Компетентность ребенка с особыми образовательными потребностями в социально- бытовых вопросах

В современном мире умственно отсталый ребенок должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально- бытовом воспитании и обучении таких детей.

Целью социально-бытовой подготовки воспитанников коррекционной школы является не только формирование у каждого ребенка того или иного запаса знаний и навыков, но и развитие умения использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Поэтому возникла необходимость говорить о компетентности умственно отсталого ребенка в социально- бытовых вопросах. Что подразумевает:

  • знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
  • умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);
  • экономико-бытовые умения;
  • умение организовывать свой досуг;
  • умение общения;
  • представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
  • эмоционально- положительное отношение к окружающим,
  • развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности.

Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью. На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные и производственные ситуации. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения с взрослым.

Основные методы формирования социально-бытовой компентентности:   

1.ролевые игры;

2.беседы;

3.эскурсии;

4.практические упражнения.

1) Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. Сюжетно- ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.  Сюжетно- ролевую игру  применяют как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Провожу их на этапе закрепления какого- либо материала . Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы. Сама организую игру, провожу по составленному плану, но стараюсь не давать конкретных указаний –как поступать, а стараюсь ставить детей в ситуацию выбора и принятия самостоятельного решения.

2) При проведении практических работ решаются задачи воспитания :

  • личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;
  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности.

 

3)  Значительное место в обучении социально- бытовой ориентировке отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные предприятия, магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Цель экскурсий заключается не только в закреплении знаний, но и в закреплении умений рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар , который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчеты при написании телеграмм, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др.

4) Беседа на занятиях СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулирую в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождаю беседу наглядным  материалом.

    Таким образом, работа по формированию социально- бытовой компетентности учащихся очень важна и необходима, и должна идти непрерывно на протяжении всех лет обучения ребенка, охватывать всю его жизнь в школе. Каждый режимный момент, урок, занятие должны приносить ребенку частичку опыта в самостоятельном жизнеустройстве.

Югай Ольга Владиславовна

Учитель-дефектолог

Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен»

Карагандинская область

Город Балхаш

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Компетентность ребенка с особыми образовательными потребностями в социально- бытовых вопросах

Добавить комментарий