Школьники будут сочинять сказки и программировать роботов

Решать задачки на поиск вероятностей? Управлять личными финансами и защищать компьютер от вирусов? Знать теорему Пифагора и как устроен двигатель внутреннего сгорания? Все это и не только прописано в новых школьных стандартах (ФГОС), одобренных советом при министерстве просвещения. Они вступят в силу с сентября 2021 года. Для российской системы образования это один из самых главных документов. В нем ясно прописано, что и на каком этапе обучения узнают дети. По новым стандартам будут работать учителя, под них будут “заточены” учебники, задания экзаменов и всероссийских проверочных работ. Итак, все самое интересное раскладываем по полочкам, передает «РГ».

Первый класс вроде института

Первый класс почти для всех родителей всегда был серьезным испытанием. Отныне, думается, особенно. Всего за девять месяцев ребенок должен много чему научиться. Скажем, не просто читать по слогам, а осознанно, со скоростью не менее 20 слов в минуту.

 

Должен выучить наизусть не менее двух стихотворений. Высказать свои мысли о прочитанном произведении, причем не меньше двух предложений. Оценивать поступки героя. И это только по предмету “Литературное чтение”.

А что в стандарте по русскому языку для “началки”? Звуки: гласные – согласные, ударные – безударные. Алфавит, слоги. И, конечно, жи-ши, ча-ща, чу-щу. А еще ребенок должен правильно списывать или писать под диктовку текст до 20 слов.

Математика: здесь счет от 0 до 20, двойками и пятерками. “Первачков” научат устно складывать и вычитать числа в пределах 10. Они узнают, что такое переместительное свойство сложения. (Для взрослых, кто забыл, напомним: a + b = b + a.) Здесь же геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, треугольник, прямоугольник, круг. Фигуры ребенок должен суметь начертить.

“Окружающий мир” – еще веселее. Восьмилетка должен уверенно называть профессии членов своей семьи, свой адрес и адрес школы. Соблюдать правила безопасности – как пешеход и как, к примеру, “водитель” самоката. Различать дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные растения. Называть их части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Называть группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).

По новым стандартам будут работать все учителя, под них же будут “заточены” учебники, задания экзаменов

Что с иностранным языком? В некоторых школах он начинается с первого класса, в некоторых – со второго. В любом случае, на первом этапе малыши должны не просто узнать, к примеру, английский алфавит, но и суметь сказать “Hello! Good morning! How are you?” И еще больше десятка других фраз. Рассказать самыми простыми словами про любимую игрушку и питомца, друзей, свою страну. Читать вслух и понимать учебные тексты объемом до 60 слов, заполнять простые формуляры: имя и фамилия, возраст, страна. Написать поздравление с Новым годом или днем рождения. Общее требование: употреблять в речи не менее 200 лексических единиц – слов, словосочетаний, речевых клише.

Что в багаже четвероклашки?

Основной упор в новых стандартах – на практику. Это касается абсолютно всех классов начальной и средней общей школы. Возьмем, к примеру, требования по знанию русского языка для ученика, который оканчивает четвертый класс.

Здесь не только конкретные правила и орфограммы (-ться и -тся, непроверяемые гласные и т.д.), но и умение написать небольшое письмо, открытку, объявление размером в 3-5 слов. Писать подробное изложение на 50-60 слов. “Литературное чтение”: читать в темпе, а проще говоря – не запинаясь, не менее 80 слов в минуту. В четвертом классе надо выучить наизусть не менее 5 новых стихотворений. А еще сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным. Если честно, то именно эта позиция нравится почти всем родителям, с которыми говорил корреспондент. В самом деле, какое поле для полета фантазии ребенка!

 

А вот требования к изучению иностранного языка: вести диалог из 4-5 реплик, писать электронное сообщение до 40 слов, употреблять в речи не менее 500 лексических единиц – слов, словосочетаний, речевых клише. Кроме того, суметь спросить время и цену товара, поговорить о погоде, о профессиях родителей.

Математика? Тут все четко. К пятому классу ребенок должен: считать в пределах 1 миллиона, выполнять сложение и вычитание устно в пределах 100. Письменно: выполнять умножение и деление на двузначное число в пределах 100 000… На выходе из начальной школы ребенок должен уметь применять на практике единицы длины, массы, времени, вместимости, цены и стоимости, площади, скорости. А также пользоваться информацией в таблицах и диаграммах. Допустим, “прочитать” счет, меню, прайс-лист, объявление.

Эксперты подчеркивают: новые школьные стандарты переориентированы на формирование умений объяснять, анализировать и использовать полученные знания для решения учебных и практических задач. Что конкретно это значит? Например, стандарт по предмету “Окружающий мир” предусматривает, что выпускник четвертого класса может ориентироваться на местности по солнцу, компасу, вести безопасный поиск в интернете.

Определенные требования прописаны и для физкультуры: сколько и каких наклонов, сгибаний, поворотов и прыжков. А если у ребенка проблемы со здоровьем? Спешим успокоить – общую программу всегда можно заменить модулем из адаптированной. Стандарты это позволят.

Кстати, насчет модульных предметов. Есть и такие. Школа может сама выбрать, в каком объеме и порядке эти модули изучать. К примеру, на “Технологии” четвероклассника могут научить делать как простейшие чертежи и эскизы, так и модели из конструктора. И даже собирать и программировать роботов. Если школа хорошо оснащена. То же с “Изобразительным искусством”: полный простор. От создания композиций из природных материалов, моделей архитектурных объектов в технике бумагопластики до обработки на компьютере фотографий и анимации.

Шестиклашкам на заметку

К концу шестого класса подросток уже сможет написать заявление, расписку. Изложить свои мысли в “миниатюрах” в пять и более предложений. Писать диктанты по 100-110 слов. Выучить семь новых стихотворений. Рассказать по-английски про семейные праздники, лучшего друга, здоровое питание… Правильно употреблять в речи 750 английских слов и словосочетаний. И рассказать иностранцу, к примеру, о самых известных достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга.

Из года в год первое место в топе предметов по выбору на экзаменах в школе держит “Обществознание”. Но процент двоечников здесь тоже высокий. Почему? Одна из причин, по мнению экспертов, – ребята не готовятся, считают предмет легким. И напрасно. Новые стандарты требуют дать ученику самые разносторонние знания. Включая, например, даже особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет и виды правонарушений. Кроме того, школьников научат самостоятельно заполнять такие правовые документы, как заявления, доверенности, декларации.

На уроках ребята узнают про финансовые пирамиды, а также компьютерные вирусы, буллинг, киберугрозы и научатся от них защищаться

Любопытные требования по географии. К началу седьмого класса ребята должны уметь проводить измерения с помощью барометра и анемометра (прибор для “оценки” скорости ветра)… Устанавливать зависимость между температурой и относительной влажностью воздуха.

Математика? Шестиклашки будут решать сюжетные задачи из области управления личными и семейными финансами, на проценты, величины… Например, на основе данных бытовых приборов учета расхода электроэнергии, воды, газа. Это им в жизни точно пригодится.

На выходе из девятого

На уроках русского языка старшеклассников научат оформлять деловые бумаги: инструкцию, объяснительную записку, автобиографию, характеристику. А еще – писать рецензии и даже интервью, репортаж, заметку. Выступать с научным сообщением и публичной речью. Отдельная статья – сочинения на свободную тему. Излагать свои мысли нужно в объеме не менее 250 слов (это, заметим, одно из условий написания итогового сочинения в одиннадцатом классе). Кстати, стандарт по литературе предусматривает: ученик должен выразительно читать наизусть не менее 12 поэтических произведений XVIII века – первой половины XIX века. Должен научиться участвовать в литературных дискуссиях.

 

“Иностранный язык”. Здесь нужно уметь общаться на темы досуга и увлечений, молодежной моды, взаимоотношений в школе, проблемы выбора профессии и многие другие. Читать и понимать основное содержание текстов в 450-500 слов, писать электронное сообщение до 120 слов. И даже различать на слух британский и американский варианты английского языка. Правильно употреблять 1200 лексических единиц.

“Обществознание”. Называть источники доходов и виды расходов семьи; виды налогов, финансовых услуг и продуктов, признаки финансовых пирамид; классифицировать рынки, деньги. Ну и на “закуску” – составлять эффективное резюме для приема на работу.

В стандарте по “Информатике” тоже есть все, что пригодится для дальнейшей успешной жизни “цифровому” ребенку. Так, школьника должны научить защищать информацию от компьютерных вирусов, критически относиться к найденной в интернете информации. А еще создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Школьный алгоритмический язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++), понимать структуру веб-адресов. Кстати, в Институте развития интернета уже выступили с предложением: часы на информатику необходимо увеличить. В частности, начинать преподавание этого предмета уже с пятого-шестого класса.

Сегодня много спорят о том, чему должны учить ребят на уроках “Технологии”. Стандарт все расставляет по своим местам. Тут и использование инструментов и оборудования для обработки древесины, металлов и сплавов, полимеров, текстиля. И кулинарные дела. И конструирование, моделирование и программирование роботов, создание 3D-моделей в графических редакторах (SketchUp, AutoCAD, Компас 3D), а также прототипов на 3D-принтерах, лазерном гравере… Для сельских школ есть специальные модули – растениеводство и животноводство.

“Основы безопасности жизнедеятельности”. На этих уроках ребята узнают про буллинг, киберугрозы и научатся от них защищаться, предотвращать риски в Интернете.

Школьникам расскажут про источники разных опасностей и правила вызова экстренных служб. Научат соблюдать правила дорожного движения, оказывать первую помощь, эвакуироваться из общественных мест и зданий. И даже негативно относиться к вредным привычкам.

Комментарии

Наталья Виноградова, руководитель центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО:

– Многим учителям, которые привыкли работать в определенных рамках, стандарт серьезно облегчит работу. Они будут точно знать: вот этот базовый минимум я дать обязан. Все остальное – учитывая возможности, интересы, потребности ученика.

Кроме того, большинство требований основано на тех же самых примерных программах, которые уже работают в школах более десяти лет. Творческие учителя смогут за эти рамки спокойно выходить. Тем более что часть программы – 20 процентов в “началке” и 30 процентов в основной школе – образовательная организация может формировать самостоятельно, исходя из своих традиций, способностей своих детей. Конечно, отдельные конкретные требования могут быть завышены. Но большинство соответствуют возможностям и особенностям развития современных детей. Например, большинство младших школьников уже общаются с компьютером, некоторые посещают интернет. Должны они знать риски этой своей деятельности? Конечно! Вот и добавлено требование о правилах безопасного поведения в сети Интернет. Должна отметить: многие пункты, заявленные, к примеру, в первом классе, дети уже хорошо знают с дошкольного детства (звуки-буквы, читать 20 слов в минуту, стихотворения и др.). Так что “у страха глаза велики”.

 

Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, директор школы N 109:

– В стандарте прописаны очень жесткие условия – спортивный зал, стадион, помещения для ремонта оборудования. А если школа хочет ставить театральные постановки – то нужен концертный зал, помещения для репетиций, костюмерные и т.д. И представьте себе положение директора сельской школы, например в Волгоградской области, который ничего этого не имеет. К нему приходят проверяющие и спрашивают: “Где ваши условия?” А какие могут быть условия, когда у него туалет во дворе… Понятно, что эту сельскую школу не закроют – другой все равно нет. Но оштрафуют директора, он все время будет чувствовать себя виноватым, выкручиваться…

У меня есть проект госпитальных школ: в Центре Димы Рогачева, в Республиканской детской больнице – и таких школ мы открыли уже 32 по всей России. Дети даже со смертельными заболеваниями хотят учиться, и они учатся прекрасно – хотят быть как все. Но у меня возникла огромная проблема с лицензированием таких школ – потому что в больницах нет спортивного зала. Как мы выкрутились? Умное руководство Москвы подсказало: не оформлять отдельные разрешения, а наладить работу по лицензии моей школы – то есть три тысячи ребят в больницах числятся моими учениками.

Школа должна иметь возможность строить свою образовательную программу гибко: с учетом условий, с учетом возможностей и потребностей детей. Одно дело – крупная городская школа, где есть лаборатории, стадионы, концертные залы. И другое дело – сельская, где ничего этого нет.

И это только одна сторона проблемы. Вторая касается предметного содержания. Единственный предмет, который в стандарте получился удачно – это химия. Потому что этот раздел писала профессиональная ассоциация учителей-химиков. А посмотрите на программу начальной школы. Есть традиционный учебник по математике – “навыковый”. И есть другой – очень прогрессивный и развивающий учебник Л. Петерсон. Так вот разработчики стандарта объединили голову овцы и туловище быка: они соединили два несоединяемых учебника вместе. Или иностранный язык – уже к концу начальной школы ребенок должен знать полтысячи лексических единиц. И освоить их всего за два часа в неделю. А “ИЗО”? Кто его будет преподавать? Учителю нужно быть и дизайнером, и специалистом в цифровой графике, в истории искусств. Мой прогноз: родителям придется все чаще нанимать репетиторов, чтобы освоить школьную программу.

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

– Родителям важно понимать, что сегодня вкладывается в базовое школьное образование. Наконец-то я это увидела в стандарте. Единственный минус – некоторые позиции уж слишком сложно, наукообразно сформулированы. Сильно завышенных требований я не нашла. У меня две дочки. Младшая учится в третьем классе и уже сейчас знает около 500 английских слов. А старшая – в восьмом. У нее в учебниках написано все примерно то же самое, что в стандарте, только интересным языком, с хорошими и яркими примерами. Программа, на мой взгляд, оставляет полный простор для творчества учителя. Ведь творчество, по-моему, не что преподавать, а как преподавать. Скажем, дважды два все равно будет 4. Но у некоторых учителей математика – это интереснейшая наука, а у некоторых – скука смертная.

Что должно быть в школах

– В кабинете по русскому языку и литературе: не только стулья с партами, стол для учителя, но и система хранения учебных пособий, технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные пособия.

– В классе по музыке: кроме “стандартного набора” обязательно должен быть музыкальный инструмент.

– В кабинете по физике и химии: вдобавок – лабораторный комплекс, демонстрационные приборы. То же самое – с биологией, технологией.

– В кабинете информатики: обязательны технические и электронные средства обучения.

– В любой школе должен быть: спортивный зал, помещения для хранения спортивного инвентаря и раздевальные комнаты (для мальчиков и девочек). А еще – гардероб, санузел, пищеблок, комнаты отдыха и психологической разгрузки…

– Школы с интегрированными программами в области искусств: концертный зал, помещения для репетиций, для ремонта музыкальных инструментов, аудитории для индивидуальных и групповых занятий (от 2 до 20 человек), хоровые классы, аудио- и видеофонды звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, музыкальные инструменты (фортепиано, комплекты оркестровых струнных инструментов, оркестровых духовых и ударных инструментов, инструментов народного оркестра), а также пульты.

– Школы с интегрированными программами по видам спорта: спортивный зал, помещения для индивидуальных и групповых тренировок, помещения для содержания и ремонта спортивного инвентаря, тренажерный зал, стадион.

Мнение

Павел Зенькович, первый замминистра просвещения:

– Детализированы требования к условиям реализации основных образовательных программ – этого требует Закон “Об образовании в РФ”. По сути это некое базовое ядро, собранное на основе уже действующих нормативных актов: СанПиНов и СНиПов и т.д. То есть в требованиях к материально-техническим условиям нет ничего нового – все то же самое, что школы уже и так выполняют. Более того, в стандарте остался именно минимум: он по силам абсолютно всем без исключения школам Российской Федерации, включая сельские. При этом информация о том, что мы обязываем каждые школы иметь какие-то суперстадионы, не соответствует действительности. Надо внимательно читать сноски и замечания к документу. В них написано, что это касается только тех школ, которые реализуют специализированные и углубленные программы спортивного направления.

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий