Тренинг для педагогов-психологов: реалии, проблемы и пути решения

13 августа Комитет по охране прав детей МОН РК совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в рамках августовского совещания провел в онлайн-режиме республиканский семинар-тренинг для педагогов-психологов. Эксперты разных уровней объясняли педагогам-психологам о новых подходах в организации психологической службы, особенно как работать в дистанционном формате, как взаимодействовать с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и как предотвратить среди них суицид, буллинг и правонарушения.


Фото: lada.kz

Семинар-тренинг вызвал небывалый интерес среди педагогов-психологов: только через платформу ZOOM к мероприятию подключились 500 участников, а его онлайн-трансляцию в Фейсбук посмотрели около 8 тысяч человек. И это не мудрено: вопросов по организации работы педагогов-психологов, особенно в новых условиях, накопилось много.

Модератор тренинга, председатель Комитета по охране прав детей МОН РК Есенгазы Имангалиев, поприветствовав участников, отметил, что педагогам-психологам надо усилить работу по предотвращению суицида среди детей. И привел тревожную статистику.

–  За первое полугодие 2020 года среди несовершеннолетних совершено 65 суицидов, за аналогичный период 2019 года – 91 факт. В системе образования работают более 7 тысяч педагогов-психологов, главная задача которых – предотвратить суицидальное поведение ребенка. За последние годы Казахстан проделал большую работу по формированию правовой базы, давшей импульс развития психологической службы. Среди них принятие Дорожной карты по усилению защиты прав ребенка, противодействию бытовому насилию и решению вопросов суицидальности среди подростков на 2020-2023 годы, которая определяет работу психологической службы, – пояснил Есенгазы Имангалиев.

О важности правильного понимания понятия психического здоровья говорил генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Николай Негай.

– К сожалению, в обществе сложилось мнение, что психическое здоровье – это что-то обыденное, о котором знают все. И никакие научные основания не нужны. На самом деле психическое здоровье имеет четкие закономерности, которым мы должны следовать при профилактике буллинга, насилия, суицида среди детей. И здесь нужен научно обоснованный подход, – отметил Николай Негай.

По мнению гендиректора центра, за психическое здоровье отвечают разные службы, но координировать процессы должен тот, кто занимается текущей проблемой при неэффективности всех предыдущих мероприятий.

– Например, если проблема связана с общественно опасными действиями, то профилактикой занимается школа, здравоохранение, соцслужбы, а при их неэффективности – органы полиции. Психическими расстройствами на начальном этапе занимается школа, психологическая служба, врачи, при их неэффективности – специалисты службы психического здоровья, – подчеркнул глава научно-практического центра.

Николай Негай обратил внимание участников на проблему посещения детьми психолога.

– В новом Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения есть новелла, что несовершеннолетние в возрасте 16 лет могут самостоятельно посетить специалиста и получить консультативно-диагностическую помощь. Зачастую 16-летний подросток хочет обратиться к психологу, психотерапевту или психиатру, но родители не дают согласие, и помощь не оказывается. Это может привести к психологическим проблемам, – считает эксперт.

В ходе тренинга коснулись темы обучения педагогов-психологов новым компетенциям. Большую работу в этой области проводит Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Координатор программы «Развитие подростков и молодежи» Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Айгуль Кадирова рассказала, что в рамках исследования фонд провел блиц-опрос среди более 500 педагогов-психологов страны, спросив о трудностях в работе, что мешает и какие компетенции им необходимы. 

– По результатам опроса выяснилось, что большинство из них остро нуждаются в методической помощи. Они не знают, как организовывать свою работу в дистанционном формате, например, как консультировать, вести диалог в онлайн-режиме, чтобы тебя слышали. Исходя из результатов, мы подготовили ряд практических рекомендации по оказанию помощи педагогам-психологам. С 4 мая провели 47 онлайн-вебинаров для педагогов-психологов, где рассказали, как организовать психологическое сопровождение в дистанционном режиме, как оказать психологическую помощь детям и педагогам. Охватили вебинаром более 25 тысяч человек, – сообщила Айгуль Кадирова.

Если педагог-психолог не смог поучаствовать на вебинаре, то не беда: все материалы, упражнения, видеоуроки размещены на сайте covid-19.mentalcenter.kz.

– На сайте создана отдельная страница для школьных психологов. Там есть полезная функция – записаться на индивидуальную консультацию. То есть педагог-психолог по любому волнующему вопросу может связаться с супервизором, задать вопросы и получить консультацию, – говорит координатор программы.

Свою программу обучения педагогов-психологов проводит и РОО «Казахское психологическое общество». Ученый секретарь общества Акмарал Давлетова в ходе семинара отметила, что с 2017 года совместно с общественным фондом «Центр поддержки семьи «Жанұя» оказывают методическую помощь педагогам-психологам.

– Мы разработали программу курсов повышения квалификации для педагогов-психологов. Привлекли ведущих ученых и специалистов Казахского психологического общества. Каждый тренер представляет практическое направление, например, арт-терапию, гештальт-психологию, психологическое консультирование. Программа рассчитана на 72 академических часов. В ходе курсов из 5 модулей обучающийся узнает о нормативно-правовой базе в организации психологической работы, проведении психодиагностических методик, как консультировать детей и семьи и так далее. На сегодня курсы прошли 483 педагога-психолога школ и колледжей Алматинской области, – озвучила данные Акмарал Давлетова.

О разработке инновационной системы диагностики психического состояния детей рассказала директор ОФ «Центр поддержки семьи «Жанұя» Айгуль Есимбекова. 

– По заявлению ВОЗ, Казахстан находится среди стран, лидирующих по количеству детского суицида. Наш фонд совместно со специалистами РОО «Казахское психологическое общество» создал автоматизированную программу «Система диагностики психического состояния детей «Ресурс». Данная программа позволяет выявить детей, подвергшихся любому роду насилия: физическому, психологическому, сексуальному, буллингу и другим видам насилия, детей, имеющих суицидальные наклонности, – отметила Айгуль Есимбекова.

Диагностика проводится с помощью тестирования, которое предназначено для детей 11-18 лет. Для прохождения теста на казахском и русском языках необходимо зайти на сайт Центра поддержки семьи «Жанұя» www.pfzh.kz, на главной странице которого размещена клавиша «Пройти тест».

– После регистрации своих данных тестируемый переходит к программе, представляющей собой блок из 4 тестов. Время прохождения теста в среднем занимает около 25-40 минут. По результатам теста мы можем составить психологический портрет семьи. Программа позволяет одновременно проводить мониторинг прохождения тестов в одном классе, школе, районе, городе. Информацию о детях, нуждающихся в более детальном обследовании, педагоги-психологи получат через ОФ «Жанұя» после общей обработки результатов тестирования. Результаты тестов при необходимости должны быть доведены родителям педагогами-психологами в личной беседе, – отметила директор ОФ «Центр поддержки семьи «Жанұя».

Айгуль Есимбекова привела результаты пилотного проекта программы «Ресурс» в школе Алматы и ряде областей. 

– В рамках пилотного проекта было протестировано 304 учащихся 8-11 классов средней школы Алматы. В 2018 году применена в Сарыагашском районе в поселке Абай, было протестировано более 5 тысяч детей. По результатам даны рекомендации, – отметила глава фонда.

Она добавила, что в 2019-20 учебном году было проведено исследование по определению психологического состояния детей и подростков в Алматинской области. Общее количество участников тестирования составило 98 964 человека. Результаты исследования показали, что в среднем в зону повышенного риска попадает от 1 до 1,5% детей, в зону скрытого риска – от 20 до 29% детей. Психокоррекционную помощь получили около 200 детей. ОФ «Центр поддержки семьи «Жанұя» намерен увеличить охват исследованиями программой «Ресурс» по всем регионам.

Председатель Комитета по охране прав детей МОН РК Есенгазы Имангалиев, выслушав докладчиков, отметил, что все проблемные вопросы актуальны, необходимы и будут учтены.

– Мы собрали все вопросы. Рекомендации семинара-тренинга направим в уполномоченные органы для улучшения нашей педагогической психологической службы, – заверил он.

В течение трех часов тренинга участники не пассивно слушали, а активно задавали вопросы, получали видеоролики и материалы, делились полезными контактами и рассылками.

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий