Все новости

Алма ДОЩАНОВА, председатель Технического комитета Генеральной ассамблеи WSK, директор Костанайского политехнического высшего колледжа, к.э.н., профессор, депутат областного маслихата: Загадки финского образования: меньше учишься — больше знаешь?

.и_Финское образование считается одним из лучших в мире: показатели языковой и математической грамотности здесь невероятно высоки.

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах. Самый главный «приз» образовательной системы страны: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA (Programme for International Student Assessment), финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

Есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных стран мира. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

C 14-18 мая 2018 года состоялась поездка делегации из Казахстана на 29 национальный чемпионат WorldSkills в Финляндии в городе Тампере под названием Taitaja-2018.

20180517_190312

Taitaja — это крупнейшее мероприятие, организованное в Финляндии с целью содействия профессиональному образованию, повышения эффективности взаимодействия с предпринимателями и компаниями, повышения информированности о профессиональном образовании и профессиональных навыках.

Для чего же Финляндия участвует в WorldSkills? Движение, зародившееся в сороковых годах в Испании и ставшее международным, спорт высоких достижений в рабочих профессиях! Зачем?

Финские коллеги отвечают. Первое — это привлечение внимания (то есть реклама!) к колледжу, второе — отбор лучших по профессии прямо на соревновании работодателями, которые являются членами жюри. Третье — соревновательный аспект в обучении. Как известно из психологии, ничто так не мобилизует человека, как состязательный процесс. Чтобы стать лучшим, приходится трудиться больше и учиться лучше. Став лучшим, ты получишь хорошую и высокооплачиваемую работу. По сути WorldSkills — это отбор наиболее амбициозных и профессиональных кадров на раннем этапе до 23 лет.

20180517_213843

Участвуя уже 3 года в движением WorldSkills Kazakhstan, могу сказать, что три вышеуказанных тезиса воплощаются у нас в жизнь не в полном объеме, однако работа ведется и совершенствуется. В 2018 году в Казахстане была создана Генеральная Ассамблея WorldSkills Kazakhstan, которая состоит из трех комитетов: Стратегического, Технического и Промышленного. Данный общественный совет и его структура соответствуют требованиям мирового движения WorldSkills. Главной задачей Генеральной Ассамблеи является повышение эффективности и результативности участников чемпионатов всех уровней. Надеюсь, что результат мы увидим уже в ближайшее время по итогам участия в чемпионатах EuroSkill (г. Будапешт, 2018) и WorldSkills International (г. Казань, 2019).

В финском чемпионате Taitaja-2018 принимали участие более 400 участников по 45 компетенциям. Чемпионат Taitaja доступен для участия конкурсантов всего мира. В этом году приняли участие 10 стран.

Кроме того, существует конкурс TaitajaPLUS для студентов с особыми потребностями и конкурс Taitaja9 для учащихся общеобразовательных школ.

IMG_6211

В рамках визита казахстанской делегации координатором международного сотрудничества Инной Янтунен была организована интересная программа посещения передовых образовательных учреждений всех уровней образования, удалось посетить финский университет Tampereen Yliopisto, Летний университет, колледж Треду, инновационную школу Тампере.

Для меня в первую очередь было важно увидеть собственными глазами, где и в каких условиях финские педагоги проводят свои занятия, познакомится с их подходами к обучению, материальной базой, чтобы увидеть особенности финской системы образования, ее преимущества и достоинства.

Как рассказала директор колледжа Треду г. Тампере Helena Rjskinen 15 лет назад 70 % выпускников финских школ хотели получить высшее образование, сегодня студенты все больше предпочитают колледжи, пропорция составляет 50/50, и это еще не предел! На государственном уровне была проведена серьезная работа для изменения предпочтений в мировоззрении молодежи, и в этом участвовали все — СМИ, работодатели, система образования и другие.

Также Helena Rjskinen отметила, что 4 года назад произошла оптимизация всех колледжей города в один. Оптимизация дала положительные результаты с точки зрения финансирования, укрепления материально-технический базы и эффективности кадрового потенциала.

Несколько слов о колледже Треду. Собственником колледжа является город Тампере и он же осуществляет финансирование. В построение учебного процесса руководство города не вмешивается, но следит за кадровой политикой. В 17 зданиях колледжа обучается всего 18 000 человек, из которых 10 000 получают дополнительные образовательные услуги. Общий штат — 1100 сотрудников, из них 800 преподавателей. Обучение ведется по 46 специальностям.

DSC_8847

В колледже обучаются как выпускники школы, так и взрослые. Есть смешанные группы. При приеме на обучение существует конкурс аттестатов: по количеству баллов принимается решение о зачислении. При этом группы по той или иной компетенции формируются исходя из потребностей отрасли — прогнозируется спрос на ту или иную специальность и только тогда открывается набор на обучение.

Существуют индивидуальные планы обучения и с каждым учеником работают отдельно, в зависимости от уровня его знаний — объясняют теорию, показывают на практике, как это работает. Есть дистанционное образование, групповые занятия.

Одной из тем, которую обсуждали во время посещения колледжа, была реформа профессионального образования Финляндии. Основной тренд реформы — практико-ориентированный подход! Не на бумаге, а на деле. Когда обучающихся сразу ориентируют на принцип «сделай сам» на конкретном оборудовании. Более того, на старших курсах ученик большую часть времени проводит на предприятиях и уже там совершенствует свои навыки, при этом получая заработную плату.

Основной тренд в профессиональном образовании — практические навыки во всем технологическом спектре! Именно от этих истоков растет желание «все знать и уметь». Успешный профессионал — это не только думающий человек, это еще и многое умеющий.

За время визита в Финляндию у меня появилась возможность, немного приоткрыть тайну успешности финской системы образования. Как утверждают сами финны, это и есть национальный код, который характеризует эту нацию, как честных, скромных, трудолюбивых людей.

Что меня особенно порадовало, что финские коллеги очень заинтересованы в партнерстве с Казахстаном. Была возможность обсудить основные направления сотрудничества: обучение экспертов чемпионата WorldSkills, повышение квалификации преподавателей, обмен студентами по системе академической мобильности, участие в национальных чемпионатах Финляндии и Казахстана, совместные проекты в области развития образования и обучения.

Делегация из Финляндии высказала намерение приехать в Казахстан для обсуждения совместного Плана мероприятий для расширения сотрудничества Ориентировочно были оговорены даты визита, которые приурочены к Празднованию 20-летия столицы Астаны.

Как отмечает Посол Финляндии в Казахстане Mikko Kivikoski много общего между нашими странами. Раньше Финляндия была бедной аграрной страной. За 100 лет они смогли построить достойное общество. Образование — это то, чем они гордятся больше всего, это то, что помогает стране развиваться. Согласно последнему рейтингу, Финляндия — самая счастливая страна в мире. «У нас пять миллионов человек, поэтому мы держимся вместе. Это и есть причина успеха нашей страны».

Categories: Все новости

1 reply »

  1. Очень актуальная статья, читается на одном дыхании, видно, что автор в гуще событий и не по наслышке рассказывает о финском опыте. В пик модернизации казахстанской системы образования опыт Финляндии может послужить ориентиром, указывающим куда нужно двигаться.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.