Учитель-дефектолог: как работать с учениками с особыми образовательными потребностями
В школах во время введения карантина действует особый режим и организуется дистанционное обучение. Молодые преподаватели быстро адаптировались к дистанционному обучению, а вот средний и старший состав учителей испытывал трудности. А каково учителям работать с учениками с особыми образовательными потребностями? Здесь нужны особые подходы и приемы ведения обучения.
Нужно было в сжатые сроки перестроить себя и учеников на новый вид обучения. Во-первых, дети воспринимали карантин как продолжение каникул, когда не надо ничего делать. Во-вторых, домашняя обстановка расслабляла учеников. Детям нашей категории сложно объяснить отсутствие учителя. Мои ученики привыкли выполнять уроки под моим руководством. Выполнение заданий под руководством родителей их не радовала. В третьих, технические проблемы – плохая связь, слабый интернет, нехватка ноутбуков.
За помощью я обратилась к родителям. Мы продумали план работы и решили задания отправлять им на электронную почту. И по «ватсапу» вести диалог с ребенком, чтобы он видел учителя. Уроки согласовывала с родителями заранее, когда мой ученик более готов к принятию информации от учителя. Старалась выходить на связь к 12-ти часам дня. Таким образом, они у меня хорошо высыпались и были бодрые на уроке. У меня всего трое учеников с особыми образовательными потребностями и временем я располагала.
Основной моей задачей было не взвалить свои функциональные обязанности на родителей, а постараться им помочь в это не простое время. Поэтому сразу оговорила с родителями их фронт работы. Задания, которые я отправляла им на почту, выполнялись с учеником под моим руководством. А родитель присутствовал на уроке только для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в заданиях. И помогать управлять в работе с компьютером.
Главное во время дистанционного обучения держать обратную связь с учащимися. Оценивать их работу и давать комментарии к оценкам. Нужно больше поощрять их работу. Ни в коем случае нельзя расстраивать ребенка, если что-то идет не так. Это новый опыт для адаптации и перестройки учебного процесса, где требуется время.
Спрашивала детей, с какими трудностями они сталкиваются, что нравится больше всего. Обсуждала с родителями организационные вопросы. Задания продумывала так, чтобы родители не оказались в сложной ситуации перед ребенком. Время проведения уроков не ограничивала во времени. Так как я не первый год работаю с учениками с особыми образовательными потребностями, чувствовала, если нужно ученику отдохнуть, то прерывала урок на перемену. А потом через некоторое время снова выходила на связь. При этом сразу предупреждала ученика, что перерыв будет на 10 минут.
В 4- четверти многие темы уроков были на повторение. Все задания продумывала так, чтобы ученик мог вспомнить пройденный материал и заодно закрепить практическими заданиями. Образец домашнего задания мы проделывали вместе с ним, а родитель наблюдал за выполнением. Поэтому им не составляло труда выполнить с ребенком аналогичное задание дома.
Например, по русскому языку по теме падежей имен существительных мы склоняли на уроке существительные ВЕТЕР, СОЛНЦЕ, а на дом давала аналогичное задание просклонять существительные МОРОЗ, ОКНО. По теме имен прилагательных, проводила уроки по тестовым заданиям, предлагались варианты ответов, ученик должен был найти правильный ответ. Для проверки понимания пройденной темы.
По математике по теме: «Как найти неизвестное делимое или делитель», на уроке решали примеры с одним неизвестным, а дома они решали аналогичные уравнения по образцу.
По чтению и развитию речи все темы разбирались во время урока: анализ произведения, беседа по теме, вопросы и ответы, чтение с учителем, учеником. На дом только задавала прочитать и повторить пройденную тему.
По предметам естествознание и география, чтобы разнообразить урок, проводила его в виде игры «Поле Чудес» по разделам: «Животный мир», «Мир растений», «Города Казахстана» и т.д.
С учеником Дамиром Муратовым работа выстроилась доверительная. Мама помогла распечатать задания, ученику было удобно иметь перед собой весь наглядный материал. У него дома богатая детская библиотека, к которой он обращался. Он с лёгкостью выполнял устные задания, а письменные задания были распечатаны. Поэтому урок шел продуктивно.
Выполнение письменных заданий с Гусевой Дианой было сложнее. Нужно было приспособится. Чтобы не обременять родителя на выполнение функциональных обязанностей учителя, с ней велась устная работа. Ученица сильно уставала и переживала. Каждый выполненный вид работы старалась поощрять похвалой, отправлением открыток, смайликов по ватсапу. Для такой категории детей присутствие учителя необходимо.
По ватсапу общалась с учениками и во внеурочное время, так как ученики дистанционного обучения лишились своего главного помощника – учителя. Их нужно было поддержать морально. Они скучали.
Если говорить о плюсах и минусах дистанционного обучения, выделю следующие:
1.Свобода действий.
Действительно, если за учеником не следить – он, вполне вероятно, вообще забросит учебу. Так, например, один из учеников игнорировал требования родителей. С наступлением тёплых дней он не слушался их и мог уходить самовольно на прогулку. Тем самым нарушая режим карантина. Ему необходимо было присутствие учителя. На связь с ним приходилось выходить несколько раз в день.
2. Нехватка личного общения.
Традиционное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент оффлайн-обучения – это личное общение. Получая традиционное обучение, учащийся взаимодействует с учителем в неформальной обстановке. Такое общение очень ценно.
Но, несмотря на все трудности и новизну дистанционного обучения, считаю, что мы достойно выполнили поставленную задачу – смогли освоить весь программный материал. В дальнейшей нашей работе, нужно пополнять и совершенствовать знания по дистанционному обучению.
Салтанат Кустаубаева,
учитель-дефектолог КГУ «Специальная школа №2» акимата г.Нур-Султан