История нашей школы – это наша история

В музее школы-гимназии №1 г. Караганды хранятся ценные школьные документы военной поры. Об его экспонатах рассказывает ученица 6 «Б» класса Яна АЗАРЯН.

«Однажды нас познакомили с отчётами школы. Они датированы  с 1939 по 1946 годы и  прошиты в толстую тетрадь. Пожелтевшие страницы, самодельный переплёт, ровные строчки, выведенные синими чернилами.  Мы считаем этот документ историческим. По найденным материалам мы провели небольшое исследование. Сначала с помощью анкеты изучили осведомлённость учеников 6-х и 7-х классов нашей гимназии о жизни детей в военную пору.  Две трети ответивших указали, что им ничего не известно о военной истории Гимназии №1. Надеемся, наш материал поможет хоть немного восполнить пробел.

 Итак, мы нашли 10 форм отчётов.

 Форма №1 «Движение учащихся» (прибыло/убыло/состоит к нач. четверти/выбыло по причине: пост в др. школу, выезд родителей; по болезни; поступил на работу). Так, в отчете 4 «б» класса на начало года  было 37 человек, на конец года – 44. В те годы в Караганду прибывало большое количество эвакуированных  с оккупированных территорий. Поэтому большие классы, разный национальный состав. Среди года  выбыло 11 человек: 3-на территорию России, 1 – по Казахстану, 4 – в другие  школы города; 3- из-за болезни. По 5 классу читаем «Список выбывших». Нас интересует, куда выбыл и по какой причине. Так, за год выбыло 12 учеников. Из них некий Булотбаев Анатолий по причине «не желает учиться» (может ему 14 лет, а нужно помогать семье?!), а Лебединская с 27 октября перестала  ходить в школу, потому что нет одежды. 5 детей переехали с родителями в города: Сталино, Киев, Ворошиловск.  Наверное, на освобожденные территории?! Из 5 «а» класса, кл.рук. Хан В.П. ученик Залитко Игнатий с 11.11 работает в сапожной мастерской, а Степченко Сергей 15.11 перешел в вечернюю школу. Это скупые цифры и слова, но за ними – трудные судьбы, щемящие подробности жизни детей…

Форма №2 «Список выбывших». Воропаев и Жунусова переехали на шахту№20; Добренов и Бочаров – в Донбасс, Шварц – в Москву, Друян – в Ленинградскую область.  Известно, что за 1943-44 уч.г. на освобожденные территории выехало 98 учеников. К сожалению, не указаны даты, остается лишь догадываться, что отчет написан не раньше 1944 года, потому что с 1944 года школа стала женской.

Учитель математики Лапшина с классом

Форма №3 «Успеваемость учащихся». Форма №4 (в некоторых отчетах эти сведения были  №5) (количество неуспевающих учащихся по отдельным предметам).Это были самые трудоёмкие отчеты, потому что компьютеров в то время не было и все оценки учитель вел в тетради, расчерченной карандашом. Классы были, судя по отчетам, очень большие: от 27  до 51 ученика в классе. Видимо, трудная ситуация не способствовала хорошей успеваемости и дисциплине. Так, читаем: «Крутова отстает по арифметике, но при упорной работе её, учителя и родных, она исправит свою оценку… В класс переведён ученик 3 «а» класса Шалдышев. Он недисциплинирован, не подчиняется учителю, очень плохо ведет себя в классе на уроках и на перемене». Но, несмотря на военное время и большие классы, учителя  были очень требовательны к ученикам. С неуспевающими занимались хорошисты и отличники, репетиторов тогда не было.

Форма №7 «Кружковая работа». Удивительно, но даже посреди лишений многие дети участвовали в школьных кружках. Например, из всего 4 «б» класса 10 человек посещали хор, а 8 – драмкружок. Старшеклассники ставили спектакли перед учениками и ранеными. Удивило, что в то время не запрещена помощь раненым, в том числе  и денежная: «На подарки бойцам ребята сдали 376 руб.  Ребята готовятся к выступлению в госпитале для раненых бойцов… в палаты №27,12 госпиталя переданы подарки бойцам: 40 кисетов с табаком, 18 платков, 3 полотенца, 2 пары носков, перчатки, 15 книг, 6 катушек ниток, 13 коробок стирального порошка, 6 кусков мыла, бумага, конверты и другие вещи).  В бухгалтерию госпиталя сдали 1000 рублей», кроме этого проводились литературные читки, вечера, посвящённые поэзии Н.Некрасова и Т.Шевченко.

Наша школа в годы войны была на передовой, потому что наш город был стратегическим для тяжелой промышленности, дети помогали наравне со взрослыми: выступали с концертами в госпиталях, грузили уголь, вязали варежки и шили кисеты для раненых. Только нам, ученикам 2020 года, даже не верится, что такое когда-то было. Помощь ближним в самые трудные времена помогала сплотиться людям, разделить беду и радость. Наверное, в наше непростое карантинное время мы тоже должны оставаться людьми и помогать друг другу».

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий