Modernizing Vocational Education and Training: international standards and links with manufacture

The paper of Nurghaly Arshabekov, CEO of Kasipqor Holding Board, sets out  issues of modernizing Vocational Education and Training and the author considers the four strategic trends: bringing about project called ‘Free Vocational Education for All’; updating content of education; improving quality of teaching, prestige and effectiveness of the VET. The paper consists of 4 parts: Inclusive project, Affordable equal opprtunities, WorldSkills – combining the best practices, Now-a-days’ HR.
03

Модернизация ТиПО: международные стандарты и связь с производством

Процесс модернизации системы ТиПО сосредоточен на четырех стратегических направлениях: реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех»; обновлении содержания образования; повышении качества преподавания, престижа и эффективности ТиПО.
Социально ориентированный проект
В Казахстане действует 824 организации ТиПО. В них обучается 490 тыс человек, в том числе 245 тыс по госзаказу. Обучение ведется по 213 специальностям.
Проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», инициированный Главой государства, имеет социальную направленность. Его участники – выпускники 9-11 классов, лица, не поступившие в учебные заведения, воспитанники детдомов и интернатов, дети из многодетных семей, дети-сироты и без попечения родителей.
Для реализации проекта НАО «Холдинг «Кәсіпқор» на основе    модульно-компетентностного подхода актуализировал 173 типовых учебных плана и программ. Программы обеспечивают уровневую интеграцию,  подготовку специалиста среднего звена через возможность получения до 3 рабочих квалификаций. Прослеживается междисциплинарная интеграция, сокращаются сроки обучения, устраняется дублирование дисциплин.
Требования к уровням подготовки обучающихся выражаются через базовые и профессиональные компетенции, определенные работодателем.
Программы строятся из базовых и профессиональных модулей. Каждый модуль направлен на формирование компетенций для конкретных видов квалификаций и работ. Модульно-компетентностный подход обеспечивает гибкость в построении траектории обучения с учетом требований рынка труда.
В актуализации типовых планов и программ участвовали учебно-методические объединения, ассоциации и объединения работодателей. С 2017 по 2021 годы в подготовку кадров будет вовлечено 106,5 тыс человек, при этом ежегодный прием на обучение будет составлять 21 тыс.
 Обеспечить равные возможности
Получение профессионального образования детьми с особыми образовательными потребностями и их дальнейшая интеграция в общество – одно из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. С 2015 года в колледжах республики в рамках проекта «Инклюзивное образование» реализуется обучение студентов с особыми образовательными потребностями с сохранным интеллектом.
Молодые люди с особыми образовательными потребностями (с умственной отсталостью) нуждаются в специальных учебных программах, которые предусматривают получение рабочей квалификации на базе основного среднего образования (9 класса) без освоения общеобразовательных предметов общего среднего образования (10-11 классов).
В 2017 году холдинг подготовил методические рекомендации по разработке специальных учебных программ для лиц с особыми образовательными потребностями. В качестве образца подготовлена специальная учебная программа по квалификации «Швея».
Всего в республике 29 колледжей ведут подготовку по специальным программам, но это очень малый процент. В связи с этим, требуется открытие Республиканского центра инклюзивного образования в системе ТиПО на базе колледжа, реализующего обучение лиц с особыми образовательными потребностями.
В рамках программы «Цифровой Казахстан-2020 необходимо создать сетевое сообщество для колледжей, реализующих инклюзивное образование. Оно охватит разработку индивидуальных образовательных программ и учебных модулей для этой категории учащихся. Такая программа в системе ТиПО даст широкое использование возможностей системы дистанционного обучения, обеспечит гражданам нашей страны равные возможности в получении качественного профессионального образования и будет способствовать решению проблем внутренней миграции.
Организация и внедрение системы дистанционного обучения значительно повысит уровень доступности и расширит возможности системы ТиПО, что окажет позитивное влияние на повышение уровня профессионального образования и квалификации.
 WorldSkills – интегратор лучших практик
 В настоящее время развивается международное движение WorldSkills. Его цель – повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем интеграции лучших практик и профессиональных стандартов.
Вместе с тем участие сборной страны в WorldSkills разных уровней обнаружило низкий уровень материально-технической базы колледжей и слабую поддержку бизнеса. К примеру, в Германии бизнес активно участвует в финансировании системы дуального обучения. В Великобритании развита система наставничества на предприятиях. Правительство России оказывает государственную поддержку и прямое участие бизнеса в продвижении этого проекта.
Поддержка государства и бизнеса движения WorldSkills в Казахстане позволит не только повысить престиж системы ТиПО, но и будет способствовать формированию профессиональных стандартов. В национальном чемпионате 2017 года охват конкурсантов составил 221 человек. Их оценивали более 300 экспертов, в том числе независимых и мастеров производственного обучения со всех регионов страны. Всего в региональных чемпионатах в 2017 году участвовали более 2000 студентов колледжей и более 400 экспертов из системы образования и бизнеса.
Победители национального чемпионата WorldSkills 2017 приняли участие в финале V национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по 22 компетенциям. Он был проведен в Краснодаре по 113 компетенциям. В рамках этого турнира более 1100 экспертов со всей России, в том числе 22 казахстанских, прошли курс повышения квалификации, по итогам которого защитили проекты в группах и получили дипломы.
