Дильбар ГИМРАНОВА: Идет агрессивный захват казахстанского рынка образовательных услуг Россией и Китаем

Дильбар Гимранова, известный эксперт- аналитик в сфере экономики, директор Высшей школы экономики Университета КАЗГЮУ им. М. Нарикбаева в Нур – Султане на площадке Фонда Первого Президента и ИМЭП в ходе круглого стола «Человеческий капитал – ключевой фактор конкурентоспособности Казахстана» рассказала о результатах проведенного исследования «Высшее образование Казахстана в контексте влияния высшего образования России и Китая». Данные, приведенные известным экспертом, не могут не вызывать беспокойство за судьбу выбора казахстанской молодежью отечественных вузов.

«В этом году в Казахстане из школ вышло 140 тыс. выпускников. В ЕНТ из них участвовали 77 тысяч, даже если пусть 10% идут в ТиПО, можно предположить, что почти 40% абитуриентов решили поступать в зарубежные вузы».

Дильбар ГИМРАНОВА: «Мы должны видеть последствия того процесса, который можно охарактеризовать как «агрессивный захват рынка образовательных услуг Казахстана».

Д. Гимранова отметила: «Целью нашего исследования было изучить и проанализировать миграцию студентов из Казахстана в Россию и Китай, определить и проанализировать драйверы миграции, стратегии и политики Китая и России по рекрутингу студентов из РК. Важно также было определить и проанализировать предпочтения старшеклассников страны, обсудить влияние этих трендов на будущее высшего образования Казахстана».

Итак, был проведен опрос 1428 старшеклассников 13 регионов Казахстана. Среди ребят – 530 мальчиков и 892 девочек. При этом 763 старшеклассников – обучающиеся на казахском языке, 642 на русском.

Подобное исследование актуально, ведь сегодня многие задаются вопросами «Почему Россия и Китай занимают доминирующее положение в рекрутинге студентов?», «Почему абитуриенты Казахстана выбирают университеты России и Китая?», «В чем причины – материальные или мотивационные драйверы?». По выводам British Council (2017), в условиях современности «интернационализация является ключевым стратегическим аспектом для университетов, которые хотят конкурировать на глобальном уровне». И очевидно, что Китай усиленно идет по пути создания академической империей, вот такие данные привела эксперт: «Цель “Study in China” Plan – к 2020 году привлечь 500 тыс. иностранных студентов, а также открытие транснациональных образовательных программ, продвижение Университетского Шелкового Пути».

Все более активизируется и такая крупная держава как Россия, как отметила Д.Гимранова, «в России в целях интернационализации образования с 2015 года действует Объединенный центр международного рекрутинга, в который входят 15 крупных вузов! И они проводят до 4 раз в год выставки и ярмарки в школах Казахстана. Россия за 2016 год в мире показала наивысший прирост по привлечению иностранных студентов. Так, казахстанским абитуриентам легче получить образовательные гранты, чем российским».

Дильбар ГИМРАНОВА: «Интернационализации образования России и Китая способствуют географические, экономические, культурные и институциональные факторы, растущее сотрудничество стран, а также региональная интеграция, ведущая к свободному передвижению трудовых мигрантов. Интернационализация высшего образования России и Китая являются частью политики этих стран, а мы сами создаем лучшие условия для реализации этой политики».

Около 80% респондентов ответили, что на их выбор университета влияет Интернет, из них 40% подвержены влиянию родителей. 26-27% посещают образовательные выставки и подвержены влиянию друзей. 85% школьников ответили, что образовательные выставки и презентации вузов проходят прямо в школах, в среднем до 5 раз в год. Более 30% презентаций проводятся российскими и китайскими университетами. При этом, заметила Д. Гимранова, «10% респондентов ответили, что на их выбор вузов влияет мнение классного руководителя, из чего можно сделать вывод, что рекрутингами вузов идет активная идеологическая обработка классных руководителей». В беседе с одним из учителей, на вопрос куда, по ее наблюдениям, сегодня хотят идти учиться выпускники, она воскликнула: «Куда? В Россию! Потому что там качество образования».

На вопрос «Университеты каких стран проводили презентации в ваших школах?», из количества ответов видно, что на втором месте после Казахстана (1130), стоит Россия (389), далее Китай (240), Северная Америка (156), Азия (125), Западная Европа (121), Восточная Европа (88).

Каковы в целом ожидания молодежи от высшего образования? Как показали ответы, «Обучаться технологиям и инженерным специальностям. Трудоустройство, репутация университета и доступная стоимость обучения. Трудоустройство за рубежом». 29% респондентов на вопрос о том, где бы они хотели трудоустроиться, ответили, что в России. При этом градация выбора специальностей выглядит следующим образом: инженерно- технические – 393, медицина и здравоохранение – 237, гуманитарные науки – 224, бизнес и финансы – 167, экономика – 157, право – 153.

Как можно преломить ситуацию, чтобы не только казахстанская молодежь устремлялась в зарубежные вузы, но и зарубежная молодежь хотела получить высшее образование в нашей стране?

Дильбар ГИМРАНОВА: «Необходима государственная поддержка интернационализации вузов РК, вузам страны необходимо в срочном порядке разработать и внедрить стратегии интернационализации. Университеты должны открыть исследовательские центры и центры управления академическим качеством. Важно решить вопросы, связанные с получением разрешения на работу и рабочей визы для иностранных профессоров. Кроме того, необходимо создать национальный центр фасилитации интернационализации университетов».

 

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Газета «Бiлімді ел – Образованная страна»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий