Ученые составят реестр сакральных мест Казахстана – статья Б.Байтанаева (Институт археологии им. А.Х.Маргулана)

Со второй половины 2017 года специалисты Института археологии им. А. Х. Маргулана занимались разработкой проекта, связанного с подготовкой реестра по сакральным объектам Казахстана. Работа проводилась на междисциплинарном уровне с привлечением археологов, историков и этнографов.
В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Нурсултан Назарбаев определил задачи, стоящие перед общественностью Казахстана: «Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана» или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана».
Сакральное, иными словами, священное – это все, что связывало и связывает человека с культурным и духовным наследием предков. Сакральные объекты Казахстана имеют древнюю историю. Среди них культовые архитектурные сооружения, города, поселения, курганы, некрополи, святилища, наскальные рисунки, исторические ландшафты.
Особую популярность у жителей Казахстана имеют культовые архитектурные памятники, как правило, сохранившиеся до наших дней. Они почитаемы, за ними ухаживают, они отреставрированы, к ним проложены удобные подъездные пути.
Археологические памятники, составляющие основной объем историко-культурного наследия, разбросаны по всей территории страны. В силу различных причин – природного, временного, антропогенного характера – они наиболее уязвимы. Объектов археологии – огромное количество, они охватывают громадный хронологический период: от глубокой древности, каменного века, до позднего средневековья. Они беззащитны перед временем, и требуют серьезных научных исследований, работ по консервации, реставрации и особого, продуманного подхода к эксплуатации.
Другой вид сакральных мест – объекты природы, сакрализация которых уходит в глубокую древность. Среди них встречаются и недавно стихийно объявленные святыми места. Они стали объектами паломнического туризма, но требуют серьезного изучения, проведения научной экспертизы.
В целом, сложившаяся ситуация такова, что наряду с хорошо известными сакральными объектами, вошедшими в историческую и археологическую науку, появляются новые, называемые иногда религиозными памятниками, святыми местами.
Объектами паломничества также являются памятники архитектуры, имеющие определенное историческое, научное и художественное значение. Многие из них – культовые сооружения и не могут подвергаться вмешательству. Однако стоит отличать их от стихийно возникших в наши дни сакрализованных мест. Необходимо определить – обладают ли они историко-художественной ценностью?
Нет сомнения в том, что древние мазары, бережно охраняемые народом, с которыми связаны легенды и предания об исторических личностях, сакральные места. В годы независимости, когда появилась возможность вернуть «забытые» славных представителей народа, произошла массовая сакрализация населением различных ранее неизвестных объектов. На этом фоне разрастается религиозный туризм, вовлекающий в свою орбиту все новые регионы. Назрела необходимость провести границу между религиозным туризмом и действительно народным паломничеством, связанным с культом достойных предков.
В связи с назревшим вопросом определения сакральных объектов Казахстана, составления их реестра ученые призваны выработать собственное видение и сформулировать свое отношение к этой проблеме, представить его широкой общественности. Такая постановка вопроса будет препятствовать распространению шарлатанства в области историко-культурного наследия, проявлению на этой почве религиозного экстремизма. Систематизация сакральных объектов, проведенная учеными на основе строгих критериев, позволит выработать механизм историко-культурной экспертизы природных и иных сакральных мест.
История изучения культуры казахского народа показывает, что география, которую можно назвать сакральной, уникальна и многолика. Познание ее требует слаженных усилий многих научных коллективов. Начата огромная работа по систематизации сакральных мест Казахстана. Составлен реестр, включающий многочисленные значимые объекты природы и историко-культурного наследия, на основе выработанных критериев.
Реестр сакральных объектов составлен на основе коллегиального отбора научными коллективами трех организаций: Института археологии им. А. Х. Маргулана, Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова, Института истории государства. Предварительный список сакральных мест Казахстана включает 574 наименования, из них в первом выпуске 2017 года описано 279 объектов. Сотрудники институтов, основываясь на своей специализации, материалах архивно-библиографического характера, полевых исследованиях, сформировали реестр с характеристикой объектов от древнейших времен до современности.
Среди особо значимых памятников археологии каменного века можно назвать объекты Улкен-Жезды, Караунгур, Белкарай. С доместикацией лошадей, одного из маркеров степной цивилизации: Ботай, Кожай, Кумкешу, а также уникальные памятники одного из крупнейших металлургических центров древнего мира на территории Центрального Казахстана в Жезгазган-Улытауском регионе: Атасу, Мыржык, Талдысай.
Интересны погребально-поминальные и ритуальные объекты эпохи ранних кочевников: Талды-2, Шиликты, Иссык, Берел, Таксай и др. Наиболее значимые средневековые города – центры торговли, ремесел с выдающимися образцами архитектуры и строительного мастерства: Отрар, Сидак, Жуантобе, Испиджаб, Сауран. Особого внимания заслуживает художественная культура населения Великой Степи, о которой еще предстоит многое узнать.
Исторически сложилось так, что территорию Казахстана можно условно разделить на несколько историко-культурных ареалов. Они отличаются более тесными внутренними связями, общностью развития, особенностями соответствия эколого-природных и социально-культурных факторов, что сказалось на содержательной стороне археологических и исторических памятников.
В сердце страны локализуется Сарыаркинский историко-культурный ареал – один из крупнейших в Казахстане, занимающий особое место в казахской истории и культуре. Обширная страна, простирающаяся от гор Улытау до Тарбагатая. С запада к нему примыкает Арало-Каспийский ареал, с юга – Сырдария-Каратауский и Жетысуский, а с востока – Алтай.
В Казахстане насчитываются тысячи сакральных мест, которые отражают долгую и насыщенную событиями жизнь и деятельность народа, борьбу его лучших представителей за независимость. Работа над реестром сакральных объектов Казахстана – длительный скрупулезный труд, в ней задействованы ученые различных направлений: археологи, историки, этнологи, филологи, востоковеды. Он актуален именно сейчас.
Конечной целью выполнения масштабной работы по систематизации и подготовке многотомного реестра сакральных памятников должна стать консолидация народа, формирование новой национальной идеи. Популяризация полученных знаний станет источником духовных ценностей, а реестр сакральных объектов – залогом гармоничного развития народа Казахстана.
«Продолжая славные дела старшего поколения, мы проложим дорогу, по которой уверенно зашагают будущие поколения. Это будет путь развития, роста и процветания независимого Казахстана», – так емко сформулировал стоящую перед казахстанским обществом задачу Нурсултан Назарбаев.
Бауыржан Байтанаев, Институт археологии им. А. Х. Маргулана

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий