структура модулей ОП;

Образовательные программы  Алматинского университета энергетики и связи  разрабатывались на основе  анализа трудовых функций профессиональных стандартов в области электроэнергетики и информационно — коммуникационных технологий для 6-го уровня квалификации (бакалавр, практический опыт).  Образовательная программа включает в себя паспорт ОП с указанием целей ОП, уровень образования и квалификации, области трудовой и профессиональной деятельности. Формируются модули учебных дисциплин, обеспечивающие приобретение необходимых компетенций.

В целом в отличие от специальностей информационно — коммуникационных технологий (ИКТ) в электроэнергетике процесс цифровизации находится в начальной стадии. Несмотря на то, что тенденция перехода на цифровые технологии в системах сбора и обработки информации, управления и автоматизации подстанций наметилась ещё более 15 лет назад, первая в мире цифровая подстанция была запущена лишь в 2006 г. Тем не менее, сегодня практически все ведущие компании-производители электроэнергетической отрасли активно работают в данном направлении, учитывая положительный опыт ИКТ-отрасли. Тем более что телекоммуникации являются основой систем мониторинга и управления в любой другой отрасли экономики. К тому же цифровизация, окончательно победившая в начале XXI веке в ИКТ, подняла на новую высоту не только отрасль связи, но все отрасли, которые сумели этим воспользоваться.

Электроэнергетические сети в чём-то похожи на сети связи — они имеют магистральные и распределительные участки с различными рабочими напряжениями и структурой «звезда» или «кольцо». В качестве сетевых узлов выступают подстанции, в которых происходит преобразование напряжения передаваемой электроэнергии.

Важнейшая особенность любой электроэнергетической системы заключается в том, что производство электроэнергии, её распределение и преобразование в другие виды энергии осуществляются практически в один и тот же момент времени. Другими словами, сегодня электроэнергия практически нигде не аккумулируется (проекты создания сетевых накопителей электроэнергии находятся в разработке), и вся система работает в режиме on-line. Все элементы системы взаимно связаны и взаимодействуют, а энергия, произведённая в системе, всегда равна энергии, в ней же потреблённой.

Поспевает ли наше среднее и высшее образование за этими процессами? Или специалистам приходится доучиваться в процессе работы на объектах энергетики? В большинстве случаев они учатся уже непосредственно на месте. Все ‑ таки и образование, и наука зачастую не успевают за технологическим прогрессом.

Как отнесутся, к примеру, специалисты в области РЗА, инструкции которых воистину «написаны кровью», к тому, что на подстанцию будут иметь доступ «какие-то айтишники»? Очевидно, что «новые айтишники» должны быть соответствующим образом подготовлены или даже переучены из «релейщиков». Проблема в том, удастся ли их переучить, — ведь многим из них уже немало лет. Да что там «релейщики», весь остальной персонал, вплоть до высшего менеджмента, тоже должен «сменить голову» и мыслить новыми цифровыми реалиями. То есть кадровый вопрос при цифровой модернизации электроэнергетики отнюдь не последний.

С этой целью Алматинским университетом энергетики и связи в модульный учебный план  2018/2019уч. год образовательной программы «Электроэнергетика» по специальности 5В071800- «Электроэнергетика» включено изучение дисциплин: Логические основы цифровых систем управления;  Информационно-коммуникационные технологии; Компьютерные и сетевые технологии в электроэнергетике; Интегрирование цифровой техники в системы автоматизации управления  в  электроэнергетике; Теоретические основы электроустановок нетрадиционной и возобновляемой энергетики;   Проектирование малых систем электроснабжения  с применением ВИЭ;  Основы построения SCADA  систем в электроэнергетике;  Энергосберегающие технологии в инфроструктурных объектах;  Накопители электроэнергии;  Цифровые системы управления электроприводами.

В модульный учебный план образовательной программы «Системный инжиниринг интеллектуальных  энергосетей» по специальности 5В071800 — «Электроэнергетика», созданной в  рамках проекта «Разработка и пилотное внедрение образовательных программ высшего и послевузовского образования на основе профессиональных стандартов» займа Всемирного банка — Контракт № KZSJ-1.2/CS-04-CQS по договору с Международным университетом информационных технологий (МУИТ), дополнительно включено изучение дисциплин:  Диспетчеризация, режимы работы электроэнергетических систем;  Интеллектуальные электроэнергетические системы и сети; Электроснабжение и автоматизация учета электроэнергии на промышленных предприятиях

Цель данной образовательной программы — создать условия для решения важной проблемы, как построить умную электрическую сеть, которая объединит потребителей с различными объектами генерации, в том числе возобновляемыми источниками энергии и накопителями электричества, в единую систему, оптимизируя графики производства электроэнергии и минимизируя расход ресурсов.

В модульный учебный план экспериментальной образовательной программы «Интеграция и управление Smart технологиями энергосбережения и энергоэффективности в электроэнергетике» по специальности 5В071800 «Электроэнергетика» дополнительно включено изучение дисциплин: Энергоснабжение и энергоэффективность интеллектуальных энергосистем;  Технические средства энергосбережения в системах электроснабжения; Проектирование энергосберегающих систем электроснабжения с элементами Smart Grid.

В  модульный учебный план экспериментальной образовательной программы «Гибридные системы электроснабжения агро-промышленных объектов» по специальности 5В071800 «Электроэнергетика» дополнительно включено изучение дисциплин:  Компьютерные сетевые технологии в гибридной электроэнергетике; Дизельные электрические станции;  Резервные источники электроэнергии;  Гибридные системы накопления энергии для электроэнергетических систем; Гибридные электроэнергетические системы с возобновляемыми источниками энергии; Проектирование гибридных электроэнергетических систем;  Преобразовательные устройства в солнечно-ветроэнергетических установках.

Разработанные образовательные программы соответствуют запросам заинтересованных сторон (студентов, работодателей, государства) и внешним квалификационным требованиям. Предлагаемые образовательные программы позволяют осуществить подготовку элитных высокомотивированных  кадров для инновационных и наукоемких отраслей экономики.

 

                            Михаил Башкиров, доцент Алматинского университета энергетики и связи 

Categories: Все новости

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.