Почему мы можем отстать от своих соседей? Или о роли государственных мер поддержки туризма на примере Узбекистана

Цивилизация в корне поменяла образ жизни, условия проживания народов мира. В частности, развитие социально-экономических сфер, повышение уровня благосостояния населения, усиление процессов урбанизации способствовали росту потребностей в туризме. Путешествия, экскурсии, отдых на лоне природы стали составной частью современного общества, основными формами оздоровления людей, их содержательного досуга.
По сведениям Всемирной туристской организации, к настоящему времени в среднем 1,2 миллиарда человек ежегодно совершают путешествия. Хотя всего лишь десять лет тому назад число зарегистрированных туристов составляло лишь 570 миллионов человек. Существует множество факторов, способствующих ускоренному развитию сферы туризма.
Мы уже говорили о все более возрастающей роли туризма, как драйвера любой экономики, любой страны или региона. Уже Правительства многих стран осознали необходимость качественного изменения политики в управлении этой отраслью. И сегодня становится очевидным, что без системных мер господдержки невозможно кардинальное улучшение туризма, в какой бы то ни было стране. В том числе и в Казахстане.
Примеры таких бывших республик пост-советского пространства, как Грузия или Азербайджан, впечатляют.
Напомню, в той же Грузии доля туристических услуг в общем объёме экспорта составляет уже 40 процентов, за 15 лет в этой стране количество иностранных туристов, прибывающих в страну выросло с 400 тыс. в 2000 году до 6 млн. в 2016 году (при общем населении Грузии – 3 млн.человек), то есть в 15 раз!
В Азербайджане, стране, имеющей такую же, как и мы, ярко выраженную сырьевую направленность в экономике, доля туризма в ВВП страны уже достигла 17 % (у нас – только 0,9 %).
Но сегодня, я бы хотел рассказать о другом международном опыте – о том, как туризм поддерживает в государстве нашего ближайшего соседа по Центрально-Азиатскому региону – Узбекистане.
Почему именно об этой стране? – спросите вы.
Ну, во-первых, это действительно наш ближайший сосед, с которым мы имеем очень много схожих моментов: это и общие границы стран «Шёлкового пути», и национальные обычаи, уклад и традиции наших народов, общую историю и происхождении этносов и тому подобное.
Второе, и это далеко не секрет: наши страны всегда соперничали за лидерство в Центрально-Азиатском регионе, как в политическом, так и экономическом аспекте. И теперь, на фоне новых мировых трендов, это соперничество имеет важное стратегическое значение, как для привлечения инвестиций, так и для более либерального отношения со стороны стран-мировых лидеров, «определяющих игру» как во всём мире в целом, так и в нашем регионе в отдельности.
Так вот, последние события в Узбекистане, как на политическом уровне, так и новые меры, связанные с либерализацией экономики, показывают, что наши соседи основательно взялись за то, чтобы уйти в солидный отрыв в этом соперничестве.
И особенно это стало заметно по тем шагам, которые принимает Узбекистан в отношении туризма.
Какова же ситуация в сфере туризма в Узбе­кистане?
Прежде всего, стоит отметить, что за последнее время в этой стране сформированы качественно новые основы туризма, построенные на рыночных отношениях и прочной нормативно-правовой базе.
Возведены объекты современной инфраструктуры, внедрены новые туристские маршруты, соответствующие международным стандартам, готовятся качественные кадры, в особенности гиды. Отремонтированы имеющиеся историко-культурные памятники, реализуются меры по ознакомлению с ними широкой общественности, в том числе за рубежом.
Комплексные меры по развитию отрасли способствуют росту потенциала туриндустрии наших соседей. Об этом свидетельствует статья о самых привлекательных турист­ских направлениях в 2017 году, опубликованная в британской газете «Financial Times», где в рейтинге государств Узбекистан занял вторую строчку.
Узбекистан имеет много исторических достопримечательностей для захватывающих путешествий: более семи тысяч уникальных памятников истории и величественных образцов неповторимой архитектуры, живописные заповедники и национальные парки. В стране бережно хранятся и процветают многовековые традиции культуры, искусства и ремесленничества, что вызывает огромное желание посетить Узбекистан у все большего числа иностранцев.
Но самое главное, что «верхи» Узбекистана, причём на самом её высоком уровне, осознали, что вопрос развития сферы туризма до последнего времени оставался без должного внимания, и что необходимо обеспечить повышение ее вклада в экономику Узбекистана путем реализации конкретных мер со стороны Государства.
По личной инициативе Президента Узбекистана Мирзиёева в стране взят новый курс на бурное развитие туризма. Достаточно сказать, что по данным некоторых источников, на его уровне еженедельно обсуждаются вопросы по устранению имеющихся в отечественном туризме недостатков и рассматриваются предложения по принятию новых экономических и организационно-правовых мер, способных создать условия для развития туризма как стратегической отрасли экономики.
Что это за новый курс?
Во-первых, в Узбекистане начинает применяться кардинально новый подход в системе управления отраслью. Формируются качественно новые механизмы государственного регулирования, направленные на совершенствование лицензионных, сертификационных и других разрешительных процедур в сфере туризма.
Второе. Будет уделено огромное внимание на такие вопросы, как максимальное использование туристского потенциала регионов, создание и продвижение на мировые рынки национального туристского продукта, формирование положитель­ного имиджа Узбекистана в сфере туризма.
Третье. По постановлению Президента создан Госкомитет по развитию туризма с численностью 110 человек (для сведения в Комитете индустрии туризма Казахстана – 27 сотрудников). Деятельность этого Госкомитета направлена не на осуществление контрольных и административных функций, а на содействие повышению предпринимательской активности в сфере туризма, устранение всех преград и барьеров, препятствующих развитию туризма, развитие конкуренции на рынке туристских услуг.
Четвёртое. 3 февраля 2018 года Президент Шавкат Мирзиёев издал специальный Указ – «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан». Этим Указом введен ряд льгот для субъектов предпринимательства, работающих в сфере туризма.
Какие же это льготы? – об этом немного подробнее.
Так, субъекты предпринимательской деятельности в сфере туризма сроком до 1 января 2022 года освобождены от уплаты таможенных платежей за ввозимые на территорию республики транспортные средства туристского класса, а также оборудование, механизмы и запасные части для строительства, реконструкции и оснащения канатных дорог, горнолыжных подъемников, фуникулеров и других аналогичных объектов и сооружений, а также воздушных шаров, аэростатов, квадроциклов и моторных лодок.
Юридические лица, основным видом деятельности которых является организация услуг тематического парка, освобождены сроком на три года с даты ввода парка в эксплуатацию от уплаты налога на прибыль, земельного налога и налога на имущество, а также единого налогового платежа.
Тематические парки, гостиницы и другие средства размещения до 1 января 2022 года освобождаются от уплаты таможенных платежей за ввозимые оборудование, технику, сырье, комплектующие изделия и запасные части, строительные и другие материалы, не производимые в Узбекистане, для строительства, реконструкции и оснащения тематических парков, гостиниц и других средств размещения.
В целях ускорения внедрения информационных технологий в сфере туризма и развития электронной коммерции Указом предусмотрено:
– с 1 января 2018 года предоставление хозсубъектам, оказывающим услуги по продаже туристских продуктов или онлайн-бронирования туристских услуг, налоговой льготы, направленной на стимулирование внедрения электронных услуг, включая электронные платежи, бронирование, эквайринг и другие, а также специализированных интернет-сайтов и порталов, предлагающих современные виды туристских услуг;
– требование обеспечения доступа соответствующего качества с обязательной идентификацией личности пользователей для операторов, провайдеров и других хозяйствующих субъектов, создавших в общественных местах зоны бесплатного беспроводного доступа к сети Интернет (Wi-Fi);
– предоставление хозсубъектам, установившим на своей территории зоны бесплатного беспроводного доступа к сети Интернет (Wi-Fi), налоговой льготы, направленной на закупку оборудования и приобретение интернет-трафика для развертывания зоны беспроводного доступа соответствующего качества;
– предоставление операторам, провайдерам и другим хозяйствующим субъектам, создавшим в общественных местах зоны бесплатного беспроводного доступа к сети Интернет (Wi-Fi), права на установку рекламного баннера или растяжки на безвозмездной основе и без получения разрешения соответствующих органов государственной власти на местах.
Указом также одобрено предложение об открытии кредитной линии Фонда реконструкции и развития Узбекистана в размере 200 млн. долларов для софинансирования инвестиционных проектов по строительству гостиниц, прилегающих дорожной, инженерной и коммуникационной инфраструктур.
Кредиты будут выдаваться субъектам предпринимательства на срок 15 лет (льготный период — 5 лет) для приобретения импортного оборудования и технологий для гостиниц и объектов прилегающей дорожной, инженерной и коммуникационной инфраструктур.
Пятое. Уже 6 февраля т.г. в реализацию вышеназванного Указа принимается Постановление Президента «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан», в котором в целях трансформации въездного туризма в одну из важных отраслей национальной экономики утверждаются: План практических мер по дальнейшему упрощению визового режима, План практических мер по дальнейшему развитию въездного туризма, Перечень стран и регионов, за которыми закрепляются ответственные за обеспечение активизации взаимодействия в вопросах развития туризма.
Согласно этого Постановления с 1-го мая т.г. в Узбекистане внедряется выдача въездных краткосрочных виз по прибытию иностранным пассажирам, следующим транзитом, сроком на 72 часа. И хотя перечень этих стран будет определён отдельным Постановлением, но достаточно сказать, чтос 10 февраля Узбекистан уже ввёлбезвизовый режим сроком на 30 дней для граждан 7 стран и упрощенный порядок оформления туристских виз для граждан ещё 39 стран.
Справедливости ради надо заметить, что в этом шаге мы своих соседей уже опередили – сейчас список государств, с которыми у нас безвизовый режим, составляет 67 стран.
Есть и другие интересные меры в этом Постановлении, стимулирующие, или, я бы даже сказал, заставляющие проснуться все государственные органы Узбекистана для того, чтобы начать более активно «работать на туризм».
Так, например, Правительству поручено разработать и внести на утверждение прогноз привлечения иностранных туристов и порядок премирования за счет бюджетных ассигнований руководителей и работников дипломатических представительств Республики Узбекистан за рубежом за увеличение туристского потока из страны пребывания, а также применения мер ответственности за ненадлежащее исполнение возложенных задач по увеличению туристского потока в республику.
Тоже самое рекомендовано национальному авиаперевозчику «Узбекистон хаво йуллари» – утвердить прогноз привлечения иностранных туристов и внедрить систему премирования руководителей и работников представительств НАК «Узбекистон хаво йуллари» за рубежом за увеличение туристского потока из страны пребывания, а в случае необеспечения выполнения возложенных задач – применения мер ответственности.
Не даст это Постановление спать и руководителям регионов Узбекистана – хокимам областей. Вот что в Постановлении сказано насчёт них: «Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма ежегодно начиная с 2018 года выделять средства на продвижение туристского потенциала регионов путем участия в международных туристских выставках и ярмарках, подготовки соответствующих информационных материалов для дальнейшего распространения среди иностранной общественности и запуска рекламных кампаний в зарубежных средствах массовой информации».
Или вот: создать в Комитете по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан Отдела по поддержке паломнического туризма, возложив на него пропаганду и распространение в средствах массовой информации, в том числе зарубежных, информационных материалов об Узбекистане как о культурно-историческом и научно-теологическом центре Ислама и иных мировых религий. И в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров «дорожные карты» по увеличению туристского потока в Республику Узбекистан из приоритетных стран и регионов, а также План практических мер по развитию паломнического туризма в Республику Узбекистан.
В помощь самим пребывающим туристам предполагается создание Call-центра для оказания оперативной помощи с единым коротким общереспубликанским телефонным номером, а всем органами исполнительной власти на местах, другим заинтересованным министерствам и ведомствам (МИД, МВД, Служба национальной безопасности, Министерство здравоохранения, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный таможенный комитет) поручено обеспечить межведомственное взаимодействие в вопросах оказания оперативной помощи туристам, обратившимся в Call-центр.
Вместе с тем сняты все ограничения на фото- и видеосъемки туристами общественных мест, зданий и сооружений, за исключением объектов, перечень которых утверждается законодательством и на которых установлены соответствующие указатели о запрете всех видов съемок.
Кроме того, национальной авиакомпании Узбекистана предоставлено право реализовывать авиабилеты на международные рейсы ниже себестоимости в целях обеспечения конкурентоспособности рейсов. Изучают в Узбекистане и зарубежный опыт и уже предлагается внедрение на территории некоторых аэропортов режима «Открытое небо», в том числе с привлечением авиакомпаний-лоукостеров.
Но самое важное в этом Постановлении, что в Правительстве во главе с его Премьер Министром Ариповым, устанавливается постоянный мониторинг за ходом исполнения министерствами и ведомствами Плана практических мер по дальнейшему развитию въездного туризма, а по итогам этого мониторинга предусмотрено ежеквартальное внесение в Координационный совет по развитию туризма, возглавляемый самим Президентом, предложений для принятия соответствующих решений в целях обеспечения неукоснительного выполнения запланированных мер в установленные сроки.
Премьер-Министр должен ежеквартально заслушивать отчеты руководителей министерств, ведомств, хокимиятов и других организаций – ответственных исполнителей о принимаемых ими практических мерах по дальнейшему развитию въездного туризма.
Другими словами, в Узбекистане основательно взялись за туризм и то о чём мы говорили в ранних постах, что туризм должен стать общей национальной идеей всего общества: от рядового гражданина до Главы государства, реально воплощается у наших соседей.
И хотя, сейчас, развитие туризма в Узбекистане, пока ещё примерно на том же уровне, что и в Казахстане (доля туризма в ВВП Узбекистана – 2 %), именно эти шаги, поверьте, позволят нашим соседям уйти вперёд от нас семимильными шагами.
И это ведь ещё далеко не всё, что делается для развития туризма в Узбекистане.
Так, например, другим Указом президента Узбекистана предусматриваются специальные меры по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников.
Согласно этого Указа определены основные направления развития национального ремесленничества, предусматривающие всестороннюю поддержку ремесленников, содействие в выделении им земельных участков и помещений, подключении к сетям инженерных коммуникаций, предоставлении льготных кредитов, реализации продукции ремесленничества, особенно на экспорт, а также создание в районах и городах центров развития ремесленничества.
Для поддержки ремесленников создана специальная Ассоциация «Хунарманд», которая входит в качестве ассоциированного члена в Торгово-промышленную палату с приравниванием председателя ассоциации по статусу к заместителю председателя ТПП.
Субъекты ремесленнической деятельности — члены ассоциации «Хунарманд» полностью освобождаются от уплаты фиксированного налога в части изготовления и реализации изделий ремесленнической деятельности.
Районные и городские власти в обязательном порядке должны оказывать услуги ремесленникам по содействию в создании и развитии их деятельности, включая обучение навыкам организации и ведения бизнеса, защиту прав субъектов ремесленничества и организацию выставок.
При этом реализация продукции ремесленничества на выставках, фестивалях и ярмарках, проводимых за рубежом, может осуществляться без заключения экспортных контрактов, а получаемый при этом доход не считается экспортной выручкой. Одновременно для ремесленников вводятся скидки по платежам в местный бюджет за размещение внешней рекламы в размере 50% от действующей ставки платежей.
Ремесленниками, не имеющими постоянных торговых мест и осуществляющими торговлю во временных местах, использование кассовых аппаратов и торговых терминалов, а также инкассация наличной денежной торговой выручки, осуществляются в добровольном порядке.
При аренде ремесленниками государственного имущества плата за аренду устанавливается в размере 50% от минимальной ставки аренды.
Если субъект ремесленничества изъявляет желание приобрести государственный объект, реализуемый в рамках программ приватизации (по «нулевой» стоимости), этот объект реализуется (передается) ремесленнику по оцененной стоимости на основе прямого договора (с первоначальными инвестиционными обязательствами), без выставления на публичные торги (конкурса). Если несколько субъектов ремесленничества изъявляют желание приобрести один и тот же объект (по «нулевой» стоимости), то данный объект выставляется на конкурс (публичный торг) с участием только этих ремесленников. Предоставленные ремесленникам на таких условиях объекты должны использоваться в сфере производства продукции ремесленничества на протяжении не менее пяти лет.
Отдельное внимание в указе уделено обучению молодежи ремесленнической деятельности и передаче навыков ремесла из поколения в поколение. Для этого в 2018 году предусмотрено открытие новых направлений профессионального образования по ремесленническому делу в 16 профессиональных колледжах во всех регионах республики с привлечением в качестве преподавателей ремесленников из числа членов ассоциации «Хунарманд».
Одновременно в 2018—2019 годах предусмотрено выделение средств из Государственного фонда содействия занятости в размере 1 млрд. сумов на подготовку молодежи по учебной программе методом «Уста-шогирд».
Указом также определены меры по развитию в ближайшие годы ремесленничества в регионах, районах и городах страны. В течение 2018−2019 годов в 23 городах и районах предусмотрено создание Центров развития ремесленничества, построенных в историко-национальном архитектурном стиле, с размещением на их территории торговых рядов в стиле «древний восточный базар», специальных мест для выступления мастеров народного творчества, караван-сараев и других объектов для широкого привлечения туристов. В этих центрах ремесленники будут работать и жить в одном месте, в одном здании, как и их предшественники на протяжении веков: на первых этажах будут размещаться мастерские и торговые помещения, на вторых этажах — современное жилье.
Для финансирования реализации проектов по развитию ремесленничества и строительству центров ремесленничества и других объектов предусматривается внедрение механизма выделения значительных льготных кредитных ресурсов.
Обязательные страховые взносы, уплачиваемые ремесленниками из числа молодежи во внебюджетный Пенсионный фонд, будут засчитываться в качестве оплаты за полученные кредиты.
Такие меры по поддержке ремесленничества были бы кстати и у нас. Но пока у нас про это даже не задумываются.
Чтобы систематизировать все эти меры, сейчас в Узбекистане разрабатывается новая Концепция развития туристской отрасли на среднесрочную перспективу, а также новый Закон «О туризме».
Согласно этим документам намечено в корне улучшить качество услуг в аэропортах и на вокзалах, создавать благоприятные условия для бизнеса в сфере туризма, привлекать в туриндустрию признанные в мире бренды, иностранных инвесторов, внедрять новые туристские маршруты, развивать современные виды туризма, повышать их привлекательность и многое другое. Все это вкупе станет прочной основой для формирования в будущем положительного имиджа Узбекистана в качестве крупного и привлекательного центра туризма, превращения туризма в ведущую сферу национальной экономики.
Выводы
Что же нужно сделать нам, чтобы не отстать от наших соседей?
Ну, во-первых, как минимум, принять аналогичные шаги хотя бы на уровне Правительства: нужно срочно принимать новый Закон о туризме, в котором предусмотреть новые инструменты господдержки туристской отрасли, такие же, например, как описаны выше налоговые и таможенные преференции.
Конечно, тут нужно учитывать тот факт, что Узбекистан в отличие от нас может принимать такие решения, не оглядываясь на других, вследствие того, например, что не входит в Единый Таможенный союз стран СНГ, и поэтому может самостоятельно принимать таможенную политику. Казахстан в этом вопросе вынужден согласовывать её со странами ТС – Россией и Беларусью, в первую очередь. Но и это, думаю, хоть и сложно, но решаемо.
Второе, нужно понимать, что лучшая конкуренция это совместная кооперация. Узбеки исторически считались предприимчивее казахов, и тут сложно с ними тягаться. Но вот использовать эту хорошую перспективу для того, чтобы создавать с ними совместные турпродукты, считаю более продуктивным шагом. То есть использовать тот факт, что в Узбекистан будут приезжать большое количество иностранных туристов для того, чтобы оттуда их затем заманивать к нам, в Казахстан, это и есть кооперация усилий. Как это сделать – есть идеи, но об этом в следующий раз…
Ну, и последнее на сегодня.
Многие страны, в том числе наши ближайшие соседи или страны со схожими структурами экономик совершили огромный прорыв в развитии туризма.
У нас в стране, за 26 лет Независимости, туристическая отрасль, к сожалению, не совершила такого же рывка, как это удалось, например, таким отраслям, как промышленность, сельское хозяйство, строительство или транспорт.
Мы за последние годы вложили огромные государственные средства, строим современные автомобильные дороги, аэропорты и железнодорожные вокзалы, другую современную инфраструктуру – всё это и для развития туризма, в том числе. Но к самой отрасли со стороны Государства до сих пор нет необходимого внимания. Да и сам туризм в Казахстане пока ещё трудно назвать полноценной отраслью.
Пришло время плотно взяться за этот вопрос и начать получать с этого свои дивиденды.
 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий