Аида Сагинтаева: «Педагог должен заниматься исследованиями»

Современная педагогика – это уже давно не только классный кабинет, доска и ученики за партой. Возможности образования вышли далеко за рамки традиционных и теперь роль учителя гораздо шире – он и исследователь, и инноватор… Подробней об этом мы говорили в интервью  с деканом Высшей школы образования Назарбаев Университета Аидой Сагинтаевой.

– Аида Кыстаубаевна, у Вас более полусотни серьезных научных публикаций  по теме образования, занимаетесь подготовкой руководителей образования школьного и вузовского уровня по программам магистратуры и докторантуры и нам интересно Ваше мнение о том, как должна меняться профессия учителя, чтобы соответствовать запросам современной системы образования?

– Тренды в развитии и изменении профессии учителя определяются путем исследований, в том числе посредством международных.  В 2018 году ОЭСР в последнем достаточно известном Международном исследовании преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey) дал следующую формулу того, каким должен быть современный учитель. Это следующие качества:

  1. глубокое и широкое понимание того, чему он (учитель) обучает – иначе говоря, предметное содержание, учитель должен хорошо знать свой предмет
  2. глубокое и широкое понимание… кому они преподают – относится к методам преподавания и инклюзии
  3. навыки исследования, которые помогают учителям быть учениками на протяжении всей жизни и расти в своей профессии. 

Понимая это, с августа прошлого года мы непрерывно работаем практически со всеми педагогическими вузами над их стратегиями, развитием исследовательского потенциала преподавателей.

Должен ли учитель заниматься исследованиями?

-Да, пусть это нам кажется не совсем привычным. Практически все передовые учителя, работающие по обновленному содержанию, применяют в своей работе Action Research и Lesson Study. Результаты этих мини-исследований учителя используют для улучшения качества обучения, они вносят предложения по реализации реформы среднего образования, жизни самой школы и управления ею. Еще одна причина, по которой учитель сегодня – это исследователь, видна нам из последних событий, подтвердивших, что мир непредсказуем и никакие предварительные знания не помогут существовать в нем, если ты не можешь собирать самостоятельно данные, анализировать их и выстраивать свою концепцию, как выживать и успешно существовать. Эти навыки исследования по силам сформировать лишь такому учителю, который сам является примером инноватора, мыслителя, способного создавать, производить новые знания.

Сказанное означает, что, в свою очередь преподаватели педвузов по определению также должны быть пытливыми исследователями, работающими с фактами и явлениями реальной жизни – эмпирической действительностью. Они должны уметь работать с первичными данными – мнением учителей, учеников, родителей, для понимания проблем системы образования.

Сложившаяся передовая практика настаивает на том, чтобы преподаватель педвуза  проводил исследования в школе, руководил исследованиями студентов в школе во время практики, помогал школе в решении проблем процесса обучения и преподавания, воспитания. Так, к примеру, работает факультет образования Кембриджского университета. Его профессора поддерживают близлежащие школы и консультируют их в режиме непосредственного взаимодействия

Эмпирические исследования – проведение опросов, интервью, фокус групп – лежат в основе, как мы с вами убедились, всех процессов, элементов обучения. Это и разработка образовательных программ, где для формирования ее структуры используются результаты опросов школ. Исследование во время практики должно лежать в основе выпускной дипломной работы. Высшая школа образования Назарбаев Университета неоднократно предлагала в экспертных дискуссиях сменить формат дипломной работы с большой, часто теоретизированной до компактной, основанной на решении конкретной проблемы ученика или класса. Это может быть 30-40 страниц. Таким образом, профессиональная практика не только работает на подготовку выпускника к работе в школе, но формирует и закрепляет исследовательские навыки. Я уже не говорю о том, что на занятиях, ежедневно в педвузе студент должен решать исследовательские задачи и оценивать его необходимо на основе исследовательских кейсов.

