На пороге больших перемен

В последнее время в нашем обществе широко обсуждается тема дистанционного образования. Можно услышать противоречивые мнения: одни считают это опасным явлением, другие видят в этом преимущества, третьи не принимают категорически. Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, мы решили узнать мнение  доктора педагогических наук, профессора, ректора Инновационного Евразийского университета Жетписбаевой Бахытгуль Асылбековны. 

Бахытгуль Асылбековна,  какой точки зрения придерживаетесь Вы как профессионал в области высшей школы?

Я сторонник сбалансированного подхода  к оценке сложившейся ситуации, когда вся система образования перешла в дистанционный формат.  Мы должны понимать, что, с одной стороны, это была вынужденная мера, с другой – дистанционная технология обучения широко использовалась в высшем образовании и до этого. Поэтому вузам было легче сориентироваться в период самоизоляции, чем, например, школам.  Оказавшись в нештатной ситуации, мы по-новому увидели преимущества этих технологий.  Это, прежде всего, возможность получать образование, не выходя из дома. Происходит индивидуализация обучения, студент становится более самостоятельным, у него усиливается потребность в поиске альтернативных источников информации. У преподавателя же появляется больше времени на общение с отдельно взятым студентом, что позволяет более объективно оценить его знания.  

Существует мнение, что дистанционные технологии заменят в ближайшей перспективе традиционное обучение. Как Вы считаете, этого стоит бояться?

Думаю, что в этом вопросе надо правильно расставлять акценты и не поддаваться панике. Во-первых, позиция Министерства образования и науки Республики Казахстан вполне определенна. Тотальный переход на  дистанционную форму обучения будет осуществляться только в случае необходимости, как это было с пандемией. Во-вторых, надо обязательно развивать эти технологии в нашей стране, сохраняя при этом традиционное обучение. Более того, я вижу в этом одну из важных задач современного образования: мы обязаны сформировать у студентов IT-компетенции и дать им возможность свободно ориентироваться в глобальном цифровом мире.

Кроме этого,  я увидела в этой ситуации много плюсов.  Те проблемы, которые не решались долгие годы, находят своё решение: это и техническое оснащение учебных заведений, усиление интернет-связи, повышение цифровой грамотности педагогов, развитие учебного телевидения.  Родители по-новому осознали роль школы и учителя в жизни ребенка.  По сути, произошла общественная переоценка ценности образования.   

 Как я понял(а), Вы достаточно позитивно относитесь к использованию дистанционных технологий обучения, а что об этом думают преподаватели и студенты Вашего университета?

Конечно, нам важно мнение наших студентов и преподавателей. Поэтому мы провели анкетирование, которое охватило целый ряд вопросов – от самооценки цифровой грамотности до отношения к дистанционному обучению. Меня радует, что в этом вопросе моя личная позиция совпала с мнением подавляющего большинства.   И студенты, и преподаватели в целом выступают за развитие    IT- технологий  при сохранении традиционного обучения. При этом, по их мнению, масштабы дистанционного обучения не должны угрожать социализации. Речь идет о том, что при дистанционном обучении может ощущаться дефицит общения. Есть реальная опасность ухода нашей молодежи в виртуальный мир. Это отдельная тема, которая нуждается в серьезных научных исследованиях психологами, педагогами, социологами.  

Все чаще наши казахстанские и зарубежные СМИ говорят, что мир, переживший пандемию, не будет прежним. Он на пороге больших перемен. И в этом случае университетам тоже придется меняться. Как, по Вашему мнению, изменится университет?

Я думаю, что этот прогноз обоснован. Университет уже меняется. Самое главное, что меняется сознание преподавателей и студентов, которые  понимают, что мир требует сегодня принципиально новых подходов к обучению. Кардинально поменяется методика обучения, которая будет основана на IT-компетенциях.  Теперь обязательным требованием к  преподавателю станет разработка электронного учебного продукта в форме видеокурсов, обучающих программ, электронных учебников. Те преподаватели, которые не справятся с этой задачей, не смогут быть конкурентоспособными.

Безусловно, это заметно скажется и   на образовательной среде, которая расширится за счет виртуальных лабораторий, учебных тренажеров, учебного телевидения. Это потребует от университетов определенных вложений.

Если говорить о студентах, им проще сориентироваться в новой реальности, которая уже воспринимается ими как цифровой мир. Другой вопрос, насколько они готовы к самоорганизации, самостоятельности и ответственности в обучении, которое при использовании дистанционных технологий становится более индивидуальным и прозрачным.

Что бы Вы пожелали преподавателям, студентам, родителям, которые тоже пытаются разобраться в этом непростом вопросе?

Прежде всего, терпения. В этой непростой ситуации важно не делать поспешных выводов, сохранять социальный оптимизм. Мы должны понимать, что, внедряя дистанционные технологии, Казахстан идет в ногу со временем. Независимо от пандемии наша система образования должна выйти на этот этап развития. Сегодня Министерство образования имеет четкое видение о комплексном решении проблем дистанционного образования в стране. Перед вузами поставлены конкретные задачи, с учетом этого пересмотрены нормативные документы, значительно увеличена стоимость образовательного гранта, планируется повышение заработной платы преподавателям высшей школы. Я уверена, что это повысит качество образования и позволит увидеть возможности дистанционных технологий обучения.

 

Раушан Наурызбаева

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий