Все новости

Study English together

Добрый день, друзья!
Предлагаю поговорить о некоторых системных мерах со стороны государства по развитию туризма в стране, особенно въездного и внутреннего.
Разумеется, государство не должно проявлять излишнюю активность там, где частный капитал по законам рынка сам создает востребованный продукт или услуги. Это, конечно же, касается и туризма. Но есть общие вопросы, где без участия государства невозможно кардинально изменить ситуацию. Речь здесь, прежде всего, об инфраструктуре.
Государство должно строить дороги, аэропорты и железнодорожные вокзалы, развивать гражданскую авиацию, в том числе и малую авиацию, контролировать цены на билеты, следить за стандартами услуг со стороны пограничников, таможенников, полицейских…  Другими словами, создавать условия, чтобы бизнес шёл в отрасль туризма и открывал новые туробъекты, строил гостиницы, рестораны, занимался придорожным сервисом.
Все эти меры со стороны государства являются прямым воздействием на отрасль туризма. Но так как туризм непосредственно связан и с другими отраслями (по данным Комитета туризма 33 смежные отрасли и 17 ОКЭДов экономической деятельности так или иначе связаны с туротраслью), нужны и другие, косвенные меры, которые также могут существенно повлиять на изменения в обществе в целом, поменять нашу страну в глазах иностранцев и самих наших граждан. Вот об этом сегодня и хочется поговорить.
В прошлый раз я говорил о необходимости создания безбарьерной среды для иностранного туриста. Что это такое? Любой барьер, прежде всего, начинается с языка. Вспомните сами себя, когда вы собираетесь за границу, о чём вы начинаете беспокоиться в первую очередь? Да, совершенно верно — как вы там, за бугром, будете находить понимание с местным населением. И хорошо, если вы владеете английским или каким-нибудь ещё иностранным языком. А если нет, то вы даже неосознанно ищете место, где хотя бы немного говорят по-русски (Турция, Эмираты, Египет). Так и для иностранного туриста важно, чтобы в Казахстане его понимали, ну хотя бы пограничники при въезде, таксисты или администраторы в гостиницах, официанты в ресторанах, продавцы в магазинах…
Конечно, бизнес это начинает понимать и старается на работу брать людей со знанием английского языка. Но много ли у нас таких людей? В связи с этим возникла идея — государство должно взять на себя эту роль: бесплатно для наших граждан, за счёт бюджета начать обучать население английскому языку. Кто-то скажет: это сумасшедшая идея, сколько денег на это надо, это нереально и т.п. Я же постараюсь сейчас вам доказать, что это на самом деле не так.
Ну, во-первых, мы все слышали, что у нас в стране уже объявлен курс на триязычие, и в школах и университетах английскому итак уже обучают наших детей. Если по статистике у нас 2,5 миллиона школьников и около 500 тысяч студентов, то получается около 3 млн.человек уже обучаются English.
Во-вторых, некоторое количество людей уже его знают. Правда, пока это количество ещё очень маленькое. Так, после последней переписи населения в Казахстане стало известно, что 15,4 процентов жителей понимают разговорный английский, 2,6 % могут читать, 7,7 % могут читать и писать. Это где-то ещё около 2 млн.людей. Итого на сегодня около 5 миллионов более-менее знают английский язык. Этого крайне мало.
Например, в статье, которая была напечатана в американском журнале “Economist”, сказано, что Казахстан находится в последней пятерке стран, население которых владеет английским языком. Нужно, чтобы хотя бы половина страны, а это 9-10 миллионов людей могло изъясняться на английском языке, хотя бы на уровне Elementary. И этого показателя реально можно добиться.
Тому есть прекрасный пример. В 2006-ом году Президент страны Н.Назарбаев в своём Послании дал поручение разработать программу СИН — снижение информационного неравенства, то есть за счёт государства обучать население компьютерной грамотности. Эта программа СИН была успешно реализована в 2007-2009 годах. Я сам в те годы работал в акимате Костанайской области и курировал эту программу. Во всех городах и районах были открыты бесплатные двухнедельные курсы, благодаря которым тысячи людей научились компьютерным азам. Конечно, они не стали хакерами, но научились элементарным вещам: как включить компьютер, создать и сохранить файл в программах Word и Excel, написать письмо и отправить его по е-мейлу и т.д. Моя мама, например, так и научилась работать на компьютере. И эта программа реально помогла увеличить количество людей, которые смогли овладеть новыми тогда для них, коммуникативными технологиями. За три года по этой программе было обучено около 2,5 миллиона человек, и в целом удалось увеличить компьютерную грамотность с 5 до 25 процентов. Сейчас, конечно, этот показатель уже намного больше: наверное уже каждый второй владеет навыком работы на компьютере или гаджете, но в те годы именно эта программа дала сильный толчок.
Именно по такому же принципу можно было бы организовать и курсы по изучению английского языка. Например месячные курсы, в течение которых можно любого человека научить элементарным вещам: знание алфавита, умение читать и произносить английские звуки, понимать местоимения, дни недели, месяцы, числа, элементарные фразы, связанные с приветствием или обращением, и т.д. Кто бы мог учить этому? Да те же самые люди, которые уже знают и хорошо говорят на English, студенты и выпускники иняза, учителя школ, преподаватели частных курсов и т.д. Вот вам и занятость и трудоустройство немалого количества людей. Кроме всего прочего, это имело бы ещё один неоценимый эффект. В условиях, когда страна переводит Казахский язык на латиницу, это помогло бы нашим гражданам легче перенести этот процесс: ведь английский язык — это тоже латиница, а изучая его легче будет воспринимать и новый Казахский алфавит.
Английский язык — это тоже латиница, изучая его легче будет воспринимать и новый Казахский алфавит
Сколько же денег нужно на эту программу? Нужны конечно точные расчёты, но даже по первым прикидкам это не такие огромные деньги, в сравнении с тем, что уходят на другие госпрограммы. Месячный курс на одного человека можно уложить в бюджет примерно 8 тысяч тенге, учитывая, что на частных курсах обучение в группе из 4-5 человек сейчас в Астане составляет 16-20 тысяч в месяц. Бюджетные группы будут составлять 10-15 человек, поэтому и себестоимость на одного человека можно снизить до 8 тысяч. Если мы поставим задачу обучить 5 миллионов людей, то в целом на эту программу уйдёт примерно 40 млрд.тенге. Если её разбить также как СИН на три года, то ежегодно из госбюджета нужно около 13 млрд.тенге, что сопоставимо с финансированием СИН, на которую выделялось 15 млрд.тенге.
Что мы в итоге получим? Первое, это, безусловно, стремящуюся к знаниям нацию, второе — повысим общий уровень знания английского языка в стране, а значит конкурентоспособность нации. И третье, самое главное, сделаем привлекательной страну, в которую уже не так страшно будет ехать иностранному туристу, потому что языковой барьер будет не таким существенным. Люди, которые пройдут через эти курсы, затем смогут самостоятельно развивать свой английский. Но именно государство должно дать импульс этому процессу. В эпоху, когда весь мир глобализуется, знание языков и новых технологий становится решающим в гонке конкуренций между государствами. И нам очень важно не отстать от этого процесса! Так что вперёд — Study English together!!!

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.