По итогам участия в финале V национального чемпионата «Молодые профессионалы» сборная Казахстана завоевала 8 серебряных и 14 бронзовых медалей, а также получили Скиллс паспорта, что свидетельствует о динамике повышения уровня мастерства конкурсантов.
В октябре 2017 года в городе Абу-Даби (ОАЭ) состоялся 44-ый мировой чемпионат WorldSkills Competition. Он проводился по 51 компетенции, охватывающей большой спектр рабочих специальностей, в том числе сферы строительства, технологии производства и инженерии, транспорта и логистики, социальных услуг, креативных искусств и технологии дизайна, информационных технологий. В чемпионате участвовало 1300 участников из 77 стран. Сборная Казахстана защищалась по 23 компетенциям. По итогам чемпионата команда Казахстана заняла 24-е место в общекомандном зачете.
Холдингом «Кәсіпқор» разработаны 61 новая образовательная программа по приоритетным специальностям ГПИИР в соответствии с международными стандартами WorldSkills и с учетом потребности казахстанских работодателей. С 2017-2018 учебного года в 157 колледжах страны внедрены 29 образовательных программ холдинга.
 Кадры для нового времени
 В 2016 году холдинг провел анализ потребности в зарубежной учебной литературе и учебно-методических пособиях системы ТиПО и перевел 100 наименований зарубежной учебной литературы на казахский и русский языки. В 2017 году было переведено 400 наименований зарубежной учебной литературы. Обеспечено свободное скачивание 500 наименований через интернет ресурсы на сайте холдинга.
Система высшего образования республики нацелена на подготовку управленческого и инженерного состава с 6 по 8 уровни Национальной рамки квалификаций РК (НРК), тогда как система технического и профессионального образования ведет подготовку специалистов, соответствующих 3-4 уровням НРК. При этом существует пласт высококвалифицированных специалистов между управленцами и рабочими (5 уровень НРК), потребность в которых растет.
Поэтому были закреплены новые понятия «прикладной бакалавриат» и «прикладной бакалавр» в Законе РК «Об образовании», которые предусматривают квалификацию, присуждаемую лицам, освоившим образовательные программы послесреднего образования, объединяющие в себе преимущества программ высшего образования, технического и профессионального образования.
В рамках государственного задания в 2016 году холдинг создал методику разработки и формат образовательной программы прикладного бакалавриата. Для ее апробации был разработан проект образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» с учетом интеграции уровней образования по родственным квалификациям. В 2017 году 4 колледжа внедрили эту программу в режиме эксперимента, еще 22 колледжа планируют внедрить в текущем году.
В настоящее время холдинг оказывает методическую помощь 73 колледжам по заявкам в разработке 39 образовательных программ прикладного бакалавриата. Работа по сбору заявок продолжается. Дальнейшее развитие прикладного бакалавриата отражено в Дорожной карте по внедрению прикладного бакалавриата в организациях технического и профессионального, послесреднего образования. С 2016 года холдинг реализует новый формат повышения квалификации инженерно-педагогических работников и руководителей организаций ТиПО по разработанным холдингом и утвержденным Министерством образования и науки новым образовательным (модульным) программам курсового обучения.
За последние годы проведено курсовое обучение более 10 000 инженерно-педагогических работников и руководителей организаций ТиПО по новым образовательным (модульным) программам, ориентированным на формирование новых профессиональных компетенций, практических навыков и умений. Цель новых подходов к процессу повышения квалификации – подготовка педагогов новой формации.
По результатам обучения в 2016-2017 годах в 15 регионах Казахстана полное/частичное преподавание специальных дисциплин на английском языке ведется в 73 организациях ТиПО, в процесс обучения на английском языке вовлечено 287 инженерно-педагогических работников. В отличие от других провайдеров холдинг обеспечивает посткурсовое сопровождение процесса внедрения обучившимися работниками и руководителями колледжей инновационных образовательных технологий и методик.
В соответствии с поручениями Главы государства для стимулирования постоянного совершенствования педагогического состава с 2018 года планируется введение новой сетки категорий для учителей, которая будет учитывать уровень квалификации с увеличением разрывов между категориями, присваиваемыми по результатам национального квалификационного теста.
Для повышения эффективности процесса оценки и профессионального развития работников системы ТиПО холдинг разработал проект концепции «Уровневой модели повышения квалификации педагогических работников и приравненных к ним лиц системы ТиПО». Новый формат повышения квалификации позволяет педагогическому работнику организации ТиПО приобрести совершенно новые качества – мотивацию, инициативу, креатив, лидерство. Аналогов данной модели повышения квалификации кадров в Казахстане не существует.
Для повышения престижа и выявления лучших практик и проблемных секторов в деятельности организаций ТиПО  В 2017 году НАО «Холдинг «Кәсіпқор» впервые провел ранжирование колледжей республики. В рейтинге колледжей участие приняли 328 организаций ТиПО (259 государственных и 69 негосударственных. Ранжирование позволило определить, какие колледжи РК лидируют по направлениям подготовки кадров.
Автоматизация и новые технологии, применяемые в разных отраслях, требуют развития цифровизации. В связи с эти кардинальным образом меняются способы производства, появляются новые требования к образованию и трудовым навыкам работников. В целом обновление программ обучения в техническом и профессиональном образовании с активным участием работодателей и учетом международных требований требуют постоянного внимания правительства РК, в связи с актуальностью качественной подготовки специалистов для 4 промышленной революции.
НАО «Холдинг «Кәсіпқор» – один из провайдеров и трансляторов международного опыта в РК и готов внедрять лучшие мировые практики в систему технического и профессионального образования.
Нургали Аршабеков, председатель правления НАО Холдинг Кәсіпқор

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий