Как в Baitursynov University развивают инклюзивное образование

Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова одним из первых в республике создал Центр инклюзивного образования в 2001 году. За 19 лет работы Центра, и созданного на его основе общественного объединения «Доступное образование для студентов-инвалидов», к проекту присоединились все вузы и колледжи не только Костанайской, но и Акмолинской области, передает пресс-служба КРУ им. А. Байтурсынова.

Более 400 студентов с ограниченными возможностями здоровья получили высшее или среднее специальное профессиональное образование. Среди выпускников университета есть магистр, кандидаты наук, докторант, параолимпийские чемпионы Европы и мира. Сегодня в вузе по 16 образовательным программам обучается 20 студентов, 9  из которых обучаются на гранте и  1  – на гранте ректора.

Для КРУ им. А. Байтурсынова  инклюзия  – приоритетное направление деятельности вуза. Решением ученого Совета университета уже внесены  изменения в квалификационные требования преподавательской работы. Инклюзивная компетентность – один из навыков, которые необходимы при работе со студентами ограниченными возможностями по здоровью.

Для студентов-инвалидов, которые по медицинским показаниям не могут выезжать в университет, в индивидуальном порядке разработан академический календарь, а весь процесс обучения для таких студентов проходит дистанционно в системе Moodle.

С ноября 2019 года на постоянной основе в рамках реализации проекта проекта Эрасмус+ «Развитие услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья»  организовано обучение преподавателей ВУЗа по вопросам инклюзии, параллельно проходит обучение волонтеров. С нынешнего учебного года за каждым таким студентом закреплен тьютор, который обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ и сопровождает обучающихся в процессе всего учебного периода.

Накопленный опыт в сфере инклюзивного образования позволяет университету ставить более масштабные задачи. Речь идет об открытии Ресурсного центра по профессиональному образованию,  который станет площадкой в реализации  принципов инклюзии в учебном процессе и создания безбарьерной атмосферы студентам с особыми образовательными потребностями для ссузов и вузов северного региона Казахстана. Это стало возможным сейчас, после слияния педуниверситета и госуниверситета, в региональном университете появилась кафедра дефектологии.

Для реализации принципов инклюзивного образования необходимо внедрение стандартов по созданию во всех университетах страны универсального дизайна и разумного приспособления. Также прорабатывается идея в рамках Ресурсного центра о создании лаборатории технических средств для обучения студентов с любыми ограничениями. В связи с этим, одной из самых сложных вопросов в реализации инклюзивного образования является проблема финансирования проекта, так как обучение инвалидов, создание им соответствующих условий – дорогостоящий процесс. Именно поэтому перспективы полноценной реализации Программы университет  связывает  с развитием партнерства с местными исполнительными органами, общественными объединениями, представителями бизнес-структур, которые уже оказывают помощь инвалидам  в вопросах оплаты за учебу.

Надо отметить, что опыт широкого партнерства нашего университета в решении данного вопроса  в вузе  тоже есть: реализовано 4 проекта по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Большая работа по привлечению общественности для решения проблем инклюзивного образования ведется кафедрой психологии и педагогики в частности, в рамках международного проекта Эрасмус+ «Развитие услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья», в рамках которого прошел обучающий семинар для преподавателей, основной целью которого  является содействие и развитие доступности высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание было обращено на формирование инклюзивной культуры в обществе. 

Целью всех стратегий социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для их обучения наравне с другими студентами. Такие условия будут благотворно влиять на учебный процесс в целом и способствовать реализации права на высшее образование, которое является мощным средством социальной защиты человека с ограниченными возможностями здоровья, повышения его социального статуса, профессионального и личностного роста и гражданской активности.

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий