МОН: Зарплата преподавателей вузов увеличивается

Тема увеличения заработной платы преподавателей вузов стала центральной на прошедшем аппаратном совещании МОН. Ректоры вузов в ходе онлайн-подключения подробно поведали, насколько они повысили зарплату своим работникам. Выслушав их, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов отметил, что увеличение оклада и улучшение материального положения педагогов в сфере высшего образования должно быть продолжено.

Насколько увеличилась?

Полную картину, насколько увеличилась зарплата преподавателей вузов в разрезе регионов, статуса вузов, квалификаций и должностей педагогов, представил директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Адлет Тойбаев.

По его словам, в этом году в национальных вузах заработная плата профессоров в среднем по стране была увеличена на 29% и достигла 272 тыс. тенге. В государственных университетах рост произошел на 19% и составил 248 тыс. тенге. У доцентов в национальных вузах зарплата повысилась на 31%, в государственных вузах – на 11%. У старших преподавателей в национальных вузах – на 32%, в государственных – на 18% и достигла 116 тыс. тенге.

Такое повышение зарплат, как объяснил Адлет Тойбаев, стало возможным благодаря повышению размера государственного образовательного заказа.

– По сравнению с 2019 годом в этом году для национальных вузов государственный образовательный грант вырос с 635 тысяч до 1 млн 82 тыс. тенге. По педагогическим направлениям в государственных вузах – с 443 тысяч до 901 тысячи тенге. Этот повышенный госзаказ уже получают в вузах с 1 сентября. У преподавателей государственных вузов зарплата была повышена с 98 тысяч тенге в среднем по республике до 116 тысяч. У доцентов – со 175 до 193 тысяч, у профессоров – с 209 тысяч до 248 тысяч тенге. В национальных вузах процент повышения зарплат еще выше, – отметил директор департамента.

Для пущей наглядности Адлет Тойбаев привел примеры, насколько больше стали получать педагоги вузов.

– К примеру, если в 2018 году в КазНПУ им. Абая зарплата профессора была 136 тысяч тенге, то в 2020 году она поднялась до 306 тысяч. В Женском педагогическом университете зарплата преподавателей была 72 тысячи тенге, сейчас 149 тысяч тенге. В ЕНУ им. Гумилева зарплата профессора была 186 тысяч тенге, на данный момент – 386 тысяч тенге. В университете им. Жубанова в 2018 году профессор получал 185 тысяч тенге, в 2020 году – 334 тысячи. В университете им. Аманжолова преподаватель получал 85 тысяч, сейчас – 128 тысяч, – привел данные А.Тойбаев.

МОН даже составило рейтинг вузов с высокими и низкими зарплатами педагогов без ученой степени. Так, лидерами рейтинга являются ЕНУ им. Л.Гумилева – 230 370 тенге, Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати – 178 890, далее идут Карагандинский технический университет – 163 000, Рудненский индустриальный институт – 172 872, Кокшетауский университет имени Ш.Уалиханова – 159 168 тенге. Меньше всего преподаватели получают в западном регионе: Атырауский государственный университет имени Х.Досмухамедова – 105 000, Атырауский университет нефти и газа – 100 873 тенге.

Говорят ректоры

После доклада директора профильного департамента МОН слово взяли ректоры вузов. Ректор ЕНУ Ерлан Сыдыков отметил, что университет ежегодно повышает оплату труда профессорско-преподавательскому составу.

– В сентябре 2019 года повысили зарплату преподавателям на 70 процентов. До этого мы каждый год повышали сумму на 10 процентов. В этом году с 1 сентября подняли оплату труда преподавателям на 20 процентов. Если по республике средняя зарплата преподавателя составляет 211 226 тенге, то у нас эта цифра более 302 тысяч тенге, то есть выше более чем на 43 процента. Самую высокую заработную плату получает преподаватель-исследователь – до 600 тысяч тенге. Это сильные ученые, у которых есть научные школы. Профессор получает более 386 тысяч тенге. Также при формировании оклада учитывается KPI преподавателя. В целом зарплатный фонд занимает около 70 процентов бюджета (университета – прим. ред.). И в дальнейшем мы будем повышать зарплату нашим преподавателям, – отметил Ерлан Сыдыков.

От ЕНУ не отстает и Карагандинский университет имени Е.А. Букетова. Ректор Нурлан Дулатбеков отметил, что вуз поднял зарплату преподавателям на 30 процентов.

– Если в 2018 году они получали 65 тысяч, в прошлом году – 92 тысячи, в этом году – 142 тысячи тенге. Старший преподаватель в 2018 году получал 74 тысячи, сейчас – 181 тысячу тенге. Зарплата у доцента выросла от 137 до 236 тысяч, у профессора от 186 до 305 тысяч тенге, – привел данные Нурлан Дулатбеков.

Оклад преподавателям увеличивает и Павлодарский университет им. С.Торайгырова. Ректор Мейрам Бегентаев отметил, что с сентября повысилась зарплата профессорско-преподавательского состава.

– Средняя зарплата преподавателя составляет 223 тысячи тенге, что на 118 тысяч выше, чем в прошлом году. По должностям: у преподавателя раньше было 117 тысяч, стала 141 тысяча тенге, у старшего преподавателя было 155 тысяч, стало 180 тысяч. Доцент получает 259 тысяч, профессор – 299 тысяч тенге. Финансовая и академическая самостоятельность позволила вузу самому распределять доходы и за счет экономии повысить зарплату преподавателям, – отметил Мейрам Бегентаев.

Выслушав доклады, министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов отметил, что от улучшения материального положения педагогов зависит качество высшего образования в стране.

– Учителям школ еще в январе текущего года повысили заработную плату на 25%. В следующем году в январе повысят еще на 25%. Но если мы говорим о высшей школе, то тут тоже нужны такие изменения. Поэтому была поставлена задача, данное поручение подкреплено финансово. Одновременно мы увеличили стоимость гранта больше чем в два раза. Есть управленческая и академическая самостоятельность. Вузы должны сами решать. Но в данном случае мы не выходим за пределы своих полномочий. Мы эту задачу, как единственный акционер, ставим перед подведомственными организациями образования. Есть много изменений в высшем образовании, но для того чтобы повысить качество, важным является повышение заработной платы, снижение отчетности и бюрократии. Недавно мы рассматривали этот вопрос, и был принят ряд мер. Мы еще будем рассматривать снижение нагрузки преподавателей. И, конечно, вопросы обновления образовательных программ, материально-технической базы, – заключил Асхат Аймагамбетов.

Из районов в области

Следующим важным вопросом аппаратного совещания было обсуждение перехода функций отделов образования городов и районов на областной уровень. О текущей работе в этом направлении рассказала вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.

– По поручению Главы государства в 2019 году МОН были приняты нормативные институциональные и организационные меры по повышению эффективности взаимодействия. И уже с начала следующего года управление финансированием отделов образования городов и районов переходит на областной уровень, – сказала Бибигуль Асылова.

По ее словам, данные меры существенно изменят отношение местных исполнительных органов областного уровня к проблемным вопросам организации образования на местах.

– Это школы и детсады, кружки и секции, вопросы питания и всеобуча на местах. С учетом централизации на областной уровень перед акиматами областей ставится задача по обеспечению сбалансированного и адресного финансирования всех организаций образования, вне зависимости от места расположения. Министерство, выстраивая тесные взаимоотношения с управлениями образования, сможет более эффективно принимать свои решения и оказывать методическую помощь каждой школе или детсаду страны. В связи с данными изменениями меняется и процедура назначения руководителей отделов образования, теперь их будут назначать не акимы, а руководители областных управлений образования, – пояснила вице-министр.

По ее словам, в министерстве уже завершается работа по нормативному регулированию данного вопроса на уровне приказов и законных актов. Асхат Аймагамбетов отметил, что централизация функций образования на уровне области благоприятно скажется на принятии решений на местах.

– Если мы до этого говорили, что на региональном уровне было более 220 центров принятия решений касательно школ и детсадов, теперь их будет 17. Будет централизация бюджетов на уровне области, и самая главная задача – это повышение качества знаний. Будут решаться вопросы управления в системе образования, материально-технического обеспечения и многие другие проблемы. Многие нормативно-правовые акты были приняты, необходимо их теперь правильно реализовывать, – заключил министр.

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий