Онлайн-брифинг: Асхат Аймагамбетов ответил на самые насущные вопросы образования

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов провел двухчасовой онлайн-брифинг и ответил на многочисленные вопросы журналистов по проведению ЕНТ, вручении аттестатов, последнего звонка, по СОРам и СОЧам и другим вопросам. Пресс-служба МОН подготовила полный обзор прошедшего брифинга. 

“На сегодняшний день Министерство образования и науки работает в рамках концепции слышащего государства. Практически еженедельно нами проводятся аппаратные совещания ведомства в прямом эфире, ведется активная работа в социальных сетях. В ходе встреч с экспертами, учителями и общественностью мы обсуждаем актуальные темы и проблемы. Вопросов касательно сферы образования и науки много, поэтому в ходе сегодняшней встречи в онлайн-формате я хотел бы ответить на все вопросы. Позвольте поблагодарить всех за интерес и участие!”,  – отметил министр, открывая онлайн-брифинг. 

Далее последовали вопросы журналистов. 

Индира Тегжанова, «Хабар 24»:

– Хотелось бы узнать, как в этом году будет проходить последний звонок в школах, какие санитарные правила будут соблюдаться, кто может прийти в школу и поздравить выпускников, будут ли в этом году отменять традиционный школьный вальс?

– Мы рассматривали данный вопрос буквально вчера в ходе  аппаратного совещания, которое транслировалось на нашей странице в Facebook. Формально такого отдельного мероприятия, как последний звонок, нет. Тем не менее в последний день учебы – 25 мая – он традиционно проводится во всех школах. 

В связи с тем, что занятия всю четвертую четверть идут в формате дистанционного обучения, 25 мая мы планируем провести последний звонок в онлайн-формате. Я буду поздравлять школьников посредством телевидения. Также планируется, что в каждой школе и в каждом классе классные руководители и учителя будут организовывать мероприятия в формате классного часа, потому что надо подвести итоги года, отметить детей за хорошие достижения.

Касательно выпускных вечеров или вручения аттестатов. Мы понимаем, что это очень важное мероприятие в жизни каждого выпускника. Поэтому мы решили провести торжественную церемонию вручения аттестатов 3-4 июня, но с жесткими требованиями. Перед принятием данного решения мы проконсультировались с Министерством здравоохранения. Есть ряд ограничений, будут соблюдены все санитарные требования (ношение масок, респираторов и т.д.), все мероприятия должны проводиться на открытом воздухе. Для нас в приоритете – безопасность наших детей и коллег-педагогов. Определено лимитированное количество гостей –  один или максимум два. Более того, торжественное вручение аттестатов и последний звонок будут проводиться отдельно, чтобы не было большого скопления людей. На территории, где будет проводиться мероприятие, должна быть специальная разметка для того, чтобы сохранить социальную дистанцию. Конечно, должны соблюдаться все санитарные требования. Лицам  с хроническими заболеваниям и лицам пожилого возраста рекомендуется воздержаться от посещения таких мероприятий. 

Айдана Шотбайқызы, «Егемен Қазақстан»:

– Төтенше жағдай кезінде биологиялық қауіпсіздік кеңесіне қандай ғалымдар мен сарапшылар кіреді, кеңестің жұмысы қалай жүргізіледі? Техникалық-жаратылыстану бағытындағы қолданбалы зерттеулердің нәтижесі бар. Ал, іргелі зерттеулер бойынша арнайы гранттық қаржыландыру қарастырылады делінген еді. Нәтижесі қалай болады? Бұл нәтижелерді қалай қолдана аламыз?

– Биологиялық қауіпсіздік кеңесін құру бойынша жұмыс жүргізіліп жатыр. Комиссия құрамына елімізге танымал, беделді ғалымдар кіретін болады. Бүгінгі таңда еліміз бойынша нақты биологиялық қауіпсіздік сұрақтарымен айналысатын мекемелер бар. Сәйкесінше кеңес құрамына осы мекемелердің өкілдері кіреді. Сондай-ақ, тиісті мемлекеттік органдардың (Білім және ғылым министрлігі, Денсаулық сақтау министрлігі) өкілдері де осы кеңестің қрамына кіреді деп жоспарланып отыр. Қазіргі уақытта тізімдер дайындалып жатыр. Ал, іргелі зерттеулер мәселесіне келетін болсақ, бұл саланы дамыту – біз үшін өте маңызды. Өйткені, қолданбалы зерттеулер болуы үшін тиісті іргелі зерттеулер жүргізілуі шарт. Жалпы ғылым саласында қаржыландырудың 3 түрі бар. Ол – базалық, бағдарламалық және гранттық қаржыландыру. Келіп түскен ұсыныстарға сәйкес, тиісті нормативтік құқықтық құжаттарға өзгерістер енгізілетін болады. Бұл ретте жұмыстыты жүйелі түрде жүргізу қажет.

Тамара Вааль, шеф-редактор Vlast.kz:

– Должны ли СОЧи проводиться через Zoom или все- таки детям должны отправляться задания? Люди боятся, что новый учебный год опять начнется в дистанционном формате.

– Недавно я писал об этом у себя в аккаунте, потому что была подготовлена целая петиция, но это связано, скорее всего, с дефицитом информации. Я всегда своим коллегам говорю: если возникают какие-то вопросы, то это о чём-то говорит. Значит,  мы не дали вовремя нужную информацию. Если информация имеется, никто задавать вопросы и писать петицию не будет. Поэтому здесь был дефицит информации. Я увидел комментарий в 9:00 утра и где-то в течение часа постарался,  буквально «сидя в телефоне», быстро сформулировать свои мысли и опубликовать. Суть в чем? В том, что мы говорили, что дистанционное обучение является очень важным. Дистанционные образовательные технологии, несомненно, нужно развивать, и Глава государства дает соответствующие поручения.

Все мы понимаем, что дистанционное обучение – это веление времени, особенно  когда это касается детей, которые обучаются на дому, когда это касается детей из сельских населенных пунктов, в которых  зимой не бывает дорог,  или когда у нас в морозы дети не учатся. Да и мало ли какие есть случаи, когда эти технологии помогают и поддерживают образовательный процесс?! Но при этом никто не говорит о  том, что мы условно с 1 сентября переходим к дистанционному обучению, такого нет.

Все мы, и педагоги, и Министерство образования, и родители, и сами дети понимаем, что наиболее эффективным и удобным является всё-таки обучение face to face, т. е. традиционное очное обучение. Поэтому здесь не нужно ничего придумывать. Если бы это была только передача информации, то речь об этом шла бы давно, и процесс обучения давно бы  трансформировался. Но речь идет и о таких важных вопросах, как социализация, взаимодействие и взаимоотношения между детьми, это воспитательный процесс в том числе. Поэтому сводить это всё к технологиям и  говорить о том, что теперь у нас будет всё только так, нельзя.

Где-то я прочитал комментарий, в котором говорилось,  что это, оказывается, гораздо дешевле для государства, и поэтому государство решило сэкономить таким образом. Такого нет, мы рассматриваем дистанционное обучение как альтернативу, как возможность обеспечить доступ к качественной информации, качественным знаниям, поэтому мы будем и дальше развивать дистанционные технологии обучения. Некоторые думают: классно-урочная система привычнее, включаешь стрим, проводишь уроки в том же самом формате, и это и есть дистанционное обучение. Но это наивное, очень упрощенное  восприятие  дистанционного обучения. Загнать детей и педагогов в Интернет и считать, что это дистанционное обучение – это неверное понимание. Дистанционное образование гораздо гибче. Здесь больше индивидуализации, совершенно другой график работы, меняются инструкции, технологии, методика преподавания, процесс оценивания, то есть с традиционными программами, традиционной системой оценивания, традиционной методологией и методикой преподавания при простом автоматическом включении  Интернета перейти на дистанционное обучение невозможно. Поэтому перед нами стоит задача максимально использовать летние месяцы и подготовиться более основательно, потому что мы очень неожиданно и в очень сжатые сроки перешли на дистанционное обучение. Это, конечно, хорошо, что мы могли это сделать, но тем не менее полноценное дистанционное обучение, которое должно быть, которое является очень эффективным, на самом деле несколько другое. Речь идет о более широких компетенциях,  и наша задача –решить инфраструктурные,  компетентностные,  методологические и  нормативные аспекты.

В любом случае нужно,  чтобы дети учились. Особенно это касается малокомплектных школ. Да, у нас есть очень много населенных пунктов,  к которым зимой заметает дороги. У нас климат достаточно непростой, и часто бывают такие ситуации, когда дети больше недели не могут доехать до школы, и в таких случаях нам будет помогать дистанционное обучение.

Как я уже говорил, у нас есть дети, которые обучаются на дому, есть дети, у которых имеются проблемы с иммунной системой, и домой к ребенку нельзя приходить даже учителю. Поэтому очень много таких моментов, когда дистанционное обучение будет только в помощь.

По СОРам и СОЧам

Мы специально регламентировали детям начальных классов ограниченное количество заданий. Уровень сложности и время для выполнения заданий  для начальных классов не регламентируются. Эти методические рекомендации многократно доводились министерством и мною лично до наших коллег. Но 500 тыс. человек – это достаточно большое количество педагогов, и, наверное, есть какие-то факты, когда эти инструкции по времени и сложности задания не выполняются, когда четко указывается, что надо выходить в Интернет только в 9 вечера или в 9 утра.

В целом, СОРы  у нас были запланированы на  4-5 мая, с 18 по 22 мая идут СОЧи. Большая часть детей уже сдали СОЧи, и поэтому больших проблем по этому вопросу на сегодняшний день мы не видим.

По оценкам

Что говорят учителя? Я каждую субботу в онлайн-формате встречаюсь с учителями, мы обсуждаем эти вопросы. Учителя говорят, что те школьники, которые учились хорошо, хуже  учиться не стали. По качеству они нисколько не потеряли. Но есть дети, которые более замкнуты и которые и в традиционном формате особо себя не проявляли. Сейчас многие наши коллеги замечают, что дети больше раскрылись, т.е. ребенок стал больше раскрываться, высказывать свои мысли.

Конечно, нельзя однозначно утверждать, что при дистанционном обучении можно сохранить такое же качество обучения и передать ученикам все то, что мы должны были передать. Именно поэтому мы говорим, что более предпочтительным для нас форматом является традиционное очное обучение. 

Айзат Жолдасова, «Айқын» газеті:

– Жиынтық бағалауға талдау жасап, есеп беру қаншалықты маңызды? Ұстаздар онсызда ТЖБ мен БЖБ кезінде қағаздың астында қаламыз дейді. Талдау жасаудың механизмін түсіндіріп берсеңіз. Бұл қашан іске асады? Мұғалімдер осы жылы талдау жасау керек пе, әлде келесі жылдан бастай ма?

– Жалпы критериалды бағалау 2016 жылдан бастап іске асып жатыр. Бұл талдау тек мұғалім үшін керек. Талдау нені көрсетеді? Сабақ беріп жатқан баланың қай тақырып бойынша үлгермей жатқанын, қай бағытта проблема бар екенін көрсетеді. Талдау басқа ешкім үшін қажет емес, сондықтан дәстүрлі технологиямен оқығанның өзінде, әр мұғалім талдау жасап отырады. Бірақ, талдау қазіргі уақытта әр мұғалім тапсыратын құжаттың ішінде болмайды. Оны мұғалім өзі үшін толтыратын болады. Жалпы талдау жасау механизмін біз kundelik.kz арқылы электронды журналдар арқылы жасайтындай қылып дайындап жатырмыз. Сондықтан талдаудың бәрі автоматты түрде көрінетін жағдайға жақында жетеміз. Сонда біз қай баланың үлгерімі қандай екенін көріп отыратын боламыз.

– Сіздің ашықтық саясатын қолдайтыныңызды білеміз. Ал облыс пен аудан білім басқармалары ашықтыққа қаншалықты жақын? Мұғалімдер сауалымызға нақты жауап ала алмаймыз дейді.

– Біріншіден, министрлік өте ашық. Екіншіден, барлық орынбасарларыма тапсырма бердім, олар әлеуметтік желіде өздерінің аккаунттарын ашты. Білім басқармаларының басшыларына тапсырма берілді, басқарма басшыларының да жеке аккаунттары бар. Министрлікке қарасты жергілікті департтаменттердің басшыларына да сондай тапсырма берілді. Қазір біз осы бойынша жұмыс жүргізіп жатырмыз. Мысалы, әр тоқсан сайын департаменттердің басшылары міндетті түрде журналистермен брифинг өткізуі керек. Сондықтан ашықтық саясатын біз әрі қарай жүргізетін боламыз. Қазіргі уақытта тіпті университет ректорлары студенттерімен онлайн кездесулер өткізіп жатыр. Бір жыл бұрын мұндай механизм болмайтын. Жалпы жұма сайын өтетін аппаратық кеңестерде білім басқармалары мен университет, департаменттердің халықпен жұмысы туралы бөлек қарастырамыз. Министрлікке сұрақ аз келетін болса, өңірлерде жұмыс жақсы жүріп жатыр дегенді білдіреді. Мен бұл мәселеге ерекше назар аударамын, департамент басшыларына да дәл осылай айтамын. «Егер ашық хаттар тек министрге ғана жолданса, бұл – сіздердің дұрыс жұмыс істемейтіндеріңіздің көрінісі» деймін. Өйткені, жергілікті департаменттерде құзіреттілік бар. Сол құзіреттілікті пайдаланып, шағымдар бойынша тиісті шешімдер қабылданса, онда проблемалар өңір деңгейінде шешілетін еді. Халық Департаменттерге сенім артушы еді. Егер сенім болмаса, әрине, министрге жазады. Сондықтан мәселелерді жергілікті қызметкер өз деңгейінде шешіп отыру керек.

Маған әлеуметтік желіде күніне 100 шақты сұрақ келеді. Мен ол сұрақтарға жеке жауап бере алмаймын және жеке жауап беруге мүмкіндігім жоқ. Министрдің жұмысы – нақты жүйе қалыптастыру, білім саласындағы институттардың жұмыс істеуін ұйымдастыру сол үшін тиісті нормативті-құқықтық құжаттарды қабылдау.

То есть такие выводы автоматически делать нельзя. А то это было бы очень просто. Открываешь Кунделик, там есть специальный конструктор отчетов, нажимаешь на кнопку и видишь в разрезе каждой школы или каждого региона качество знаний. Но это слишком упрощенное и необъективное понимание процесса,  мы так не делаем. Есть специальные методики для проведения анализов,  определенные закономерности. И поэтому после завершения СОЧ мы в первую очередь будем проводить анализ и только потом делать уже соответствующие выводы.

Алина Паранджан:

– Но тем не менее какая- то работа с учителями проводится? Открыты какие-то онлайн-уроки, это все проводится?

Безусловно.

Алина Паранджан:

– Можно ли утверждать, что только время покажет, какое качество нашего образования в настоящее время обеспечивается, и мы сейчас  переживаем не очень понятные времена?

– Вы знаете, в мире было проведено несколько макроисследований относительно того, насколько эффективно дистанционное обучение. И эти исследования в принципе показывают, что дистанционное обучение именно в части передачи знаний не уступает значительно традиционному обучению. Другое дело – как организовано это дистанционное обучение, насколько оно подготовлено. Поэтому опять же автоматически экстраполировать и говорить о том, что у нас такое же дистанционное обучение, как было в исследованиях ОЭСР, у нас ничего не изменилось, и мы ничего не потеряли, нельзя. Это тоже является несколько упрощенным пониманием;  к этому вопросу нужно критически подходить и видеть проблемные вопросы. Я просто не хочу забегать вперед. По итогам года мы по этому вопросу проведем детальный анализ и доведем его выводы до всех СМИ. Этот анализ уже проводится, как и многочисленные опросы. Мы работаем с родителями и учителями, выясняем, где им сложно, почему, какие проблемы имеются с детьми и т.д. В целом, такое большое научное исследование у нас уже ведется.

Алина Паранджан:

– Спасибо за ответ. И еще один вопрос. По поводу сессии в вузах и вступительных экзаменов. Изменится ли что-нибудь? Например, на журфаках творческие экзамены проводятся очень рано, возможно ли, что  их отменят?

– Творческие экзамены у нас проводятся в июле, ближе к середине. До проведения творческих экзаменов наши дети участвуют в ЕНТ. На сегодняшний день очень сложно говорить о том, какая эпидемситуация будет в июле. Но мы уже подготовили несколько вариантов рекомендаций для вузов, и по физкультуре, и по вокально-эстрадному искусству, и по журналистике и по другим направлениям подготовки. Есть возможность сдавать экзамен онлайн. Во  многих экономически развитых странах многие вузы принимают даже творческие экзамены онлайн. Есть специальные методики даже по игре на пианино или рисованию, пению и т.д. В принципе, все это уже давно делается и применяется, т.е. одним из вариантов является дистанционная форма сдачи экзамена.

Конечно, мы понимаем, что есть определенные нюансы, которые определяются только при непосредственном контакте, это касается инструментальных вещей и в целом творческих экзаменов. Поэтому есть и второй вариант. В настоящее время мы работаем с профильными министерствами, несколько вариантов уже подготовлены, и они проговаривались на встречах с ППС  вузов. Будем надеяться, что ситуация будет гораздо лучше,  и нам все-таки удастся по большинству творческих направлений провести экзамены в традиционном формате,  конечно же, с определенными санитарными ограничениями.

Относительно проведения сессий мы говорим давно. Еще месяц назад мы поставили точку в методологии, методике проведения итоговой и промежуточной аттестации. Есть две категории сдающих сессию. Первые сдают промежуточную аттестацию, они переходят с курса на курс. Для них это  обычная летняя сессия. Они сдают экзамены или получают зачеты и переходят на следующий учебный курс. Есть вторая категория – они завершают обучение,  и для них это итоговая аттестация. Мы считаем, что и в первом и во втором случаях можно сдавать экзамены через дистанционный формат. Есть также вузы, которые приняли самостоятельное решение выставить баллы на основе суммативного оценивания, на основе текущих оценок. В целом, мы говорим о том, что это политика по управленческой и академической свободе, которая относится конкретно к компетенции каждого вуза. МОН, в свою очередь, предоставило возможность выбора нескольких вариантов. Большое количество студентов уже сдали промежуточную аттестацию. Уже сейчас идут итоговые экзамены, защита дипломных работ в онлайн-режиме. Поэтому сейчас мы в ходе самого процесса видим, что работа идет. Конечно, есть такие студенты, которые уехали в села и испытывают проблемы с коммуникациями, с доступом к Интернету. В их отношении принимаются индивидуальные решения.         

Армангүл Тоқтамұрат, «Қазақстан» ұлттық телеарнасы:

1) Жоғары оқу орындарында бакалавр, магистрлар мемлекеттік емтихандарды тапсырып жатыр, диссертациясын қорғайын деп жатыр. Ал дипломды алу процесі қалай жүзеге асады?

2) Болашақ бағдарламасына құжат қабылдау биыл қай уақыт аралығында жоспарланып отыр? Қазіргі жағдайға байланысты қандай да бір өзгерістер енгізілді ме? Ақпарат шыққан еді, биылдан бастап Болашақ бағдарламасына мемлекеттік тілді жетік білмейтіндер қабылданбайды. Бұл қаншалықты рас, рас болса осы туралы ақпарат беріп кетсеңіз.

– «Болашақ» бағдарламасы бойынша жуырда 1 жұмада ақпаратты беретін боламыз. Қазір мемлекеттік комиссияның отырысын күтіп отырмыз. Мемлекеттік комиссияның шешімі болғаннан кейін бұл ақпаратты ресми түрде жариялауға мүмкіндік болады. Жалпы, «Болашақ» бағдарламасы бойынша қазір нормативті-құқықтық құжаттарда біраз өзгерістер болды. Олардың ең бастысы, «Болашақ» бағдарламасының үміткерлеріне қойылатын талаптар өзгеріп жатыр. Екіншіден, өтетін механизмдерде кішкене жеңілдетіліп жатыр деп айтуға болады. Объективтілік ұлғайып, бұл мәселелер шешімін табуда. Қазақ тіліне қатысты айтатын болсақ, ол бұрыннан келе жатқан тәжірибе. «Болашақ» бағдарламасының стипендианттары алдын-ала КАЗТЕСТ жүйесінде емтихан тапсырады. Сондықтан бұл мәселе бойынша емтихан өзгерді не балдары жоғарылады деп айта алмаймыз. ЖОО-да диплом беру маусым айында басталады. Өздеріңіз көріп жатқандай, шетел мемлекеттерінде диплом алу рәсімдері, көбінесе, онлайн режимінде өтіп жатыр. Сондықтан бізде де университеттердің басым бөлігі осы рәсімді онлайн режимінде өткізу мүмкіндіктері бар.

Армангүл Тоқтамұрат, «Қазақстан» ұлттық телеарнасы:

– Яғни құжаттарды кейін алып кетеді?

– Құжат ешқайда кетпейді, ол құжатты керек болатын болса, поштамен жіберуге немесе кейін алып кетуге болады. Сондықтан ешқандай проблема жоқ. Жалпы, дипломдар бойынша қазір біз барлық дипломдар туралы ақпаратты электронды жүйеге жинап жатырмыз. Мысалы, қазір беріліп жатқан дипломдардың барлығы электронды жүйеде бар. Ал біздің алдымызда тұрған мақсат – 1970 жылға дейін тарихи ақпараттарды электронды жүйеге енгізу. Басқа жұмысқа барғанда ешкім диплом сұрамайтын болады. Осы жылы оқуға құжат тапсырғанда тіптен аттестаттарды сұрамайтын болады, барлық қажетті ақпарат жүйеде болады. Осы жылы колледждер мен жоо-ларға құжаттар тапсыру рәсімін біз биылғы жылдан бастап толығымен Электронды үкімет порталымен eGov сайты арқылы жүзеге асыруға болады. Сондықтан осындай жұмыс жасалып отыр. Ары қарай электронды форматқа көшіру бойынша жұмысты жүргіземіз.

Армангүл Тоқтамұрат, «Қазақстан» ұлттық телеарнасы:

– Болашаққа қатысты, талаптар өзгереді дедіңіз. Бір-екеуін атап кетсеңіз.

– Талаптар өзгереді. Мысалы, ағылшын тілі бойынша. Елімізде ағылшын тілін оқуға, жетік меңгеруге барлық мүмкіндік қалыптасқан. Ол үшін Ұлыбританияға немесе басқа мемлекетке барып оқу қажет дегенді өз басым түсінбеймін. Осы жақта ағылшын тілін оқитын тиісті орталықтар бар. Керек болса, ағылшын тілін өз ана тілі ретінде білетін азаматтар да жеткілікті. Сондықтан оған мемлекеттің бюджетінен ақша беріп, оны 1 жылға жіберіп, сол жақта оқыту қажет деген талап жоқ. ЖОО-ға олар өздері түседі. Бұның алдында қалай болды? Бірінші, құжатын орталыққа тапсырады, грантты жеңіп алады. Одан кейін біздің «Болашақ» орталығы оларды университеттерге орналастырады. Қазір концепция өзгерді. Ең алдымен олар өздерінің proposаl беріп, университтерге түседі. Түскен соң, менде сол универстеттің offer – шақыру қағазы бар деп бізге құжатын тапсырады. Шетелдік мемлекет үміткерге тиісті offer беретін болса, онда GPA, ағылшын тілінің сертификаты бойынша талап өздігінен жойылады. Екіншіден, бұрын түрлі квоталар болатын. Қазір олар алынып тасталды, барлығы бірдей жағдайда құжаттарын тапсыратын болды. Қажет болса, осы кездесуден кейін бұл мәселе бойынша толық ақпарат беріледі.

Нұржан Кошкенов, inbusiness.kz:

– Бюджетке дейінгі мекеме педагогтері квалификациялық тест тапсырады екен. Олар мектеп педагогтері мұғалімдер үш айдан астам уақыт курс өтеді, ал балабақшадағы педагогтер бес жылда бір рет  және 72 сағаттық курстардан өтеді екен. Содан кейін қазір мектепке дейінгі мекемедегі педагогтер тест сатып алып, өздері дайындалады екен. Сол сатып алған тесттердегі сұрақтар өмірде қолданылмайды дейді. Жұмыстарында қолданылмайды дейді. Осы жерде қойғым келіп отырған сұрақ, мектепке дейінгі мекемедегі педагогтерге арналған арнайы классификациялық тест құрастырыла ма?

– Біріншіден, биылғы жылы жаңашылдық енгізілді. Бұл жаңашылдық біз үшін емес, біздің педагог-әріптестеріміз үшін керек. Неге? Өйткені, біріншіден, тест өз еркімен тапсырылады. Ол тестті қалай болса да тапсыр, тапсырмасаң, жұмыс істемейсің деген талап жоқ. Тек қана бұл тестті тапсырып, егер мұғалім өзінің жалақысына үстемеақы алғысы келсе, онда осы тестті тапсырады да сол тесттің нәтижесіне сәйкес сұрақ қарастырылады. Одан кейін екінші кезеңі болады, соның нәтижесіне сәйкес аттестатттаудан өтіп, тиісті категория берілсе, сол категориясына сәйкес өзі үстемеақы алатын болады. Сондықтан  өтпеймін десе, өтпеуге құқылы. Бірақ тест тапсырамын, жалақыма 30-дан – 50 %-ға теңестірілген үстемеақы алам десе, ондай құқығы бар. Екіншіден, бұл тесттер балабақша бойынша бөлек болады. Ол тесттерді біз дайындадық. Балабақшада жұмыс істегеннен кейін бұл тесттер тек балабақшадағы жұмысқа қажетті тақырыптарды қамтиды. Мысалы, мектеп бағдарламасына әлде колледжге немесе басқа пәндерден болмайды. Тесттер нақты осы балабақша деңгейіне, олардың құзыреттілігін анықтауға арналған.

Нұржан Кошкенов, inbusiness.kz:

– Ол тесттер қашан қолжетімді болады?

– Ол тесттер қолжетімді болмайды. Ол тесттер – әр педагог білетін, білуі керек сұрақтар. Сондықтан тест тапсыруға келеді, сұрақтар қойылады, сол сұрақтарға жауап береді. Біз қазір көп мәселені шешіп отырмыз: құжаттар мәселесін, басқа мәселелерді. Білім беру сапасы – ол мұғалімдердің біздің балаларымызға тиісті, жақсы, сапалы білім беруі мәселесі –  маңызды мәселе. Бізге керегі, бір жағынан, осындай жағдайларды жасай отырып, екінші жағынан, сапа мәселесін қолға алу. Мектепте және балабақшада, колледжде, ЖОО-да сапалы білім бере алатын әріптестеріміз болуы керек. Және де олардың жалақысы осы беріп отырған білім сапасына сәйкес бағалануы тиіс. Оған бағытталған үтемеақыны алуға біз мүмкіндік беріп отырмыз.

– Мектептегі педагогтер үш айдан оқиды, ал балабақшадағы педагогтер 7-8 сағат оқиды. Осы мерзім көбейтіле ме?

– Үш ай оқы демейді, ол мүлдем оқымауына да болады. Мысалы, журналистика бойынша 4 жыл университетте оқысаңыз, сол бағдарлама бойынша ғана сұрақ беріледі. Басқа бағдарлама бойынша сәйкес емес сұрақтар қойылмайды. Сондықтан ол ешқандай курстарға байланысты емес. Біздің айтып отырғанымыз, әрбір педагог өзінің біліктілігін күнделікті арттырып отыруға мідетті, мемлекеттік курстардан өткізіле ме, өткізілмей ме, оған байланысты емес. Ол тек қана педагогтерге қатысты емес, барлығымызға қатысты мәселе. Ол бір жылдан бес жылға дейін бір-екі курстан өтіп, тек соған ғана сүйеніп отырсақ, әрине, біз алысқа бармаймыз. Біз қазір айтып отырмыз ғой, білімді үнемі жаңартып отыру қажет. Сондықтан біз өзіміздің біліктілігімізді арттырып отыруымыз керек. Біздің талаптар да соған сәйкес бағытталған.

Айнұр Коскина:

– У меня сразу три вопроса. Я их по очереди задам. Первое –  это  качество образования при обучении онлайн, которое оставляет желать лучшего. Это я сейчас как мама говорю. Впервые за 10 лет у меня появилось желание перевести ребенка в русскую школу. Потому что преподаватели просто не понимают, что им нужно делать для того, чтобы дать задание,  или как это задание принять у ребенка. Второе: коллега поднимала уже этот вопрос, это когда  учителя младших классов задают задание, қазақша айтқанда, “нақты тапсырманың басы болады, аяғы болмайды”Собираетесь ли вы проводить онлайн- обучение по навыкам подачи материала в режиме онлайн для преподавателей? Сейчас я не могу говорить за русскую школу, потому что мой ребенок учится в казахской школе, поэтому я говорю о курсах именно для учителей казахских школ. Второй вопрос –  это вопрос общежитий и обучения в вузах. Дело в том, что многие родители оплатили общежитие и вообще никто не говорит о том, что эти деньги будут возвращаться. Фактически студенты в общежитии не проживали. У меня есть знакомые, у которых по трое детей учатся в вузах. Они заплатили за общежитие. И по оплате обучения (все-таки онлайн-обучение): оно дешевле, т.е. не используется здание и т.д. Будет ли за этот семестр снижена стоимость за обучение? Третий вопрос касается Кунделика. Об этом я говорила уже очень много лет назад. Что прежде, чем его внедрять, нужно все-таки покрыть населенные пункты, в которых внедряется Кунделик, Интернетом. Теперь вот сами увидели, что в тех населенных пунктах, где задания получают по почте, учителей по-прежнему заставляют заполнять Кунделик. Будете ли вы принимать меры? По конкретным районам, по конкретным пунктам, где на данный момент задания приносят по почте, а учителей заставляют заполнять Кунделик.

– По вопросу относительно навыков подачи материалов, IТ- компетенций, навыков работы вообще в дистанционном режиме  и относительно  того, будем ли мы проводить курсы и обучать этим компетенциям учителей.  Будем. Такие курсы у нас готовятся. Я уже несколько вариантов программы просмотрел. Здесь должен быть научный подход. Первый подход был такой: а давайте мы просто научим включать и выключать компьютер (я утрирую, конечно) или пользоваться Зумом или Кунделиком. И все – это и есть дистанционное обучение. Я всегда говорю своим коллегам, что это абсолютно неверное понимание. Мы говорим о более широких вещах. В том числе и о IТ- компетенциях, о методике преподавания: как давать задания, как работать через дистанционные системы. Все эти компетенции будут в составе специального модуля, специального курса, который будет преподаваться нашим коллегам в рамках курсов повышения квалификации. Более того, мы уже объявили  всем ректорам, что в рамках образовательной программы подготовки кадров в вузах мы вводим обязательный модуль по дистанционному обучению. Т.е. будущие наши педагоги уже в процессе обучения в вузе должны овладеть всеми этими технологиями, методиками и компетенциями.  

Второе: относительно общежитий. Важный вопрос. Мы проанализируем эту проблему, я себе это записал,  ответ вам будет дан обязательно. По онлайн-обучению: дешевле, не дешевле. По факту у нас получается следующее (я просто говорю так, как есть): здания у нас продолжают содержаться, коммунальные услуги оплачиваются, более того, вузам, когда нужно было переходить на онлайн-обучение, пришлось очень быстро решать вопросы относительно серверов, потому что по серверам, открыто скажу, имеются очень большие проблемы. Мы это  обнаружили, когда стали тестировать их, а эту работу мы начали делать уже в конце февраля.  Все наши коллеги начали покупать себе сервера, но такие  каналы связи не были предусмотрены  в вузах, и они  начали расширять их. Это большие расходы. Т.е. у вузов были большие расходы по серверам, по оборудованию, по подключению к системам дистанционного обучения. Я думаю, что в дальнейшем им также предстоит укреплять свою базу для того, чтобы они были готовы в будущем при необходимости к такого рода обстоятельствам. Мы уже предупредили все вузы, что будем предъявлять определенные  требования. У всех вузов должны быть соответствующее серверное оборудование, соответствующие каналы связи, соответствующий контент, что является очень важным, и т.д.

Относительно того, дешевле или не дешевле, это гражданско-правовые отношения вузов со студентами. Я думаю, что это будет решаться коллегиально,  и такая работа уже сейчас ведется.

Әмірболат Құсайынұлы, Азаттық рухының сұрақтарына жауап:

– Үнемделген қаражат бойынша, Сіздер дұрыс түсінулеріңіз керек, мысалы, балабақша, мектеп, колледждер бюджеті  тікелей БҒМ-нен тағайындалмайды және де қаржыландырылмайды. Мысалы балабақша мен мектепті алатын болсақ, олар нақты аудандық бюджеттен қаржыландырылады, бұл біріншіден. Екіншіден, аудандық білім бөлімі бар, соларға бағынады және оларды аудан әкімі тағайындайды. Колледждерге келетін болсақ, олар облыстық деңгейде облыстық  білім басқармаларының бюджетінен және облыстық бюджеттен қаржыландырылады. Сондықтан, сонда үнемделген қаражат сол деңгейдегі бюджетте бүгін қалып отыр. Мысалы Нұр-Сұлтан қаласында Алматы қаласында өздеріңіз көріп отырсыздар, мысалы тамақтану мәселесі бар, басқа да мәселе бойынша үнемделген қаражат бар. Сол қаражат бойынша олар шешімді өздері қабылдайды. Мысалы Нұр-Сұлтан қаласы компьютерлері, интернеттері жоқ басқа да біздің азаматтарымызға тиісті құрылғыларды сатып алып беріп, орнатып берді. Ол осы нақты үнемделген қаражат есебінен. Екіншіден, біздің мектептерімізде әртүрлі мәселелер бар. Мәселен, Нұр-Сұлтан қаласы қаржыны балалардың қауіпсізді үшін мектептерді видеобақылаумен қамтамасыз етуге де  жұмсады. Біз мұндай әрекетті қолдаймыз, бұл өте жақсы шешім. Мысалы, Алматы қаласын алатын болсақ, олар да өте белсенді жұмыс жасап жатыр. Оларды да осы ноутбуктарды роутерларды сатып алып беріп, басқа да мәселелерді шешуге жұмсап жатыр. Үнемделген қаражат білім саласында қалуы керек, екіншіден, мектептердің материалдық базасын нығайту мәселесі, үшіншіден мектептерді жөндеуден өткізу мәселесі, оқулық сатып алу мәселесі, тағы да басқа қажетті бағытта жұмсалуы керек.

Өте маңызды сұрақтардың бірі – құқықтық мәдениет. Қоғамда «Біздің құқығымыз бұзылып жатса, басқа біреу келіп оны қорғау керек» деген ой қалыптасқан. Егер баланы олимпиадаға қатыс деп мәжбүрлеп жатса, онда біз тиісті құзырлы органдарға шағымдануымыз керек. Мұндай мәселелерді тек қана осы механизм арқылы шеше аламыз. Біздің ұстаным мынадай – біз әртүрлі ақылы олимпиадаларды қолдамаймыз, екіншідіен – мектеп қабырғасында ақылы олимпиадалар өткізілмеуі керек. Ол – менің өзімнің жеке ұстанымым. Бұл мәселе бойынша алға жылжу бар. Дегенмен, 20 мың ұйым бар, оның бәрі бес саусақтай бірдей емес қой. Сондықтан мұндай мәселелер туыпдап жатса, шағымдану керек. Ештеңеден қорықпау керек. Осы мәселелерді біз тек осылай шеше аламыз. Басқа жолы жоқ.

ҰБТ – елімізде 16 жыл бойы өткізіліп келе жатқан емтихан. 16 жылда оған біраз үйренетін, дағдыланатын кез болды деп ойлаймын. Мен өз басым осы ҰБТ дегенді жазда айларында ту етіп ұстап, оны бір керемет үлкен шара ретінде қабылдайтындарды түсінбеймін. Бұл –  кәдімгі емтихан. Әрине оған 100 мыңнан астам бала қатысқаннан кейін ол бір науқан ретінде қабылданады. Бірақ негізінде оған үлкен назар аударып, бір керемет іс-шара сияқты қарағанды мен өз басым дұрыс емес деп санаймын. Ол кәдімгідей күнделікті шаруаға айналуы керек.

Біріншіден, бұл қазір тек оқуға түсу емтиханы. Екіншіден, төрт рет тапсыруға болады. Оны тапсыра алмасаң тамыз айында қайтадан тапсырып, ақылы түрде түсуге болады. Ақылы түрде түсіп одан кейін басқа балалар өзінің грантынан айырылып қалатын болса, онда ақылы түрде оқып жатқанның өзінде, жақсы оқитын болса, грантқа ауысуға болады. 50 баллдан жинап, грантқа түсіп жатыр. Сондықтан оны үлкен проблема ретінде көруді құптамаймын.

Рейтинг деген жоқ. Қазір жарысады деп мен айта алмаймын. Өйткені бұның алдында, әрине де, әр түрлі облыстарда мынау бірінші орында, мынау екінші орында деген әңгіме болған. Өткен жылы біз мұны әбден тоқтаттық. Алдыңғы жылы қай облыс нешінші орында деген сөз тіпті қозғалған жоқ. Биылғы жылы да бұндай мәселе орын алмайды деп ойлаймын. Бұған өзіміз де үйренуіміз керек. Бұл – балалардың емтихан тапсыруы. Мысалы қалай бір облысты жақсы немесе жаман тапсырды деп айта аламыз? Мысалы емтиханға бір облыста 6000 бала, бір облыста 5000 бала, әлде бір облыста 50 пайызы ғана немесе бір облыста 70 пайызы ғана барады. Оны қалай біз білім беру сапасының көрсеткіші ретінде қабылдай аламыз? Әрине қабылдай алмаймыз.

Емтиханды тапсырмаймын десе, тапсырмауға болады. Біріншіден. Екіншіден ол қашықтан оқитын жүйеде мен оқығым келмейді десе, онда оны оқымай, келесі семестрда сол пәндерді оқуға болады. Бізде қазір кредиттік жүйе, ол мектептегіндей емес. Мектепте мысалы егер сен мынау пәнді оқымай қалсаң, онда сен қалып қоясың деген сияқты. Міне алтыншы сыныпта мына пәнді оқып бітіру керек деген сияқты бар. Университтерде ондай жоқ. Кредиттік жүйе ғой. Мысалы 10 кредит па, 5 кредит па, сол кредитті оқымасаңыздар бұл кредитті келесі жылы оқуға болады. Бұған ешқандай кедергі бүгінгі күні жоқ. Ең бастысы, бұл емтихандарды тапсыра алмаса, тапсыруға мүмкіндігі болмаса, онда ол балаларды сабақтан шығарып жатқан жоқ. Сондықтан бұл тұрғыда, бұл мектептегіндей емес, бұл баяғы жүйе емес. Оқымаған кредиттерін, пәндерін, көктемде болсын, келесі жылы қыста болсын әлде жалпы келесі жылда болсын оқуға мүмкіндік бар.

Келесі сұрақ бойынша, магистратураға да құжаттарды тапсыру электронды түрде өтетін мүмкіндік бар. Ол да Электродық үкімет порталы арқылы жүзеге асырылды. Құжаттарын сол портал арқылы тіркеп тапсырады. Одан кейін, заңнамада бекітілген, жылда өткізіліп жатқан мерзімде емтихандарын университеттерде тапсыратын болады.

Рабига Дюсенгулова, Tengrinews.kz

– Как будет сдаваться ЕНТ?

– ЕНТ в этом году будет проводиться в установленные сроки: конец июня – начало июля. Сейчас активно ведется подготовительная работа, на следующем аппаратном совещании будем рассматривать этот вопрос для того, чтобы четко обозначить, как будет проводиться ЕНТ в этом году. Прежде всего, мы говорим о санитарных мерах и усилению санитарно-эпидемиологических мер при проведении ЕНТ. Это вопросы социального дистанцирования,  начиная от процедуры запуска. Условно это будет как в аэропортах: баррикадная лента, где расстояние между детьми будет четко ограничено, и площадь будет четко расчерчена. Второе: сокращение количества тех, кто будет сдавать тестирование в аудиториях, как минимум в два-три раза. Если до этого в аудиториях условно было 100 человек, то в связи с карантином при рассадке будут соблюдаться требования о количестве детей, находящихся в аудиториях, оно будет пропорционально уменьшаться. Обязательным будет ношение масок, респираторов, наличие системы вентиляции, обеззараживания воздуха. Мы сейчас усиленно этими вопросами занимаемся.

В этом году подача документов будет полностью в электронном формате,  до этого она не была автоматизированной. В этом году более 131 тысячи детей уже смогли подать документы. И подавляющие большинство подали именно через соответствующий сайт. Это очень удобно, не нужно было собирать справки, не было барьеров. Ранее школа или другие лица ограничивали школьников, советуя:  «Может, тебе не стоит сдавать», то теперь это было желание самого выпускника. Более 131 тысячи школьников подали свои документы для прохождения ЕНТ – это абсолютный рекорд.  Мы планируем, что ЕНТ будет проводиться в 144 пунктах проведения ЕНТ. Зарегистрированных случаев и фактов COVID-2019 нет, тем не менее даже в этих пунктах определенные меры по санитарным требованиям будут обеспечены обязательно, сюда входит  и измерение температуры.

В этом году решается вопрос с идентификацией личности, мы уже апробировали эту систему. Идентификация будет автоматизированной  через распознавание лица. Решаются также вопросы  измерения температуры, электронной записи и многие другие организационные вопросы.

95 тысяч школьников школ в январе этого года уже попробовали сдать ЕНТ в пробном режиме. Они приходили в наши пункты прохождения ЕНТ, проходили через металлоискатели, заходили в аудитории, и теперь для них это является более-менее привычной процедурой. Они уже на себе почувствовали, что это такое – прохождение ЕНТ, т.е. в этом году для 95 тысяч детей это уже не будет являться чем-то непривычным. Для нас это тоже очень важно! Мы впервые обеспечили возможность бесплатно сдавать пробное тестирование  через сайт НЦТ по 70 вариантам тестов.

В этом году по педагогическим специальностям увеличивается проходной балл. Мы об этом еще в прошлом году говорили, последовательно сначала было 50 баллов, потом 60 баллов, в этом году проходной балл  составит 70 баллов.

Теперь об усилении академической честности. Сейчас сам факт того, что ты попытался обмануть и нарушить правила, и у тебя обнаружили телефон или другой запрещенный предмет, уже не дает тебе право сдавать ЕНТ. Не важно, успел ребенок использовать его или нет, как это было  ранее.  Мы сравниваем с январем 2019 года, когда более 60% детей попытались пронести телефоны:  сейчас   мы видим в целом не более 5% детей, попытавшихся это сделать.  И все же более 1500 претендентов не были допущены к ЕНТ. Нужно привыкать рассчитывать на свои силы.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий