Образование и новая реальность. Разговор с экспертами

Прошедшая в преддверье нового учебного года Международная научно-практическая онлайн конференция «Кризисный менеджмент в образовании. Новый опыт и практика», организованная Центром Педагогического мастерства АОО НИШ в партнёрстве с Академией Государственного управления при Администрации президента и информационной поддержке Республиканской образовательной общественно-политической газеты «Бiлiмдi ел – Образованная страна»  стала яркой площадкой обсуждения этих и других вопросов.  В ней приняли участие эксперты из 8 стран, около 300 руководителей организаций образования, учёные и педагоги школ.

    

В конференции мы увидели метафоры успешного менеджмента сегодняшнего дня, представленные Жанботой Кабдыкаримовой, директором главного организатора конференции – Центра педагогического мастерства; блестящий обзор цифрового контента в деятельности Академии государственного управления при Администрации Президента в выступлении вице-ректора, профессора Еркина Дусипова. Вдохновенно и вдумчиво Дуйшон Шаматов (Назарбаев Университет, Нур-Султан, Казахстан), ярко и энергично Лилия Мухаметшина (Сингапур), глубоко и системно Екатерина Куксо (Минск, Беларусь) раскрыли в первом «треке» конференции свои идеи, опыт и размышления о моделировании корпоративной культуры, лидерстве и саморазвитии сотрудников в период кризиса. Серьёзно и иронично, харизматично и глубоко разговор о моделях антикризисного менеджмента и разных аспектах их построения вели во втором «треке» великолепные Алексей Голубицкий (Калининград, Россия), Арам Пачханян (Ереван, Армения), Алексей Бабетов и Мария Калужская (Екатеринбург, Россия). О кризисе, как тесте, открывающем для нас новые грани понимания нас самих и нашей реальности в третьем «треке» научно и доказательно, популярно и интригующе строили разговор с участниками Надежда Бысик (Москва, Россия), Наталья Бельская (Киев, Украина) и Анна Банчковска (Торуни, Польша). Ярко и глубоко, осторожно и открыто разговор об экологии труда, мотивации и поддержке через парадигму позитивных перемен и личностный рост сотрудников вели Светлана Ильина (Самара, Россия), Забира Мадалиева и Тилла Сактаганова (Алматы, Казахстан), Жанна Байгаринова (Нур-Султан, Казахстан).

Краткий формат конференции оставил желание продолжить разговор и некоторые наши эксперты с готовностью согласились принять участие в развёрнутом интервью.

Участниками интервью стали:

Алексей Голубицкий – директор МБОУ СОШ «Школа будущего», магистр управления образованием Высшей школы экономики, эксперт региональных и федеральных проектов Российской Федерации, руководитель Федеральной инновационной площадки «Школа без границ», лауреат всероссийского конкурса «Лучший лектор-2019», лауреат премии HSE Alumni Awards  – 2020;

Алексей Бабетов, директор МАОУ Гимназии № 210 “Корифей” по проектно-инновационной деятельности, г.Екатеринбург, Почётный работник общего образования Российской Федерации, победитель всероссийских и международных конкурсов

Мария Калужская – кандидат педагогических наук, заместитель директора МАОУ Гимназии № 210 “Корифей” по проектно-инновационной деятельности, г. Екатеринбург, Российская Федерация;

Дуйшон Шаматов – ассоциированный профессор Высшей школы образования Назарбаев Университета, г. Нур-Султан, Киргизия. 

Вопросы экспертам задавала Лариса Обыдёнкина, директор филиала Центра педагогического мастерства в г. Уральске, кандидат педагогических наук.

Вопрос 1. В последнее время, в связи с ситуацией с пандемией,  мы часто слышим фразу “мир никогда не будет прежним”. Можете ли вы сказать, что школа действительно, уже никогда не будет прежней? В чем, на Ваш взгляд, будут заключаться изменения в работе школы, в деятельности педагога?

Алексей Голубицкий:

Действительно, можно сказать, что мир, переживший пандемию, до вынужденного перехода на дистант школы и после, уже не будет прежним. Он будет поляризованным теми, кому удалось создать свою модель и внедрить ее в жизнь и теми, кому это не удалось. Для первых –  любой карантин, любые сложности, временные ситуации, когда дети «выпадают» из обычного процесса обучения или какие-то другие форс-мажорные обстоятельства, связанные с природными явлениями или иными событиями никаких проблем не составляют для того, чтобы по их завершении переключиться обратно в привычный режим. Они знают, как необходимо действовать педагогам, управленцам. Я уверен, что мир не будет прежним, но он будет более разным в разных местах, в разных школах, в разных странах.

 Алексей Бабетов:

Во-первых, школа меняется постоянно – она является частью общества, и нынешняя ситуация пандемии послужила стимулом к изменениям – возможно, слишком резким и шокирующим. 

Некоторые нововведения отлично прижились. Школы «на ура» приняли дистанционный формат родительских собраний и совещаний. Получается, что высвободилось огромное количество времени, да и планета становится чище, когда мы реже ездим на очные собрания и не засоряем воздух выхлопными газами…  Если ритуал цифровых совещаний закрепится в будущем, то это положительно повлияет на быстроту и качество решения многих организационных вопросов.

Дети теперь более свободно распределяют своё время, могут выбирать между очными и дистанционными формами обучения.

Уже ясно, что смешанное обучение входит в школьную жизнь, а трансформация роли учителя неизбежна: из безальтернативного источника знаний он становится вдохновителем их «добывания», куратором исследований и практических проб.

 Мария Калужская

Начнём с того, что образование – самая консервативная сфера общества, школа аккумулирует культурные традиции, занимается передачей накопленных веками знаний и поведенческих шаблонов. Но в то же время она – часть мира, который меняется всё более стремительно. Поэтому и школа мало-помалу обновляется, меняет форматы работы, задаёт новые принципы отношений.

Немалую роль в недавних «тектонических» сдвигах системы образования сыграл вынужденный дистант. Мы, конечно, понимаем, что каждый продвинулся по-своему, кто-то – серьёзно, радикально и уже готов гибко использовать цифровые ресурсы, а кто-то едва освоил лекционный формат в Zoom или отправку заданий в WhatsApp. Но всё равно произошли ключевые перемены, тем более, что смешанное обучение сегодня входит в школьную жизнь как постоянная опция. И кто не справится, тот выпадет из обоймы – конечно, не сразу, но тенденция очевидна.

На мой взгляд, школа будет дрейфовать от социальной роли «камеры хранения» и «элеватора знаний» к позиции открытой коммуникативно-информационной площадки. Останутся задачи социализации, сопровождения взросления, востребованы будут навыки поиска и обработки информации и по-прежнему важен багаж общих знаний и представлений. Но формироваться он будет уже по-другому. Соответственно, и учитель из носителя и транслятора истины превратится в модератора либо фасилитатора, иногда – в коуча и тренера, тьютора, игротехника или консультанта. Вовсе необязательно сочетать эти роли в одном лице, но все они должны быть представлены в современной педагогической команде.

 Дуйшон Шаматов:

Я согласен с этой фразой “мир никогда не будет прежним” и «школа не будет прежней», но, с другой стороны, нам надо принимать меры к тому, чтобы творчески подходить к решению проблем. Занимать наблюдательную позицию не совсем верный подход. Изменения в работе школы, педагогов, конечно, будут происходить. Я оптимист, и вижу, что хоть и трудно будет в ближайшее время, но когда мы все переживем, все будет направлено по качественное образование. Общество родителей по-другому стало относиться к педагогам, ценить их труд, это может быть поводом укрепить статус педагога. Учителя будут больше работать над собой и качественно относиться к работе, обучать учеников не в режиме «зубрежки», а готовыми к разным ситуациям в обществе.

 

Вопрос 2.  Любая ситуация, даже самая сложная, позволяет извлечь определенные уроки. Какие важные уроки Вы извлекли  из этой ситуации?

Алексей Голубицкий:

Самый большой урок, который удалось извлечь мне, коллективу, нашей команде – это то, что те гипотезы, которые мы выдвигали ранее имеют подтверждение и мы движемся верно. Мы верили в то, что все живое растет снизу. Мы всячески поддерживали инициативу школьников, академическую свободу учителей. И в критический момент, когда никто не знал, как действовать – мы смогли вместе сделать новую образовательную модель в новых условиях. Мы получили хороший отклик учителей и договорились между собой как мы будем жить в новых условиях Профессиональное самообучающее сообщество поддерживало друг друга и методически и психологически. Это позволило нам в изменяющейся ситуации быть уверенными, тонко чувствовать изменения и реагировать на любые вызовы. Мы были спокойны и готовы к любым потрясениям.  Главный урок, который мы извлекли – это продолжение ставки не на вертикальное управление, а на поддержание внутришкольных доверительных отношений, академической свободы учителя.

Второй урок таков:  если раньше была иллюзия, что мы без родителей что-то можем, то теперь необходимо мы уверены в том, что необходимо обсуждать, договариваться с людьми, приходить к каким-то иным ранее непривычным отношениям, в которых родители имеют важную роль в образовательной политике школы. Мы получали постоянно обратную связь от родителей и корректировали свою модель.

Алексей Бабицкий:

Главный урок, или открытие, – в том, что люди стали охотно сотрудничать и помогать друг другу, передовые школы сразу стали обучать коллег, обмениваться полезными практиками. Наша гимназия в этом плане очень много сделала: с марта по август мы провели более 50 вебинаров по цифровым технологиям, мотивации, поддержке сообщества, взаимодействию на дистанте. Внутри коллектива также постоянно шло обучение; родителям предлагались онлайн беседы и консультации. 

В общем, главный капитал года – это чувство локтя, ощущение профессиональной солидарности.

Второй урок подтвердил правоту тех, кто уже много лет постепенно осваивал цифровые ресурсы, тестировал платформы и сервисы – сегодня эти педагоги, эти коллективы стали лидерами изменений. Не всеми подобные новации воспринимались благожелательно, многие учителя ещё год назад не понимали смысла хотя бы частичного перехода на «цифру».

Мы в «Корифее» уже 7 лет назад взялись за трансформацию традиционного урока, постоянно двигались в этом направлении, освоили Google Classroom и в итоге оказались готовыми к вынужденному дистанту.

Третий урок: следует целенаправленно работать над тем, чтобы коллектив был живым и мотивированным, умел гибко реагировать на изменение ситуации. Педагоги сами должны быть готовы учиться, меняться, сотрудничать принимать нестандартные решения. Привычка работать со сложными и неожиданными задачами обеспечивает устойчивость в кризисные моменты.

 Мария Калужская:

Для меня период дистанта оказался очень продуктивным. Во-первых, я освоила новые цифровые инструменты – и сейчас с огромным удовольствием работаю в системе GoogleClassroom (раньше только поверхностно знакомилась), на досках Miro и Padlet. Даже устроила мастер-класс по организации коллективной творческой работы в Miro. Во-вторых, с самого начала изоляции я активно делилась с коллегами (из России и не только) различными методиками, публиковала лайфхаки для работы на дистанте, повышала мотивацию и боевой дух педагогов. Даже коуч-сессии и тренинги проводила через Zoom. Всего провела более 25 вебинаров, не считая выступлений на конференциях, – и сделала важное открытие: эмоциональную отдачу можно получать и по сети. Удачное онлайн занятие так же заряжает энергией, как и очная встреча! Так что получила массу позитива за весну и начало лета.

Главный урок можно сформулировать так: используй все возможности ситуации для своего развития и поддержки тех, кто в ней нуждается. Ограничения не так фатальны, минусы можно (хотя бы частично) превратить в плюсы. Мы сами убедились, сколько плюсов есть у дистанта. И научились ценить живые человеческие контакты.

Дуйшон Шаматов:

Любая ситуация, даже самая сложная, позволяет извлечь уроки. Были моменты опасений, переживаний, и, к сожалению, общество потеряло многих специалистов, родных и близких. Эта ситуация позволила провести рефлексию по необдуманным, расточительным средствам на проведение пышных мероприятий. Люди стали извлекать из этого уроки, больше внимания стали уделять природе. Для образования важные уроки заключались в важности работы учителя, общении учителя и ученика, учеников и учеников, социального аспекта. Стали больше ценить общение.

 

Вопрос 3. Можем ли мы сказать о том, что дистанционное обучение нанесло или нанесет ущерб какому-либо из аспектов образования: обучению или воспитанию?

Алексей Голубицкий:

Абсолютно уверен, что наш коллектив, наша школа вышла из ситуации крепче, мы сумели выстроить отношения с нашими родителями, с учениками, смогли договориться с учителями, поэтому никакого ущерба не было нанесено ни обучению, ни воспитанию. К сожалению, нельзя так сказать о других школах, в которых по каким-то причинам не состоялся диалог, где задавались огромные домашние задания, в жесткой манере требовалось их выполнение, где не вовлекли в систему проектирования нового образования родителей. Там потери существенные, и главная потеря – доверие, когда в трудную минуту учитель не имел возможности или желания оказать поддержку семье.

У каждой школы был свой выбор: бросить все силы на создание новой системы обучения или попытаться переждать, пересидеть. В этом случае, как говорил У. Черчилль «Если между позором и войной вы выбираете позор, то вы получите и позор и войну» В пережитой нами ситуации был жесткий выбор, и я уверен, что многие коллеги смогли прочувствовать этот момент, разобраться в новой системе работы и от души  вложиться в поддержку семей учеников.

Алексей Бабицкий:

Любые заметные изменения, новые витки развития наносят ущерб каким-то устоявшимся системам. Ещё Платон жаловался на эпоху письменности, потому что из-за неё слабеет память и утрачиваются навыки красноречия. Изобретение книгопечатания ещё больше ослабило память и испортило людям зрение…

Что касается интернет-технологий, то они вообще делают долговременную (культурную) память практически ненужной: всё знает Гугл, всё найдётся в Яндексе… Зато появляются другие преимущества, сейчас трудно предсказать, каким будет человечество через пару сотен лет. Ясно, что если мы хотим сохранить навыки «живого» счёта и письма, беглость речи, объём памяти, то уже сегодня нужно включать в обучение больше заучивания наизусть, декламации, устного счёта и пр. И формировать эмоциональный интеллект, чтобы не уподобиться роботам. 

 Мария Калужская:

Само по себе дистанционное образование – это просто формат, набор инструментов. Оно наносит вред лишь в том случае, когда искажает самую суть обучения и воспитания, занимается профанацией и не содержит в себе живых человеческих отношений. Если учитель просто скидывает в WhatsApp набор параграфов для изучения и список заданий, а потом получает и проверяет работы, не контактируя с детьми, – то да, это наносит ущерб обеим сторонам, ибо лишь «выматывает» детей и взрослых, лишает их деятельность смысла. А если школа переносит разнообразную образовательную среду в сеть, организуя взаимодействие (благо механизмов хоть отбавляй!), проектную и творческую деятельность, обеспечивая личные контакты каждый день и формируя ответственность за свои результаты – то вот вам и продуктивное обучение, и воспитание «в одном флаконе».

Только не надо искать виноватых – тех, кто пока не справился и действовал по первой схеме. Случился форс-мажор (мы же не сокрушаемся по поводу потери качества образования в странах, переживших войны либо стихийные бедствия), система отреагировала на него и обеспечила непрерывный учебный процесс. Это уже хорошо.

Резкий скачок в полноценный дистант у всех сразу не получился, и это нормально. Педагоги всего мира и так работали на пределе сил и в меру возможностей. Теперь надо аккумулировать опыт лучших, превращать его в алгоритмы общего движения вперёд – и учиться, проходить шаг за шагом.

Дуйшон Шаматов:

Да это факт, что ущерб нанесен. Многие недовольны дистанционным обучением, но надо задуматься, что это просто инструмент, и если бы был лучше инструмент, то мы его использовали бы. Однозначно дистанционное обучение не заменит реальное обучение, но с другой стороны есть очень хорошие механизмы, инструменты онлайн обучения, почему бы их не использовать? Трудновато реализовывать аспекты воспитания, но, на мой взгляд,  это также возможно.

 

Вопрос 4. Как известно, в образовательной деятельности есть 3 субъекта образовательного процесса: Ребенок – Учитель – Родитель. Как на Ваш взгляд, меняется конфигурация системы отношений между этими субъектами?

Алексей Голубицкий:

Могу с уверенностью сказать, что отношения между субъектами изменилась, возросла роль самостоятельного ученика и практика сдачи ЕГЭ в конце выпускного класса показала, что те ребята, в которых была заложена родителями и учителями учебная самостоятельность, пришли к невероятным результатам. У нас есть примеры такого успеха. Если раньше у кого-то была иллюзия, что учитель является единственным источником знаний, то в условиях дистанта стало очевидным, что учитель не является безальтернативным ресурсом для ученика. Для того, чтобы обеспечить эффективную подготовку, мы, педагоги, должны и сами научиться опираться на другие ресурсы, кроме самих себя, и научить этому учеников. И, конечно, возросла роль родителей, у которых всегда была, прежде всего, роль психологической поддержки детей и теперь мы будем опираться на них более активно и в будущем.

Соотношение ролей сместилось, и роль школы в каких-то вопросах стала меньше, она трансформировалась, возросла роль и влияние учеников и родителей. В то же время в тех школах, где выстроились продуктивные отношения с родителями, они стали с большим уважением, с любовью относиться к учителям и школе. В обратной связи родители говорят о том, что они больше и лучше стали понимать учителей и с большим уважением к ним относиться.

Алексей Бабицкий:

Для полноты картины не хватает ещё одного субъекта – выпускника; мы его почему-то забываем. А если поддерживать связь с выпускниками и привлекать их к жизни школьного сообщества, то они могут существенно повлиять на весь «расклад». 

Я считаю, что постепенно изменится пропорция прав и ответственности – в сторону ученика, поскольку общий  доступ к информации и развитые технические навыки позволят детям на равных со взрослыми участвовать в образовательных отношениях.

Учителю дистанционное обучение позволяет выстроить экологичные отношения с родителями, защитив себя от мелочных придирок и лишних вопросов. Тот самый случай, когда дистанция продуктивна.

Вообще, лично я вижу в дистанте много плюсов. Шире пространство выбора, больше ресурсов можно привлечь, меньше ограничений, гораздо меньше контроля и напрасной траты времени. В этом смысле пандемия дала школам всего мира шанс стать лучше и сделать ещё один шаг навстречу будущему.

 Мария Калужская:

Безусловно, конфигурация меняется в сторону формирования партнёрских сообществ. Учитель перестаёт быть непререкаемым авторитетом, родитель – однозначным примером, а ребёнок – объектом воспитательного воздействия «сверху вниз». Перед нами три субъекта горизонтальных взаимоотношений, следовательно, они должны учиться сотрудничать и договариваться, искать общие интересы и работать на согласованный результат. Поэтому так важны становятся беседы о ценностях и жизненных целях, на первый план выходит культура осознанного выбора.

Пока описанные взаимоотношения (осознанное партнёрство) – задача будущего, но работать в этом направлении надо уже сегодня, превращая родителей в единомышленников и занимаясь их просвещением, развивая кадры, предоставляя ученикам и педагогам право выбирать образовательные маршруты и свободно проектировать собственную жизнь.

Дуйшон Шаматов:

Это очень важный вопрос. Родители стали больше осознавать то, что происходит с их детьми, как именно они учатся, ведь раньше они отправляли детей в школу, предоставляя их заботе учителей, не задумываясь как именно идут процессы, раньше не было столь общения родителей и детей в вопросах учения.  Сейчас родители больше осведомлены об обучении детей, они стали ближе к образовательному процессу, чем это было раньше. Например, мои дети обучаясь в частной школе, домашнюю работу выполняли в школе и роль родителей в этом случае была, конечно, минимальна. В настоящее время школа стала работать с родителями тесно, формируются партнерские отношения с родителями, направленные на пользу ученикам.

Над этим еще много надо работать. На родителей надо смотреть как на партнеров, а не на оппонентов. Очень важна роль родителей в поддержке детей в выполнении домашней работы и во всех других аспектах сложного учебного пути.

Лариса Обыдёнкина
Директор филиала ЦПМ в г. Уральске

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий