Лекция онлайн: как столичные вузы дистанционно обучают студентов

Вот уже несколько недель казахстанские студенты не ходят на пары в университеты, сидят дома и обучаются с помощью дистанционных технологий. Включив компьютер, они слушают лекции преподавателей, выполняют и отправляют задания, получают оценки. Почти как в режиме офлайн.

Корреспондент газеты «Бiлiмдi ел – Образованная страна» решил подробнее узнать, какие образовательные программы и системы используют отечественные вузы, насколько охвачены обучением студенты, как контролируется их посещение и выполнение заданий, готовы ли сами преподаватели и многие другие нюансы.

ЕНУ делает ставку на «Платонус»

Первым вузом, куда мы направили взор, стал Евразийский национальный университета имени Л.Н. Гумилева. Руководитель Центра дистанционных технологий ЕНУ Гульмира Бекманова объяснила в интервью нашему изданию, что они полностью перешли на дистанционный формат. Всего таким обучением охватили около 20 тысяч студентов.

При этом главной платформой, на которой ведется онлайн-обучение, является автоматизированная информационная система «Платонус», которая уже около десяти лет действует в вузе. К слову, автор этих строк учился в ЕНУ и помнит, как в 2011 году запускалась эта система. Тогда это была небольшая база данных, куда вбивали данные о студентах и ставили им оценки. Но с тех пор «Платонус» нарастил обороты и сейчас повсеместно применяется как студентами, так и преподавателями.

– В «Платонусе» мы работаем каждый день. Там зарегистрированы все студенты и преподаватели, у каждого есть своя почта. В систему загружены лекции, методические и учебные материалы по всем дисциплинам, самостоятельные и практические задания. Набрав логин и пароль, каждый обучающийся заходит в личный кабинет, получает задания от преподавателя, переписывается и отправляет домашние задания. Там же преподаватель проверяет работы, ведет контроль за успеваемостью студента и ставит оценку в электронном журнале, – объяснила учебный процесс Гульмира Бекманова.

Кроме «Платонуса» учебное заведение использует сервис «Zoom» и «Moodle». Первое приложение предназначено для проведения онлайн-занятия преподавателя со студентами.

– Например, если утром в 10:00 занятие, преподаватель отправляет студентам ссылку, они через нее выходят на связь и проводится видео-занятие. Кроме того, у нас есть свои видеолекции, записанные преподавателями, они загружены в платформу «Moodle», в которой также у каждого студента и преподавателя есть свой личный кабинет. Там есть каталог лекций, которые студент может самостоятельно изучить, – продолжает руководитель центра.

Как заверила Гульмира Бекманова, масштабно обучать преподавателей работать на онлайн-платформах не пришлось, многие из них и ранее обучали студентов по дистанционным технологиям. Однако выходить на такую большую аудиторию им еще не приходилось. 

– Как только стало известно о введении дистанционного формата, мы сразу начали тестировать наши платформы, провели большую подготовительную работу. Параллельно разработали обучающие видеоролики и материалы по новым модулям, отправили всем преподавателям и студентам. И с 16 марта работаем, все идет по штатному режиму. Также создали центр поддержки, куда обращаются преподаватели и студенты по вопросам использования дистанционных технологий, – рассказала руководитель центра.

По ее словам, дистанционные технологии в учебном плане никак не повлияли на объем и часы занятий. Все дисциплины, а это ни много ни мало 2646 предметов, преподаются по расписанию и в полном объеме.

 «Аграрка» обучает преподавателей

Чтобы дополнить картину, мы обратились за комментариями в еще один крупный столичный вуз – Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина.

Как сообщил директор департамента по академическим вопросам Нурлан Серекпаев, в настоящее время и по 6 апреля все студенты вуза находятся на каникулах. Пользуясь этим, сотрудники вуза ежедневно тестируют образовательные онлайн-системы. Для этого сейчас, как пояснил Нурлан Серекпаев, они проводят массовое обучение всех преподавателей на новых платформах. «Аграрка», так же как и ЕНУ, использует программу «Платонус», «Zoom» и «Moodle».

– У нас 850 штатных преподавателей. Каждый день с 9 до 17 часов мы проводим обучающие онлайн-семинары с каждым преподавателем, доступно объясняем, как работать со студентами, изучаем подробно дистанционные программы и системы, – пояснил он.

Всего в агротехническом университете постигают знания около 13,5 тысяч человек. И все они, как отметил собеседник, умеют пользоваться дистанционными технологиями. Однако есть 52 студента, которые живут в отдаленных селах и не имеют выхода в интернет.

– Для них мы создали дополнительный семестр, как только они вернутся в университет, они смогут дополнительно заниматься с преподавателями и сдать экзамены, – сообщил Нурлан Серекпаев.

Теперь об образовательных платформах. Если ЕНУ делает ставку на «Платонус», то в «аграрке» больше работают с сервисом «Zoom» – программой, позволяющей создавать веб-конференции. С помощью нее преподаватель может проводить занятия в режиме реального времени и одновременно охватить до 100 студентов. Если раньше время проведения онлайн-занятия ограничивалось до 40 минут, то сейчас такое ограничение убрали. 

– Например, утром в 9 часов начинается занятие по физике, преподаватель и студенты заходят в «Zoom». В режиме онлайн каждый участник виден пофамильно, плюс ведется автоматическая запись занятия. Преподаватель контролирует, кто присутствует, ведет учет в электронном журнале. Затем проводит занятие, читает лекцию или проверяет задания, может на экране показать презентацию, видеоматериалы. Студенты получают задания и могут задать уточняющие вопросы. Занятие длится 50 минут. И так поочередно выходят на связь другие преподаватели. В день студенты через «Zoom» проходят примерно 4-5 дисциплин, – говорит Нурлан Серекпаев.

Перестраивая работу, университет уже разработал учебный план и расписания, разослал всем студентам, чтобы они с 6 апреля вышли на онлайн-занятия.

На вопрос, каковы возможности интернета в учебном заведении, нет ли проблем с загруженностью сетей, руководитель департамента заверил, что у них используется широкополосный интернет на основе оптоволокна. Но все же планируют привлечь специалистов для расширения производительности сетей.

– Все наши платформы опробованы. Кроме того, в этом году запустили разработанную университетом систему проверки письменных работ обучающихся. Они могут загрузить свои курсовые, дипломные, магистерские и докторские диссертации, преподаватель проверяет, отрабатывает, дает задания. И система автоматически проверяет на антиплагиат и выдает результат, – отметил Нурлан Серекпаев.

Говорят  студенты:

Акбота Темешева,

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 1 курс, специальность «Международные отношения»:

– У нас сейчас ведется дистанционное обучение. Обучаемся по системе «Платонус», преподаватели отправляют задания, лекции, и мы выполняем их, загружаем в систему. На самом деле все нравится, удобно, но иногда «Платонус» из-за наплыва студентов бывает перегружен, часто «лагает» и документы не открываются.

Еще есть программа «Zoom», преподаватель создает конференцию, добавляет участников, и мы по видеозвонку разговариваем. Нам объясняют тему, дают задания,  и мы отвечаем. Есть неудобства в том плане, что нет возможности сразу все спросить.

Я бы лучше ходила в университет, напрямую задала все вопросы преподавателю и получила ответы. Но с другой стороны, преимущество дистанционного обучения в том, что это хороший тайм-менеджмент. Тебе дают задания, ставят дедлайн и не важно, когда ты сделаешь задание, главное сдать к сроку. И это очень удобно.

Алина Ардаккызы,

Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина, 4 курс, «Маркетинг»:

– У нас прошли пробные занятия. Сейчас решаются некоторые вопросы по дистанционному обучению. Занятия были через видео-чат «Zoom». Он удобен, подключаешься в конференцию, преподаватель рассказывает лекцию  и задает вопросы. Если нам что-то не понятно, можем спросить.

Мне овладеть дистанционными технологиями было не сложно, потому что я сама работаю в сфере СММ. Многие инструменты мне знакомы.

В целом, обучение проходит нормально, но, конечно, хочется вернуться в прежний режим и защитить диплом тет а тет, а не через видео чат. И чтобы все были живы и здоровы!

Аян Калыбек,

Университет «Туран», 3 курс, специальность «Экономика»:

– По дистанционному обучению меня все устраивает. Идут занятия, преподаватели дают задания. Мы работаем на основной информационно-образовательной платформе «Платонус», «Moodle», куда загружаются все учебные материалы: силлабусы, расписание, задания, тесты, презентации, электронные учебники. А также для проведения занятий и рассылок материалов используем электронные платформы: zoom,  whatsapp, telegram, teams, электронная почта. Все эти платформы не сложные. Плюс всегда можно позвонить преподавателям и однокурсникам, что-то уточнить и быть в курсе новостей.

Асет СЫЗДЫКОВ,

фото из открытых источников

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий