Кем быть?

«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное – будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии – обязательно».

Роберт де НИРО, американский актер

 

Привет, друзья! Помните у Маяковского: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?»? В своем стихотворении большой поэт дал полный расклад профессиям, существовавшим в первое десятилетие советской власти. Но я, к сожалению, не Маяковский, и совершенный способ, как выбрать старшекласснику самую подходящую профессию, мне неизвестен. Да и живу почти сто лет спустя, когда новые профессии появляются практически ежедневно, а старые теряют актуальность либо трансформируются в нечто совершенно новое.

Однако возможность хоть как-то понять, что нашему школьнику близко и в чем его призвание, все же есть. Это прерогатива не только педагогов и родителей, но и… одноклассников! Впрочем, обо всем по порядку.

Социологи утверждают, что почти половина казахстанских старшеклассников понятия не имеет о том, кем они будут. Они не только не торопятся определить свою будущую профессию, но и вообще не считают нужным это делать. Ну, прямо как 30-40 лет назад, когда тихие советские троечники мечтали иметь приличный оклад, машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях. А еще – поменьше работать, и где – неважно… Сейчас некоторые выбирают «дело всей жизни» скоропалительно, наугад или по подсказке. Потом их ждут горькие разочарования, неудовлетворенность и ощущение своей ненужности.

А вам известно, что к 16 годам 90% старшеклассников Западной Европы, США и Канады твердо знают, кем хотят стать? Все дело в прикладном характере зарубежного образования. В наших общеобразовательных учебных заведениях – имею в виду не сеть НИШ и БIЛ, лицеи и гимназии, а обычные школы, каковых в стране подавляющее большинство, – на первом месте остается теоретическая подготовка. Тогда как иностранные школы учат применять полученные знания тут же, на практике. Тамошние школы стремятся помочь учащимся выбрать будущую профессию и предлагают им широкий спектр предметов. В итоге, чем старше школьник, тем тверже у него выбор профессии.

У нас, как правило, на выбор профессии влияют родители – отношением к труду, высказываниями о различных профессиях и своей, в частности.

Други мои юные! Чтобы реально оценить свою пригодность к той или иной профессии, важно не только знать о своих способностях, но и представлять, как тебя воспринимают другие. Поинтересуйтесь, что о вас думают друзья и

просто одноклассники – они нередко оказываются наиболее прозорливыми. Это подтвердили социологические исследования, проведенные и у нас, и за рубежом. Самым верным оказалось общее мнение сверстников о том, как сложится дальнейшая жизнь одноклассника. С ним не идут ни в какое сравнение ни результаты тестов, ни оценки в аттестате.

Но! Выбрав себе профессию, постарайтесь проникнуть за ее романтический ореол и разузнать о повседневных деталях будущей работы. Может статься, что для этой деятельности вы не пригодны. Так что, «намотай себе на ус – все работы хороши, выбирай на вкус!» (В.Маяковский, «Кем быть?»).

Ваш Бiлiмбек

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий