Модернизация сознания и конкурентный дух обеспечат выход на глобальные рынки

Отчетная встреча министра образования и науки Ерлана Сагадиева с населением, состоявшаяся в столичном киноконцертном зале «Казмедиа центра», была насыщенной, динамичной и полезной. Прямая трансляция в социальных сетях значительно расширила аудиторию ее участников.
 
20180425_150431 (2)
20180425_165627
Ключевой ресурс государства – человеческий капитал
Современный формат позволил включиться в разговор работников региональных управлений образования, вузов, школ и дошкольных организаций. Вопросы, поступившие посредством электронной связи, принимали операторы, мониторившие соцсети, и передавали в президиум модератору интерактивной встречи, ответственному секретарю Министерства образования и науки РК Арыну Орсариеву.
В начале встречи министр Ерлан Сагадиев акцентировал внимание на необходимости формирования человеческого капитала – главного ресурса государства. Он также обозначил важные аспекты нынешней модернизации: обновление содержания образования, развитие критического мышления, цифровой грамотности, перевод алфавита казахского языка на латиницу, преподавание предметов естественно-математического цикла в старшей школе на английском языке.
Изучение английского – дело добровольное
Руководитель МОН отметил, что окончательный график, когда в каждой школе начнут преподавать некоторые предметы на иностранном языке, не утвержден. Этот вопрос еще обсуждается. В прошлом году более 12 тысяч учителей прошли языковые курсы, и большинство из них сегодня добровольно записались на курсы с А2 до B2.
Министр отметил позитивный настрой учителей и детей. Многие директора разделяют принцип добровольности и считают, что никого не нужно заставлять, но тем, кто хочет, необходимо предоставить такую возможность.
Опыт финансирования дошколы – в школы
Глава МОН также остановился на вопросе подушевого финансирования. Этот механизм уже хорошо зарекомендовал себя в дошколе. Для того чтобы справиться с приростом населения и с переселением в городах, в Казахстане необходимо строить по 150 школ в год.
– То, что мы сделали в дошколе через программу «Балапан»,
планируем начать в школах, внедряя подушевое финансирование, – сообщил Ерлан Сагадиев. – Государство тоже будет строить школы, особенно в сельской местности, но необходимо стимулировать и привлечение частного капитала в этот сектор.
Механизм министр объяснил следующим образом. Частным школам государство за каждого ребенка будет выплачивать подушевой норматив, основанный на среднем показателе. Берутся во внимание средние затраты по городу, туда добавляются средства на приобретение канцелярских принадлежностей, премиальные учителям, коммунальные услуги. Таким образом частники будут получать дотацию от государства. Государственные школы тоже могут перейти на подушевое финансирование либо остаться на постатейном.
– В некоторых городах работа уже началась. Шымкент, Астана, Актобе деньги на подушевое финансирование уже заложили. В республиканском бюджете также предусмотрены средства на подушевое финансирование как частных, так и государственных школ. Москва уже три года практикует подушевое финансирование и дает замечательные результаты, – сообщил он.
Цифра: вглубь и вширь
Министерство также форсирует работу по цифровизации образования. Докладчик озвучил два направления, которые уже зарекомендовали себя. Первое – это тотальная автоматизация управления системой образования, начиная с направлений в детские сады и заканчивая дипломами PhD. В 14 городах родители получают направления в детсады с помощью разработанного цифрового ресурса, теперь этот опыт будет тиражироваться на все регионы. В более 4 тысячах школ внедрен электронный дневник «Күнделік». В 600 школах практикуются электронные журналы компании «Bilimal», «Mektep». Новациями охвачено около 3,5 млн пользователей.
Второе направление – это широкое использование цифровых образовательных ресурсов. Каждая школа имеет возможность пользоваться 40 тысячами видеолекций и интерактивных уроков. Там, где нет Интернета, они размещены на серверах школ. Теперь нужно распространять Wi-Fi или прокладывать кабель до каждого класса, покупать видеооборудование за счет местного бюджета.
ЕНТ: правила те же, но есть коррективы
Относительно ЕНТ министр сообщил, что в этом году правила сдачи ЕНТ не изменились, однако для удобства тестируемых были внесены небольшие коррективы. ЕНТ будет состоять из пяти предметов: три обязательных и два на выбор. На сегодня база тестовых заданий обновилась уже на 50%. Также будет дана возможность сдать ЕНТ на английском языке. Уже сегодня есть 200 желающих проверить не только предметную, но и языковую подготовку.
О коррективах по этому вопросу также рассказала исполняющая обязанности директора департамента высшего и послевузовского образования Светлана Исмагулова. Вместе с сертификатом ЕНТ каждый выпускник получит информационный лист с перечнем специальностей и количеством выделяемых грантов. Это позволит выпускнику правильно сориентироваться при выборе специальности. Также сохраняется право абитуриента повторно сдать ЕНТ для обучения на платной основе.
1000 детей обрели семью
Особое внимание министерство и акиматы уделяют вопросам социальных гарантий для детей, защите их прав. Сегодня 100% школьников из социально уязвимых семей обеспечены бесплатным горячим питанием. 97,5% учащихся из отдаленной местности обеспечены подвозом.
Уже не первый год действует республиканская база данных детей-сирот. На местах проводится работа по передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание и усыновление. За последний год количество детдомовцев уменьшилось на 1000 детей.
Как сообщил председатель комитета по охране прав детей МОН РК Нурбек Оршубеков, в рамках реализации дорожной карты «Защитим детей вместе» совместно с Генеральной прокуратурой проводятся мероприятия, направленные на предупреждение и профилактику насилия среди несовершеннолетних. Создана межведомственная система по оказанию помощи детям «группы риска».
ТиПО – обучение по международным стандартам
В сфере технического и профессионального образования министр обозначил главную задачу –подготовка качественных кадров. Для этого внедряются новые образовательные программы по международным стандартам WorldSkills. Подготовлено более 170 новых модульных программ по рабочим квалификациям. В этом году будут внедрены еще 73 программы. Таким образом, будет обеспечен перевод всех образовательных программ на требования Worldskills.
Осуществлен перевод 500 единиц зарубежной учебной литературы. Продолжается реализация проекта «Бесплатное ТиПО для всех». Ежегодно проект охватывает 100 тыс. студентов.
Вуз выбирают по рейтингу
Глава образовательного ведомства сообщил о том, что в этом году будет принят закон по академической свободе: «Это обусловлено тем, что мы движемся в мировое пространство. Вузы будут создавать свои образовательные программы, и министерство в этом не будет их ограничивать».
Министр сообщил также, что Россия планирует готовить IT-бакалавров за 1,5 года, то есть проявляется определенная гибкость. Регулирование будет происходить через рейтинг образовательных программ, подготовленный НПП «Атамекен». Первый рейтинг по IT-вузам опубликован 24 апреля 2018 года. Он составлялся на основе 4 критериев. Первый – это заработная плата выпускника, которая будет определяться по данным ГЦВП. Второй – предпочтения работодателей по выпускникам. Для этого Национальная палата предпринимателей «Атамекен» опросила 200 крупных компаний, у которых есть IT-специальности и отдельно 200 ІТ-компаний. Третий – НПП «Атамекен» проводил опрос самих студентов на предмет пригодности полученных в вузах знаний. Четвертый – критерий определялся на основе заслушивания ІТ-ассоциациями деканов или заведующих кафедр, где они представляли свои образовательные программы.
Министерство презентовало рейтинг ректорам, которые отнеслись с пониманием к этому вопросу. В то же время это подстегивает поставщиков образовательных услуг, рождает невероятный дух соперничества.
– Теперь мы убеждены, что это абсолютно правильный путь, который приведет к быстрому обновлению и качественному подъему образовательных программ всех вузов, – подчеркнул Ерлан Сагадиев.
Новое гуманитарное знание
– Реформы, проводимые министерством, в первую очередь направлены на подготовку современных, конкурентоспособных казахстанцев, – сказал министр. – Способных создавать рабочие места, конкурировать в современном мире, зарабатывать для себя, для своих детей, для своей страны. Мы должны воспитать не просто патриотов, но и обеспечить образование, гарантирующее выпускникам достойный уровень жизни.
В рамках «Рухани жаңғыру» реализуется проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». Он обеспечит казахстанским студентам доступ к самым лучшим, известным, бесценным научным материалам. Ерлан Сагадиев выразил уверенность в том, что 100 переведенных учебников будут способствовать улучшению качества подготовки кадров и поднимут конкурентоспособность казахстанского образования на более высокий уровень.
Как было отмечено на встрече, бестселлеры появятся в вузах в сентябре. Уже напечатано по 1000 экземпляров. Готовятся также видеолекции авторов. Полное обеспечение будет достигнуто к 2021-2022 году, когда эти учебники выйдут на латинице.
Вопросы, ответы, советы, рекомендации

Затем началась, пожалуй, самая интересная часть встречи, когда учителя и руководители школ, воспитатели, представители неправительственного сектора и СМИ, преподаватели вузов и колледжей, студенты и родители смогли задать вопросы. А их оказалось немало. Слово получили регионы.
Первый вопрос касался распределения выделенных дополнительно 20 тысяч грантов для обучения студентов в вузах. Министр подчеркнул, что процедура их распределения не поменялась. Гранты на бакалавриат будут выдаваться школьникам – победителям ЕНТ. Постепенно по такому принципу заработает и магистратура. Гранты получат выпускники, отличившиеся на экзаменах. В этом году такой подход будет только к педагогическим специальностям. В перспективе эта практика будет распространяться. Остальная часть грантов на магистратуру будет передаваться вузам по действующей процедуре, причем акцент будет сделан на политехнические специальности. На PhD система остается прежней.
Молодой ученый из Алматы спросил о том, как министерство будет развивать науку и поддерживать подающих надежды исследователей. Обрисовав в целом ситуацию с грантами на научные исследования, Е.Сагадиев сообщил о том, что под сэкономленные средства министерство проведет еще один конкурс для молодых ученых. Вместе с тем он заметил, что центр финансирования науки глобально переместился в сторону крупных корпораций. Их расходы на науку сопоставимы с бюджетами целых государств. Показателем глобализации этих процессов служит пример корпорации Samsung. Из 14 млрд годовых средств, выделяемых ею на науку, всего 10-15% остается в самой Корее, 85-90% тратятся на глобальном рынке.
За эти средства борются ученые США, Европы, Израиля, Австралии, Сингапура, Тайланда. Вот только наши не борются, посетовал министр. Самая главная задача – дать молодому ученому возможность выхода на глобальные рынки. Единственная страна, которая более-менее успешно это делает, – Беларусь. Она уже сегодня привлекает заграничные средства на проекты, связанные с IT-сферой. Причем больше, чем все страны СНГ, включая Украину, Россию, Казахстан. Они психологически правильно перенастроились и знают, где можно получить финансирование.
Министр сообщил, что Казахстан берет кредиты во Всемирном банке для поддержки науки:
– Для нас важно, чтобы молодые ученые освоили английский язык, мы должны научить их правильно подавать заявки на гранты мировых финансовых, научных институтов и корпораций. А государство со своей стороны будет делать все для того, чтобы поддержать их.
Одна из родительниц спросила министра, какие специальности будут самыми востребованными – ее сыну в следующем году нужно будет определяться с выбором профессии. Министр своим ответом, видимо, хотел успокоить маму, поэтому и в шутку, и всерьез сказал: «Все специальности будут востребованы. Я вот по образованию философ, казалось бы, абсолютно никому не нужен, тем не менее пригодился». Зал оценил юмор министра-философа, который также добавил: «К гуманитарным наукам нужно серьезно относиться. Дело не в направлении, а в глубине знания предмета. Если досконально знаешь философию, стоматологию, технологию или железнодорожное строительство, будешь востребован. Дело не в предмете, в глубине познаний».
Был еще один вопрос от мамы ученика, занимающегося спортом. Она спросила, нельзя ли решить вопрос об освобождении таких ребят от физкультуры?
«Мой сын тоже играет в хоккей. Шесть раз в неделю тренируется. Вчера у нас был длинный разговор с вице-министром культуры и спорта Сакеном Мусайбековым. Он не согласен с такой постановкой вопроса. Мое же мнение таково: если школьник более трех часов в неделю занимается теннисом, хоккеем, футболом, то его можно освободить от уроков физкультуры. Подготовлен проект совместного приказа. Но есть ряд вопросов, поэтому будут проведены общественные слушания. Есть опасения, что будут приносить липовые справки, тем более, что пока у нас нет единой базы спортивных секций», – обрисовал ситуацию руководитель МОН и пригласил к участию в обсуждении этой проблемы.
Прозвучали вопросы об оплате труда учителей, замещающих отсутствующих работников в классах, где преподавание ведется по обновленному содержанию. По реакции зала было заметно, что эти вопросы особенно волнуют аудиторию. На них исчерпывающие ответы дала директор департамента дошкольного и среднего образования МОН Шолпан Каринова.
Задавали и щекотливые, нежелательные с официальной точки зрения вопросы, которые в основном озвучивали представители СМИ. Журналисты вспомнили историю с нашумевшей гречкой в школьных столовых, скандал с сертификатами IELTS, которые предоставили студенты в Медицинский университет «Астана», и завышенные, на взгляд депутатов Парламента, заявки на социологические исследования. Спрашивали и о том, будут ли обозначены какие-либо пределы по оплате обучения в вузах, может ли вмешаться министерство в случаи, когда воспитателей детских садов привлекают к уборке территорий, покраске игровых площадок и прочим несвойственным для их специфики работам.
Интересная деталь. Когда простой гражданин идет на прием к акиму, он надевает галстук. В обратном случае, когда представитель власти общается с народом, он снимает его. Министр образования на встрече не подстраивался под аудиторию. Он был в галстуке.
Ерлан Сагадиев заявил, что о гречке ничего не знает, мол, волны негодования, прокатившиеся по соцсетям, обошли его стороной. Зато высказался за строительство больших комбинатов питания в рамках ГЧП. Он сказал, что это удобно и для СЭЗ, и с точки зрения специализации, а также, добавил он, сегодня МОН совместно с Минздравом прорабатывает вопросы внедрения стандартов питания.
Привлечение воспитателей к дополнительным работам – прерогатива общественности, попечительских и наблюдательных советов. МОН не может вмешиваться в деятельность частных образовательных учреждений. Министр сказал, что не видит необходимости законодательного регулирования этого вопроса.
Скандальное отчисление студентов в медицинском университете станет предметом разбирательства на уровне МОН и Минздрава с участием ректората. По поводу стоимости обучения в вузах Е.Сагадиев заметил: «У нас половина страны считает, что стоимость высшего образования слишком высокая, половина – что слишком низкая. Поэтому, с нашей точки зрения, необходимо дать возможность вузам самим определять, какова будет у них стоимость образования – этот шаг абсолютно правильный». Он также рассказал о лимитах на стоимость образования: «Лимиты на стоимость будут установлены, но косвенным способом. Будет учитываться количество площади, педагогов на одного студента, затраты на учебники, квалификационные требования».
Не сломился министр и под «тяжестью» вопроса об огромной сумме на социологические исследования:
– Сумму менять мы не планируем, считаем, что исследования, направленные на наше участие в комитетах ОЭСР, нам абсолютно нужны. Мы делаем оценку нашей образовательной системы в сравнении с другими странами, проводим международные исследования PISA, PIRLS, TIMSS. Этим занимаются все развитые страны для того, чтобы понять, как их система образования сходится с другими государствами.
Министр отметил, что есть смысл в таких расходах, и это всего лишь сотая процента от сумм, выделяющихся на образование. Зато государство и общество будет застраховано от неверных решений. Часть этих средств пойдет на исследования, связанные с важным национальным проектом – переходом на латиницу.
Большая работа будет проводиться по унификации терминологии, в каких терминах нужны окончания, какие понятия будут вводиться без перевода, какие с переводом. Здесь ошибки нежелательны. Деньги, потраченные на эту аналитическую работу по переходу на латиницу, в будущем сэкономят десятки миллиардов тенге.
Ерлан Сагадиев выразил готовность обсудить все эти вопросы со Счетным комитетом, куда министерство уже направило программы.
– Наши специалисты готовы в рамках совместного заседания объяснить,
каких индикаторов мы хотим достигнуть с точки зрения наших социологических и научных исследований, и объяснить их стоимость. При необходимости будут внесены коррективы, – пояснил министр, – обо всем этом мы доложим депутатам. Для нас важно, чтобы все наши действия были изначально понятны и прозрачны.
Общение в режиме онлайн
Заметим, что МОН не впервые проводит заседания, на которых поднимаются злободневные вопросы, в онлайн-режиме. Так что, во-первых, налицо открытость и готовность обсуждать насущные проблемы, во-вторых, применение современных средств коммуникаций – новация, которую образовательное ведомство просто обязано продвигать, тиражировать и повседневно практиковать.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий