Все новости

Новая аттестация коснется только педагогов школ и исключительно по желанию самих учителей

Депутат Мажилиса И.Смирнова выступила с очередным заявлением – критикой в адрес МОН РК, на этот раз она обеспокоена новыми правилами аттестации учителей: «тестирование запланировано на самый конец учебного года, в дни проведения переводных и государственных экзаменов», «учителя должны подтверждать квалификацию не по практикуемому предмету, а по специальности, указанной в дипломе», «объем и содержание базы тестов не ограничены» и так далее.

Так ли сегодняшний казахстанский педагог «зажат в чиновничье-бюрократические тиски, управленческие инструкции, указания, правила и распоряжения», как считает И.Смирнова? В своем депутатском запросе на имя Премьер-министра, она и группа других депутатов Мажилиса интересуются рядом моментов. В связи с чем новая форма аттестации учителей вводится в авральном порядке? Как в сжатые сроки подготовиться к тесту по методике преподавания учителям, не прошедшим уровневые курсы и не знакомым с новыми подходами? Как качественно подготовиться к тесту, если методика преподавания находится в стадии активного реформирования, зачастую отрицая ранее признаваемые стандарты и подходы? Почему учителя, уже имеющие категории, должны подтверждать свою компетентность тестированием?

Но есть ли надобность бить в колокола? Мы попросили прокомментировать ситуацию и ответить на поставленные в депутатском запросе вопросы руководителя Департамента дошкольного, среднего образования (ДДСО)  МОН РК Шолпан Каринову.

По мнению Ш.Кариновой, «ситуация с аттестацией на самом деле в «тиски» педагогов не зажимает, она как была очередная и досрочная – так и осталась для всех педагогов! Для педагогов сферы дошкольного, дополнительного, технического и профессионального образования осталась прежняя система аттестации. Новая аттестация коснется только педагогов школ и исключительно по желанию самих учителей. Если учитель желает повысить свою квалификацию и получать доплату за категорию по новой системе с 1 сентября 2018-2019 учебного года, он подает заявление в аттестационную комиссию. Не желает – не подает и живет, работает, как прежде, со своей имеющейся категорией». Шолпан Каринова также отметила, что «если раньше аттестацию педагоги могли проходить 1 раз в год, то при новой системе возможность прохождения аттестации предоставляется 2 раза в год, что тоже улучшает положение учителя».

Руководитель ДДСО МОН РК еще раз подробно проинформировала о сути аттестации педагогов общеобразовательных школ:

— Аттестация состоит из двух обязательных этапов: национальное квалификационное тестирование и комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности педагогов. При этом учителя, которые подлежали очередной аттестации в 2018 году (присвоение новых и подтверждение действующих категорий), прошли аттестацию по старой форме до 1 апреля 2018 года. Присвоенные и подтвержденные в 2018 году категории будут действительны до 2023 года — в течение 5 лет. Соответственно подтверждения категории в этом году по новой системе не будет ни у одного учителя. Будет только присвоение новых категорий — «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог- исследователь», «педагог-мастер» для желающих.

Как быть с депутатской обеспокоенностью по поводу того, что «Тестирование организовано в основном в областных центрах, а это расходы на проживание, питание – почему оно не организовано в пунктах тестирования по месту проживания?».

Ш.Каринова: «Если быть точными, прохождение национального квалификационного тестирования будет организовано 26 и 28 мая этого года как раз-таки на базе 64 Пунктов проведения единого национального тестирования, которые расположены в областных и районных центрах. Заметим, что при старой аттестации, когда учителя досрочно проходили аттестацию, сдавали квалификационное тестирование только в пунктах, которые расположены в областных центрах. Однако вопрос отдаленности даже тогда не задавался, почему он возник теперь и тем более необоснованно? Здесь надо отметить, что результаты тестирования будут действительны в течение 1 года.

Национальное квалификационное тестирование — первый этап аттестации — определяет академические знания педагога. При тестировании учителю необходимо ответить на 70 вопросов по своему предмету, на 30 вопросов по педагогике и методике преподавания. Комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности – второй обязательный, не менее важный этап аттестации, который по результативности и достижениям качества обучения учащихся и другим параметрам определяет профессионализм и практический опыт педагога.

Если педагог по графику проходит квалификационное тестирование 28 мая, экзамен в школе в этот день может быть перенесен на другую дату. Соответствующее письмо направлено в управления образования областей, г. Астана, Алматы.

Необходимо отметить, что в этот день проходят итоговые выпускные экзамены в 9 классах, которые принимаются государственной комиссией, а не отдельным учителем. Тем более, экзаменационные материалы сам учитель не готовит, готовые экзаменационные материалы, разработанные и доставленные управлениями образования, вскрываются комиссией перед началом экзамена. При этом по обновленным программам обучения переводные экзамены не проводятся вовсе, это 1,2,5,7 классы.
Но если учителя не желают сдавать тестирование в мае месяце, то они спокойно могут добровольно пройти его в ноябре. В этом случае доплату будут получать с 1 января следующего года.

В МОН считают, что для проведения квалификационного тестирования выбраны оптимальные сроки, когда завершился учебный год, выставлены годовые оценки, подведены итоги учебного года и учителя пока еще не в очередных трудовых отпусках, которые длятся достаточно долго — 56 календарных дней.
Учителя, у которых в дипломе два предмета указаны как одна специальность, имеют право пройти аттестацию по двум предметам одновременно, и повысить квалификацию, получать доплату сразу по двум предметам, например «учитель химии и биологии», «учитель истории и географии», «учитель математики и информатики» и т.д. Необходимо отметить, что эти педагоги очень востребованы в школах. Кроме своих основных часов эти педагоги могут замещать временно отсутствующих педагогов, вакантные часы. В условиях малокомплектных школ из-за дефицита педагогических кадров учебная нагрузка данных педагогов в течение одного учебного года меняется в сторону увеличения. И учителям выгодно пройти аттестацию по двум предметам одновременно!

Но если учитель в дипломе имеет одну специальность по двум предметам, но ведет в школе только один предмет длительный период и не желает преподавать по второму предмету, он имеет право пройти аттестацию по одному — преподаваемому предмету. Это предусмотрено Правилами, разработанными МОН РК. При этом он повысит квалификацию и будет получать доплату только по одному предмету. Никакого нажима здесь нет, наоборот, только новые открывающиеся возможности и перспективы.

Учителя задают и другой вопрос, как быть, когда, к примеру, учитель математики на протяжении многих лет ведет математику только в 5-7 классах, и не ведет в 8-11 классах, он забывает программу математики в старших классах.

Еще один вопрос — почему вся база тестов национального квалификационного тестирования не находится в свободном доступе. Но это бы значило, что педагог методом «зубрежки» будет готовиться к тестированию и ожидать от него повышения качества преподавания, связанную с повышением квалификационной категории не приходится. Иными словами, это была бы профанация качества и педагогического уровня. В конце концов, речь идет о качестве образования всех учеников страны, а все родители хотят, чтобы их дети получали самые достойные знания, учились у сильных, соответствующих требованиям современной сферы образования, компетентных учителей.

 

Недостатка в информировании обо всех этих моментах тестирования не было также. С 10 мая по всем предметам организовано бесплатное онлайн — тестирование на сайте Национального центра тестирования (НЦТ). Все желающие могут пройти его, и не один раз. В республиканских газетах «Егемен Қазақстан», «Білімді ел — Образованная страна» напечатаны варианты тестов по всем предметам на казахском и русском языках. Кроме того, через скайп на сайте НЦТ учителям на все вопросы три раза в неделю с 15.00- 18.00 часов отвечают специалисты НЦТ.

«На сегодня более 60 тыс. учителей добровольно подали заявление на участие в квалификационном тестировании, — сообщила Ш.Каринова. —  Это значит, что учителя знают свои предметы, ценят свою работу и доказывают свой профессионализм, хотят получать достойную повышенную заработную плату. Тем более, что новую аттестацию педагоги обсуждали весь год. Кроме того известно, что ее рассматривали и депутаты, знающие сферу образования.
МОН РК заявляет о готовности разъяснить особенности новой системы аттестации и желает успешного прохождения тестирования всем учителям!».

 

Рубрики:Все новости

»

  1. салеметсіздер ме? неге педагог-психолог мамандары диплом бойынша тапсыра алмайды. әлде онда тест базасы қарастырылмаған ба? Әйтеуір мұғалімдерден тыс қалады да жүреді. осы мәселені көтеретін жаны ашитын азаматтар болама екен? аааа Отініш берілгенімен тіркелген тапсырушылардың тізімінде жоқпыз неге екенін білмейміз? Осылай осы мүмкіндіктен де айрылып отырмыз.

  2. А кто-то подавал заявления и не был включен. И причина не была названа, просто не включили, ждите октября месяца.

  3. Как это бесплатное тестирование??? 270 тенге нужно заплатить! И опять упускается вопрос: что будет с теми преподавателями,которые в рамках очередной аттестации не получат нужное количество баллов для своей категории? С высшей на вторую?! Только из-за дурацки составленного теста??? Да на нас просто сэкономят! 70% не сдадут тесты! И получать будут по низкой категории. Вот вам и вся доплата!

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.