Вы руководите Высшей школой образования, где проводятся очень качественные исследования, признанные на мировом уровне, и, вместе с тем, Вы  хорошо осведомлены о ситуации с научными исследованиями в  педагогических вузах Казахстана. Какие рекомендации по управлению исследованиями Вы могли бы дать управляющему составу вузов?

 -В течение последнего года мы провели большое количество обучающих семинаров по теме лидерства в образовании для педагогических вузов, много общались с преподавателями не только в ходе обучения, но и неформально. И я понимаю, что профессорско-преподавательский состав перегружен преподаванием, не всегда достаточен уровень новых навыков для проведения качественных исследований. Но решения все же есть.

В первую очередь, следует разработать стратегию проведения исследований в вузе, определить стоимость необходимых затрат и обеспечить инфраструктурой. Для педвуза они невелики, это чаще всего оборудование лабораторий по естественным наукам и программное обеспечение для образовательных исследований – NVIVO, SPSS.

Следует сделать акцент на образовательных исследованиях. Зачастую преподаватели ведут исследования по темам, связанным только с предметным содержанием. Например, не по методам преподавания биологии, а по борьбе с саранчой, при этом забывая, что в первую очередь они готовят школьных учителей.

Обучение методам исследования может быть не только на специальных курсах, даже соавторство является хорошей школой для обучения новому методу анализа. Такой индивидуальной стратегией пользуется один из наших преподавателей профессор Дэниел Торрано. Каждая его новая публикация базируется на новом методе и в соавторы он выбирает эксперта, владеющего таким методом.

Исследовательская этика при работе с респондентами – относительно новое явление. Коллеги, конечно, осведомлены о недопустимости плагиата, других этических норм. Но этика как защита прав респондента – немного специфичная отрасль для исследователя в образовании. В настоящее время KERA- Казахстанская ассоциация исследователей в образовании, разрабатывает Этический кодекс на казахском и русском языках, и в дальнейшем можно будет им руководствоваться.  Для координации работы по исследовательской этике нужны институциональные комитеты. Процесс создания и работы самого комитета достаточно нелегкий, но на сайте НУ выложены все подробные инструкции, положения, которые можно использовать.

Очень важным моментом является формирование научных коллективов. Диагностика статей ППС педвузов показала, что 90% статей пишется одним автором, причем по очень узкой тематике. В то время как в мире силен тренд  исследовательского партнерства и междисциплинарности. Эффективность данного подхода подтверждена, что большинство статей с высокой цитируемостью, опубликованных в международных журналах, имеют несколько авторов, представляющих разные отрасли знания.

Пришла пора подумать о повышении значимости управления исследованиями и личности топ-менеджера, проректора по науке. Он может быть воплощением успешного ученого, либо профессиональным управленцем. Сложность заключается в балансе между грамотным научным менеджментом и академической свободой, передачей полноты власти научным руководителям проектов. В такой модели служба проректора по науке должна обеспечивать организационную поддержку в подготовке заявок на участие в конкурсе, администрировании проектов и подготовке отчетности. Как следствие, вуз должен разработать понятные и подробные политики проведения и управления исследованиями с описанием бизнес-процессов.

И самое главное, формирование экосистемы, создание условий для проведения исследований – административная, финансовая, информационная поддержка и т.д. Возможно введение внутренних грантов для проведения исследований, так называемые посевные гранты seed grants.

– Высшая школа образования может помочь педагогическим вузам в развитии образовательных исследований?

– Да, более того, мы это уже делаем. По инициативе профессора Элейн Шарплин в рамках финансирования Фонда Социального развития университета мы создали консорциум семи вузов. На основе принципа learning by doing (обучаться делая) Консорциум проводит исследование по модернизации педагогического образования. На прошлой неделе мы провели для коллег тренинг по исследовательской этике, который дает право на проведение интервью и опросов. Вот так, шаг за шагом мы пройдем все этапы исследования вместе.  

– Спасибо за интервью.

 

Миргуль Джилкишинова,

Нур-Султан

 

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий