Противодействие деструктивным религиозным течениям в молодежной среде

В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент Нурсултан Назарбаев отметил, что «… в мировой политике наша страна – ответственный и надежный партнер, пользующийся бесспорным международным авторитетом. Мы играем важную роль в деле укрепления глобальной безопасности, поддерживаем мировое сообщество в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом».
Молодежь – мишень для деструктивной пропаганды
В условиях глобализации в мире проблема борьбы с современными вызовами, связанными с деструктивными религиозными течениями, заметно обострилась. Как часть мирового сообщества, Казахстан испытывает риски импорта межрелигиозной и межконфессиональной напряженности, роста активности деструктивных религиозных течений. В последнее время процесс глобализации сопровождается тенденцией по использованию религии отдельными политическими силами в своих интересах, распространением в мире религиозного экстремизма и терроризма. Эти политические силы, к сожалению, нацелены на завладение умами молодежи, их духовным миром.
Молодежная среда – стала удобным объектом для деструктивной религиозной пропаганды.
Надежным заслоном проникновению чуждой идеологии в молодежную среду является духовно-нравственный потенциал народа, ясный взгляд и глубокий патриотизм. Для эффективного противостояния угрозе одних силовых методов недостаточно, и они неэффективны.
Лидеры деструктивных религиозных организаций заинтересованы в привлечении как можно большего числа людей – «доноров», особенно молодежи, к деятельности своих организаций. Поэтому в Указе Президента РК от 24 сентября 2013 года «О Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы» особое внимание уделяется вопросам культурного и духовного воспитания нашей молодежи.
Интернет – не только благо, но и опасность
Поэтому основная цель работы государственных и правоохранительных органов – искоренение оснований для зарождения деструктивных религиозных течений, в том числе экстремизма в Казахстане в любых его проявлениях. Эту работу необходимо проводить совместно с представителями духовенства, авторитетными теологами, а также с участием известных деятелей общества, культуры, политики и спорта, с активным привлечением к этой деятельности средств массовой информации (радио, телевидение, печатные издания, в том числе электронные, а также интернет ресурсы).
Как известно, интернет стал неотъемлемой частью жизни молодежи. Большинство молодых людей черпают информацию о религии в интернете и, не осознавая того, становятся жертвами деструктивных религиозных течений.
Поэтому Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму», вступивший в силу 1 января 2017 года, стал весьма своевременным.
Актуальны и пункты 1−2 ст. 41−1 Закона РК «О связи»: «В случаях, не терпящих отлагательств и могущих привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступной группой, председатель КНБ РК, его заместители или начальники территориальных органов КНБ либо лица, их замещающие, вправе приостанавливать работу сетей и (или) средств связи, оказание услуг связи, доступ к интернет-ресурсам и (или) размещенной в них информации в интересах всех субъектов оперативно-розыскной деятельности с последующим уведомлением уполномоченного органа в области связи и Генеральной прокуратуры РК в течение двадцати четырех часов».
Норма не предусматривает массового отключения региональных интернет-сервисов, сетей связи и является исключительно необходимой мерой при проведении антитеррористической операции, возникновении массовых беспорядков и иных нарушений законодательства в области средств массовой информации.
Порядок приостановления работы сетей и (или) средств связи, оказания услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации определяется совместным нормативным правовым актом субъектов оперативно-розыскной деятельности и уполномоченного органа в области связи по согласованию с Генеральной прокуратурой РК. После получения от уполномоченного органа или органов КНБ РК требования о принятии мер по выполнению указанного в пунктах 1-2 настоящей статьи предписания или решения, требование выполняется в течение не более трех часов путем временного приостановления работы сетей и (или) средств связи, оказания услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации (подпункт 1) пункта 3).
В то же время с позиций органов национальной безопасности решение об отключении услуг связи будет приниматься в отношении конкретных абонентов в целях воспрепятствования информирования ими сообщников или координации их действий, которые могут привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений.
Миграцию – под контроль
В целях профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых гражданами, в том числе членами деструктивных религиозных течений с выездом в другие регионы страны, Законом от 22 декабря 2016 года в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» внесены изменения и дополнения об обязательной регистрация граждан по месту временного пребывания. Так, статья 492 предусматривает меры воздействия на проживающих в Республике Казахстан без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность. Проживание граждан Республики Казахстан без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности либо без регистрации по месту жительства, по месту временного пребывания (проживания) сроком от десяти календарных дней до одного месяца – влечет предупреждение. Проживание граждан Республики Казахстан без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности либо без регистрации по месту жительства, по месту временного пребывания (проживания) сроком свыше одного месяца влечет штраф в размере семи месячных расчетных показателей. Деяние, предусмотренное частями первой и второй настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –
влечет штраф в размере тринадцати месячных расчетных показателей. Постоянное проживание в Республике Казахстан иностранца или лица без гражданства без регистрации по постоянному месту жительства либо без вида на жительство или без удостоверения лица без гражданства либо по недействительному виду на жительство, удостоверению лица без гражданства сроком свыше десяти календарных дней, а также несвоевременное извещение органов внутренних дел об утере паспорта, вида на жительство либо удостоверения лица без гражданства влекут штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.
Требования части первой настоящей статьи о проживании граждан Республики Казахстан без регистрации по месту временного пребывания (проживания) не распространяются на временных жильцов, проживающих сроком до одного месяца по месту временного пребывания (проживания).
Во исполнение требований вышеуказанного закона только за 6 месяцев 2017 года по республике зарегистрировались 1 миллион 700 тысяч человек, а по месту постоянного жительства зарегистрировалось почти 900 тысяч человек, то есть до принятия вышеназванных изменений и дополнений в закон они проживали постоянно и не были зарегистрированы. Об этом сообщил министр внутренних дел Республики Казахстан К. Касымов в июне 2017 года в ходе отчетной встречи с населением.
Необходимы комплексные меры
Полагаем, что в результате проведения системных научных исследований правоохранительных и специальных органов допустима разработка, осуществление обязательных организационных, законодательных и идеологических мероприятий по предотвращению, а также устранению тенденций и процессов деструктивных религиозных течений. В этой связи предлагается следующее.
Первое. Основная и значительная роль в вопросах религиозного воспитания подрастающего поколения (молодежи) должна отводиться семье, т.к. не только у казахов религиозная ориентация детей традиционно определяется родителями. Именно они должны закладывать в семье основную часть «фундамента» религиозного воспитания. В этой связи в целях повышения эффективности профилактических мер по противодействию деструктивным религиозным течениям в молодежной среде, следует усилить ответственность родителей, опекунов и близких родственников несовершеннолетних по их надлежащему воспитанию.
В частности, родители должны владеть всей информацией о круге общения своего ребенка, разъяснять и прививать позитивные моменты, связанные с религией. Также, родителям следует знать, где получают их дети первоначальные знания о религии – в официальных мечетях или в неформальных молельных домах. При необходимости рекомендуется связаться с устазом (учителем, наставником) своих детей по телефону либо лично встретиться. Если же их дети скрывают, либо не хотят представлять по каким-то причинам информацию о своих устазах, это уже должно быть тревожным сигналом для родителей.
В случае проявления каких-либо девиантных проявлений необходимо незамедлительно встретиться со священнослужителем (имамами мечетей, представителями мусульманских общин, а также общепризнанными духовными наставниками) и убедиться в правильности распространения религиозной идеологии. При наличии признаков вовлечения несовершеннолетних в религиозные объединения деструктивной направленности родителям рекомендуется сообщать в правоохранительные органы об их деятельности.
Второе. Начать системное и комплексное изучение (в том числе проведение научных исследований) специалистами и экспертами проникновения, образования деструктивных религиозных течений в молодежной среде.
Третье. К работе по профилактике и предупреждению деструктивных религиозных течений наряду с представителями правоохранительных, иных заинтересованных государственных органов, целесообразно привлечь руководителей казахстанских вузов, представителей НПО, общественных организаций, Духовное управление мусульман Казахстана, а также лидеров молодежных движений.
Полагаем, что только в формате открытой дискуссии можно обсуждать проблемные вопросы формирования и дальнейшего совершенствования молодежной политики в контексте противодействия деструктивным религиозным течениям. Выявить причины и условия, способствующие зарождению их в молодежной среде, выработать системные меры и рекомендации по противодействию распространению данной угрозы.
Четвертое. Необходимо создать диалоговую площадку в СМИ (радио, телевидение, интернет-ресурсы). Особая роль в этом диалоге должна быть отведена представителям молодежных организаций, ведь именно на их плечи ложится определенная доля ответственности за распространение деструктивных религиозных течений среди молодежи. Эти молодые люди должны служить образцом поведения для подрастающего поколения. Именно таким методом общество способно сообща, находясь в постоянном диалоге с молодежью и ведя ее в правильном направлении, решить проблему проникновения деструктивной религиозной идеологии в наше общество.
Пятое. В данное время в сфере религиозной деятельности, государственной молодежной политики, – межотраслевую координацию и государственное регулирование осуществляет Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан. Поэтому в целях профилактики деструктивной религиозной идеологии предлагаем провести в соответствии с «Положением о Министерстве по делам религий и гражданского общества», утвержденным Постановлением Правительства РК от 18 октября 2016 года, определенную работу по вопросам религиоведческой экспертизы на информационные материалы, религиозной литературы, интернет ресурсов и видео-аудио продукции религиозного содержания, ввозимой из-за пределов страны или опубликованных в социальных сетях.
Шестое. Ислам сегодня – неотделимая часть жизни для большинства казахстанцев. В связи с этим своевременная и эффективная реализация Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» может позитивно повлиять не только на состояние религиозной ситуации в нашей стране, но и на развитие всего казахстанского общества.
Полагаем, что не случайно Указом Президента РК от 20 июня 2017 года
№ 500 утверждена Концепция государственной политики в религиозной
сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы. Документ
предполагает комплексный подход к государственной политике
в религиозной сфере, включая правовые, методические и организационные
меры. Концепция призвана консолидировать усилия центральных
и местных исполнительных органов, религиозных объединений и институтов
гражданского общества по развитию государственной политики в
религиозной сфере, выработать ориентиры дальнейшего развития казахстанской модели государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, основанной на особенностях историко-культурного наследия казахстанского народа.
В то же время, в процессе дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношение в сфере религии, могут вноситься соответствующие изменения и дополнения, которые будут способствовать реализации принципов толерантности, свободы совести и вероисповедания, а также дальнейшему сотрудничеству государства и религиозных объединений.
Тимур АТЖАНОВ
Талдыкбай ЕСМАХАНОВ, PhD

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий