Асхат Аймагамбетов: о трех сценариях нового учебного года, школьной форме и подготовке учителей

Состоялся онлайн-брифинг, на актуальные вопросы журналистов ответил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. В частности, он сообщил, что МОН подготовило три возможных сценария начала нового учебного года в Казахстане, о том, как готовятся учителя, обеспечиваются ли компьютерами, обязательна ли в этом году школьная форма? Для широкого охвата всех вопросов мы подготовили подробный обзор прошедшего брифинга в формате «вопрос-ответ».

Асель Кенжалина, Нур.кz:

– В условиях пандемии принимаются разные решения. Можете проанализировать, что бы вы хотели изменить или о каком решении жалеете?

А.Аймагамбетов:

– В начале режима ЧП и карантинных мер много было споров о дистанционном обучении. Подавляющее большинство говорили: давайте перенесем четвертую четверть на июль-август, а другие говорили: давайте на этом завершим учебный год. Несмотря на это, все-таки мы приняли решение о том, что мы продолжим в дистанционном режиме. По поводу этого решения я нисколько не жалею и считаю, что оно было абсолютно правильным, потому что сейчас июль, представьте себе, если бы мы тогда прислушались к таким предложениям, что было бы? Очевидно, что это была бы совершенно другая ситуация.

Преждевременное завершение учебного года тоже не было бы решением проблемы. Во всех вопросах мы руководствовались научными подходами. Это позволило, во-первых, не прекращать обучение, во-вторых, в этот сложный период дети стали более самостоятельными и самоорганизованными. Многие наши педагоги, у кого были проблемы с IT-компетенциями, тоже подтянулись. Но самое главное, мы сумели сохранить здоровье наших детей и педагогов.

Министерство старается принимать все решения проактивно. Так, например, из-за непростой ситуации при поступлении в организации образования разрешается не предоставлять медсправки при сдаче документов.

Мы посчитали, что в летний период в организации образования поступает более 1 млн человек. Это очень большое количество. Представьте себе, что было бы, если бы этот 1 млн человек начал ездить в медицинские организации и просить эти справки, чтобы сдать документы. Медицинской системе сейчас не до этого, поэтому нами были внесены изменения в типовые правила приема, принято решение, что эти справки временно не нужны.

Такие же изменения в связи с пандемией коснулись и приема международных сертификатов, подтверждающих владение иностранным языком, для поступления в магистратуру или докторантуру. Так, их перечень дополнен электронными сертификатами IELTS INDIKATOR и Duolingo English Test.

В этом году порядка 160 тысяч человек поступает в колледжи. Проведение для них традиционных экзаменов в настоящее время затруднено. Поэтому мы приняли решение, что в колледжи будут поступать на основе средней оценки в аттестатах. Мы смотрим на профильные и текущие предметы, и если выпускники поступают на медицинские или педагогические специальности, там еще есть дополнительный экзамен.

МОН своевременно было организовано получение услуг в электронном формате по всем направлениям.

– Многие казахстанцы во время карантина активно пользуются платформой Zoom. Планирует ли МОН создать аналог этой программы?

– Моя позиция такова: я против того, чтобы создавать, например, пусть это будут интернет-платформы для детей или какие-то другие платформы за счет государственных средств. Как показывает практика, из этого ничего хорошего не получается. В системе отечественного образования есть Национальная образовательная база данных, где есть персональные данные. Это главная база, она государственная. В свое время была создана, эту базу мы используем и будем развивать. Касательно того, что много разных систем Kundelik, Daryn online, Bilimland – заменять их государственными системами, я считаю, нет необходимости. Я верю больше в рынок, что должна быть конкуренция и люди сами должны голосовать. Монополизировать или создавать какую-то отдельную госплатформу – у МОН таких планов нет.

Шокан Алхабаев, tengrinews.kz:

– Сейчас неизвестно, в какой форме будет обучение в школах – онлайн или дети будут ходить в школы. В этой связи родителям нужно покупать детям школьную форму?  

А.Аймагамбетов:

– Несколько лет назад был принят приказ МОН о ношении школьной формы. Само понятие «школьная форма», ее принцип и требования к ней никуда не уходят, но мы в этот приказ добавляем специальный пункт, примечание, которое касается периода чрезвычайного положения, карантина, ограничительных мероприятий или форс-мажора. Именно при таких ситуациях мы будем давать возможность, чтобы дети могли приходить в школы в опрятной классической деловой одежде. Может быть, у родителей нет возможности сейчас приобрести школьную форму, в таких случаях необходимо обеспечить своих детей обычной одеждой в классическом и деловом стиле. Такое решение мы приняли. Считаем это решение важным в настоящей ситуации.

Это не в качестве рекомендации, мы это делаем через внесение изменений в приказ министра образования и науки, регистрации его в органах юстиции. Делается это для того, чтобы решение было нормативно-правовым документом, им будут руководствоваться так же, как и руководствуются другими документами наших организаций образования. Это временное решение в связи с возникшей в стране ситуацией. Будет действовать на 2020-2021 учебный год.

– Расскажите, как идет подготовка к новому учебному году учителей? Насколько готова материально-техническая база для дистанционного обучения?

– По следующему учебному году. Во-первых, подготовка идет полным ходом, подготовка не останавливалась по завершению четвертой четверти. Во-вторых, видение у министерства образования есть, учитывая сложную эпидемиологическую ситуацию, мы изначально готовились к трем базовым вариантам, и оказались правы. В-третьих, эти варианты обсуждаются с министерством здравоохранения, с другими государственными органами, которые задействованы в этом вопросе.

B настоящее время в МОН действуют несколько рабочих групп по проработке всех деталей. Мы задействовали и ученых-педагогов, и директоров школ, и наших коллег-экспертов образования – учителей, и, конечно, управления образования, отделы образования и так далее. Поэтому сейчас в каждом регионе идет большое обсуждение.

В-четвертых, обучение педагогов. Мы уже подготовили и начали для них курсы. Очень важным вопросом является готовность педагогов к новым условиям. Вне зависимости от того, какой будет в итоге принят вариант, очевидно, что им нужны новые навыки. Мы это увидели на примере четвертой четверти. Поэтому эти курсы, состоящие из пяти модулей, охватывают такие вопросы, как: а) IT-компетенции – как работать в интернете с информационными системами; б) вопросы, которые касаются цифровой педагогики, методологии и методики обучения в новых условиях. Эти навыки для современного педагога в любом случае необходимы, поэтому вне зависимости от итогов будем проводить эти курсы.

5 вопрос – вопрос компьютеров, серверов, расширения скорости интернета, каналов связи и так далее. Вне зависимости от того, будем ли мы учиться дистанционно или в традиционном формате, школам нужны компьютеры, сервера, поэтому работу мы ведем, и акиматы у нас активно занимаются, в том числе приобретением компьютеров. Почему? Потому что вот недавно, в том числе, объявляли о запуске нового большого проекта «Цифрлы білім», и какие бы мы программы ни внедряли, одним из главных вопросов является инфраструктура. Если в школе на один компьютер приходятся 20-25 детей, то, соответственно, говорить о том, что мы можем развивать их IT-компетенции или нормально проводить другие уроки – сейчас компьютеры нужны не только для уроков информатики – не приходится. Поэтому сейчас мы этот вопрос поставили ребром, ведется активная работа по приобретению компьютеров для школ, по обновлению и инвентаризации серверов.

В-шестых, очень важные вопросы – это инклюзивность, доступность, качество. По итогам четвертой четверти увидели, что наиболее уязвимыми в этих обстоятельствах являются кто? Дети с особыми образовательными потребностями. Поэтому они для нас должны быть в приоритете. Второе – это дети из семей с низкими доходами. Нам необходимо обеспечить одинаковую доступность образования для этих семей. И третий вопрос – по младшим классам, им особенно сложно приходится. Потому что учащимися 6, 7, 10, 11 классов самоорганизация, навыки уже приобретены, а малышам очень сложно без учителя, без постоянного участия. Указанные вопросы для нас тоже являются очень важными.

И основные факторы для нас – это безопасность жизни, здоровья педагогов и учащихся, второе, безусловно, это качество – мы не должны потерять его. Поэтому мы решение принимаем, исходя из этих двух основополагающих факторов.

Оксана Акулова, газета «Время»:

– Предположим, что эпидситуация к 1 сентября не наладится, и мы будем жить в режиме карантина. Какой вариант вы предполагаете на этот случай?

А.Аймагамбетов:

– Мы подготовили три базовых варианта. Коротко по каждому из них.

Первый вариант – это дистанционное обучение. За исключение отдаленных, как это уже было в четвертой четверти, населенных пунктов, где в принципе такой угрозы нет, остальные школы при этом варианте обучаются в дистанционном режиме. Этот вариант действует при определенном уровне угрозы для жизни и здоровья как педагогов, так и школьников.

Второй вариант – это смешанный вариант, очный с дистанционным для определенных классов. Здесь, конечно, должны быть ограничения. Это обязательная термометрия, санитайзеры, социальное дистанцирование. Это сокращение уроков, подгруппы, отмена кабинетной системы и так далее. При этом варианте должны действовать очень жесткие санитарные нормы и требования. Мы сейчас видим по опыту ряда стран, что они этого варианта придерживаются. Некоторые уже в мае открывали свои школы. В целом опыт достаточно большой по использованию таких вариантов.

Третий вариант – это штатный режим с жесткими санитарными ограничениями. То есть это когда дети обучаются очно, но при этом действуют ограничения по переменам, наполняемости классов, подсменам, отмене кабинетной системы вплоть до режима или расписания для посещения столовых. Этот вариант тоже уже во многих странах принят. Есть четкое видение, какие детали, ограничения и алгоритмы должны быть, если будет задействован этот вариант.

Буквально на днях мы определимся окончательно с базовым вариантом, который будет нами принят. Понимаете, эпидситуация меняется быстро, но нам в системе образования необходимо быть готовыми ко всему. Потому что даже если условно мы начинаем учебный год в дистанционном режиме, никто не говорит о том, что это сможет продолжаться в течение всего учебного года. Поэтому, соответственно, школы должны быть готовы к тому, что придется этот режим ослаблять и дети придут в школу. А когда дети придут в школу, там должны быть созданы соответствующие условия.

Мы настраиваем все наши отделы образования, управления образований и школы на  то, что надо по всем трем базовым вариантам проводить одинаковую работу. Это очень важно. Мы ведем сейчас обсуждение, определимся и уже скажем, что базовым вариантом будет какой-то из этих, чтобы родители и общество знали, к чему быть подготовленными.

– И вопрос по учебникам. Будет ли их закуп в тех объемах, которые закупают обычно, или в связи с ограничениями часть учебников будут переведены в электронный формат?

– Учебники у нас еще в апреле-мае были заказаны. Вне зависимости от того, какой формат будет, мы должны обеспечить ребенка бумажным вариантом учебника. Даже если это обучение дистанционное, у ребенка должен быть бумажный вариант учебника. В этом году определенные классы, например, 11 классы, получают новые учебники. Они полностью переходят на обновленные программы, поэтому эти учебники, бумажные, будут закуплены и доставлены. В настоящее время по ряду регионов уже началась отгрузка с издательств.

Что касается электронного формата – это тоже важно. Мы договорились также с издательствами, что нам необходимо обеспечить возможность и доступность электронных вариантов учебников. Это тот вопрос, над которым и мы, и соответствующие издательства сейчас работают, и мы будем обеспечивать школьников и бумажными, и электронными учебниками.

– Президент говорил о внедрении в школьную программу предмета «Экология». Когда он появится и в каких классах будут преподавать?

– Поручение Президента будет обязательно исполнено. Наши коллеги сейчас с точки зрения методологии, государственного общеобразовательного стандарта, правильной имплементации, научного подхода готовят решение. Чтобы появился такой предмет, нужна программа, нужны учебно-методические пособия. Это вопрос не одного дня, нужно подойти к исполнению этого по-
ручения правильно и взвешенно.

Тамара Валь, Власть.кz:

– Недавно прозвучала критика от Президента, что у 20 процентов учителей во время 4 четверти не было компьютеров, интернета. Как решаете этот вопрос?

А.Аймагамбетов:

– Большинству педагогов в 4 четверти, у которых не было компьютеров, мы передали школьные компьютеры. Но у 20 процентов педагогов, как сказал Президент, компьютеров не было. Поэтому в преддверии учебного года мы еще раз поставили перед отделами образования задачу, чтобы наши коллеги были обеспечены соответствующим оборудованием. Активно к этой работе также подключаются профсоюзы. Например, одна из профсоюзных организаций приняла решение, что она условно 50 процентов суммы от приобретенных компьютеров будет оплачивать за счет профсоюза. И учителя согласны. Некоторые коллеги покупают компьютеры сами. А третьи будут получать их из баланса организации образования. И сегодня ведется достаточно большой закуп компьютеров.

Жанар Сердалина, Bestnews.kz:

– Если примете вариант смешанного или штатного режима обучения, как собираетесь проводить термометрию по утрам? Не секрет, что школы переполнены, надо будет приезжать в школу пораньше, будут очереди и столпотворения.

А.Аймагамбетов:

– Проблема дефицита мест в школах есть. К сожалению, пока такая ситуация имеется, когда в одном классе 40-45 детей. Поэтому при тех механизмах, которые предлагаем, социальное дистанцирование, понятно, вызывает скепсис. Понимаю и воспринимаю этот скепсис, мы эту проблему видим. Соответственно, в тех алгоритмах, которые мы с нашими коллегами готовим, эти вопросы предусмотрены. Опыт хороший накоплен.

– И вопрос по телеурокам, продолжите ли их снимать?

– Видеоуроки по предметам  должны у нас быть. Даже если будет штатный режим, ребенок должен иметь возможность зайти в интернет или включить ТВ, повторить или узнать другую подачу урока. По съемкам видеоуроков работу продолжаем. Мы накопили достаточно большое количество цифровых образовательных ресурсов.

– Многие родители с тревогой пишут в соцсетях, что не пустят ребенка в школу, пока не победим коронавирус. Что вы скажете на это? Потому что чем ближе учебный год, тем больше таких настроений будет возникать.

– На днях мы примем окончательное решение. Мы тоже мониторим, видим и знаем, какие настроения. Есть определенная часть, которая говорит, и до коронавируса, что им нужна дистанционка. Они и сейчас говорят, что однозначно нужно только дистанционное обучение, другое не хотят принимать. Мы понимаем эту риторику. В то же время есть другая часть, которая говорит, что учеба должна быть только очной, что никто не заменит учителя. Как бы там ни было, другая часть общества говорит о том, что многие страны уже приняли решение учиться и благополучно учатся, что дети сейчас практически в каждом дворе бегают, целыми днями играют и почему это мы должны запретить? Есть и такая позиция. И таких родителей тоже немало.

Есть третьи, которые говорят, что да, мы согласны, что школа –  это хорошо, эффективно и нужно, но мы боимся за здоровье своих детей. Даже если ребенок не заболеет, он может просто передать эту инфекцию. То же самое говорят наши педагоги, которые также остерегаются. Поэтому здесь наше общество неоднородно в плане отношения к образованию, дистанционному обучению и так далее. И это нормально. Мы это все понимаем, поэтому решение, которое окончательно нами будет принято, как раз учтет все эти вопросы.

Асет Сыздыков, газета «Бiлiмдi ел – Образованная страна»:

– Асхат Канатович, вы на одном из аппаратных совещаний говорили, что планируете до августа обновить все образовательные программы вузов и колледжей. Расскажите, как идет эта работа? Не слишком ли это сжатые сроки и не создает ли это дополнительную нагрузку на преподавателей и сотрудников вузов и колледжей?

А.Аймагамбетов:

– По обновлению образовательных программ эта работа постоянная. В конце прошлого года совместно с профильными гоорганами были утверждены несколько сотен профессиональных стандартов. Профстандарты – это требования к компетенциям кадров. Если это айтишник, то ему предъявляются требования, что он должен знать. Для нас важны эти профстандарты, чтобы на основе этих ожиданий, требований рынка могли делать наши образовательные программы.

Если этот айтишник знает язык программирования, а рынок говорит, нам нужны специалисты, знающие Java, Python и другие программы, соответственно,  наши вузы должны готовить по этим компетенциям. В связи с этим часть профстандартов была готова еще в прошлом году, по которым обновили программы. По тем стандартам, которые были утверждены в декабре прошлого года, мы поставили задачу, чтобы с января этого года приступили по обновлению образовательных программ. Речь не идет о том, что вузы и колледжи сейчас лихорадочно готовят программы. Дедлайн до 1 августа. Фактически они могли и до 1 мая или 1 июня закончить работу. Обновление образовательных программ – это постоянный процесс, мы будем и в дальнейшем обновлять и актуализировать наши программы.

– Второй вопрос по аттестации педагогов. Как проходит этот процесс в нынешних условиях?

– По аттестации педагогов: как вы знаете, когда были частично сняты ограничительные меры в зависимости от постановлений санврачей, она проводилась. Но сегодня в условиях ограничений аттестация приостановлена. В настоящее время большинство педагогов прошли аттестацию. Первый этап – это тестирование. Понимаем, что педагоги хотят сдать тесты, от этого зависит их дальнейшая надбавка к зарплате, но при этом безусловным приоритетом является их безопасность. Поэтому если эпидемиологическая ситуация будет улучшаться, то дадим им возможность пройти аттестацию.

Подготовил Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий