Кибербуллинг: как оградить детей от виртуального насилия?

Когда все казахстанские школьники массово перешли на дистанционное обучение, сели за компьютеры, они стали уязвимы перед новым явлением – кибербуллингом. За этим виртуальным термином скрывается вполне реальная угроза – агрессия, запугивание, травля, унижение достоинства ребенка через интернет. Зачастую систематические нападки могут привести к подавленности, депрессии и даже суициду школьника.

Каждый пятый ребенок – жертва

Проблема кибербуллинга настолько проникла и затронула интересы каждой семьи, что ее коснулся в своем послании Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Он поручил принять закон по защите граждан и детей от интернет-травли.

Председатель правления международной организации «Expo& Women» Лязят Аскарова (на фото), бывший педагог, много лет изучает проблему межличностных отношений школьников и педагогов. Как она сообщила на экспертной конференции в СЦК, каждый пятый подросток становится жертвой или участником кибербуллинга (!).

Тревожная тенденция набирает обороты. Так, в маленьком городе Арысь арестовали человека, который создал в Telegram-канале группу и склонял детей к суицидальному поведению. Появились такие игры на казахском языке, как «50 шагов до рая». Это аналог смертоносной игры «Синий кит» или «Тихий дом», когда некий администратор поручает ребенку выполнить задания и получить «приз», но в итоге юный игрок, ведомый взрослым, вредит себе и окружающим.

Но кибербуллерами выступают не только взрослые, но и сами дети. Эксперт связывает это со вседозволенностью и безнаказанностью в интернете. По ее словам, буллинг начинается в семье, когда родитель ругает и обижает свое чадо. Затем ребенок, наполненный обидой, выливает семейную агрессию в онлайн-среду, например, на одноклассников.

– Мы вдруг почувствовали, что нам все можно. Мы исказили понятие права, начали думать, что вправе говорить, что хотим, оскорблять, обижать младшего, того, кто меньше тебя зарабатывает, хуже учится, если у него сотовый телефон не такой крутой, – сказала она.

Кибербуллинг может быть более вредным, чем обычные формы буллинга, считает руководитель ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана» Шавкат Сабиров (на фото), так как позволяет вторгнуться, пусть и виртуально, в дом и личное пространство жертвы. По словам эксперта, обычно все начинается с безобидных шуток, когда дети пытаются поддевать друг друга, постепенно приколы переходят в травлю, шантаж или угрозу по отношению к детям.

В «Интернет-ассоциации Казахстана» действует ресурс safekaznet.kz и горячая линия по противодействию противоправному контенту. Как сообщил Шавкат Сабиров, с 2011 по 2019 годы к ним поступило более 19 тысяч сообщений о кибербуллинге. Учитывая, что немногие решаются рассказать о своей проблеме в «горячую линию» (да многие и не знают, куда обращаться), реальная статистика жертв кибербуллинга может быть намного выше.

Дети зависимы от гаджетов

Интересное исследование провел управляющий директор Kaspersky Lab в Казахстане, Центральной Азии и Монголии Евгений Питолин (на фото). Проведя опрос и наблюдение за детьми, он выяснил, что 95% старшеклассников имеют свои страницы в соцсетях.

– Дети выкладывают в сеть гораздо больше информации о себе, чем нужно. Больше половины школьников на своих страницах в соцсетях выставляют данные о себе: где живут, учатся, о своих интересах, где они бывают, – отметил Евгений Питолин.

По его словам, более половины из опрошенных детей получают приглашения «дружить» в сети от незнакомых людей. И больше трети детей встречаются с такими «френдами» из соцсетей.

Эксперт отмечает, что проблема кроется в том, что большинство казахстанских детей с головой уходят в соцсети. По его данным, 80-85% детей зависимы от смартфона и планшета. При этом 35% родителей не контролируют время, которое ребенок проводит с гаджетом.

По словам Шавката Сабирова, тяжело контролировать материал, опубликованный в интернете. Скорость распространения наносящих вред психике ребенка сообщений или изображений чрезвычайно высока. Зачастую дети не рассказывают, скрывают, какие сообщения они получают. А вычислить под неизвестным ником реального человека и доказать, что он нанес вред ребенку, занимает много времени, требует экспертизы с привлечением специалистов и оборудования. Квалифицированных спецов в области кибербуллинга в стране нужно еще и поискать.

В свою очередь эксперт ООН по правам человека Халида Ажигулова отмечает, что за кибербуллинг нет реальной уголовной ответственности. По ее словам, кибербуллинг включает много видов преступлений: шантаж, угрозы, оскорбление, клевета, доведение до самоубийства. По каждому предусмотрена ответственность по административному и уголовному кодексам. Но, по мнению эксперта, нужно усилить правоприменительную практику именно по кибербуллингу.

– За оскорбление есть уголовная статья. Пострадавший человек имеет право обратиться в суд. Но выиграть он сможет, если знает обидчика из социальных сетей. Но очень часто оскорбление, троллинг совершаются с аккаунтов вымышленных людей. Чтобы узнать, с какого IP-адреса это отправлено, понадобится поддержка полиции, следствия. Но мы никогда не слышим в сводках полиции, сколько было зарегистрировано киберпреступлений и сколько раскрыто. Это показывает, что мы уязвимы в борьбе с киберпреступностью, – с сожалением отметила эксперт.

«Щит» против кибербуллеров

Если кибербуллер зачастую действует, скрываясь за завесой интернета, есть ли действенные механизмы противостоять ему? Председатель «Expo&Women» Лязят Аскарова видит выход в том, чтобы не публиковать в интернете изображения своих детей и персональной информации.

– Вы детьми умиляетесь, а кто-то этим может воспользоваться, сохранить в свой архив и через много лет эту фотографию или ситуацию превратить в орудие травли. Еще нужно разработать опросник для родителей. Ведь многие даже не знают, как с ребенком разговаривать, какие вопросы задавать, боимся, что ребенок ответит «не ваше дело». Важно нам самим разобраться в этой ситуации. Нужна психологическая помощь и поддержка друг друга, – отметила общественник.

Как считает Шавкат Сабиров, анонимность кибербуллинга и безликая природа интернета может вовлечь ребенка в деятельность, где он, сам того не понимая, может стать жертвой, нарушителем или соучастником. Он твердо уверен, что родителям необходимо контролировать посещение интернета своими детьми. Взрослые должны объяснить ребенку, что это нормально блокировать «друзей» или не посещать подозрительный сайт.

Евгений Питолин предлагает использовать существующие технологии и усилить взаимодействие госорганов, родителей и педагогов.

– Есть специальные программы, которые позволяют контролировать, что происходит, где-то ограничивать или замерять время просмотра. Но сеть должна быть использована как технология не контроля, а хорошей пропаганды. Государство должно онлайн и офлайн запустить программу пропаганды, что дети – самая главная ценность и их нельзя пускать одних в цифровое пространство, – считает эксперт.

Управляющий директор Kaspersky Lab в Казахстане также высказал интересное предложение в части подготовки специалистов – создать неких киберполицейских.

– В западных странах киберполиция формируется в первую очередь из специалистов по кибербезопасности и IТ, которые хотят быть сотрудниками правоохранительных органов. У нас же, мне кажется, ситуация несколько иная. Классическим полицейским навешивают задачи по расследованию киберпреступлений. Конечно, происходит когнитивный диссонанс между мотивацией, знаниями и возможностями. Поэтому важная задача для государства, как для министерства внутренних дел, так и для цифрового ведомства, Комитета национальной безопасности, министерства образования – создание, воспитание целого пласта таких ответственных граждан, одновременно осведомленных специалистов по кибербезопасности, которые могли бы достойно работать в правоохранительных органах и расследовать такие преступления, – считает специалист.

Эксперт ООН по правам человека Халида Ажигулова рассказала об антибуллинговых инструментах для школ, которые она разработала как ученый-юрист. Данные инструменты содержат подробный алгоритм того, как идентифицировать, пресекать буллинг, реагировать на него и проводить профилактику, и основаны на самом прогрессивном опыте Великобритании, США и правозащитных организаций России.

– В Великобритании, когда ученик идет в школу, каждый родитель получает памятку по борьбе с буллингом. В ней акцент делается на ответственности и родителей, и самих учеников. Например, если дети будут замечены в совершении буллинга и если факт будет доказан, то его занесут в личное дело ребенка в электронной форме. А ведь это дело сохраняется на протяжении всей школьной жизни ученика, – отметила Халида Ажигулова.

Все эксперты сошлись во мнении, что необходимо ужесточить законы и четко прописать ответственность за кибербуллинг. И необходимо проводить информационно-разъяснительную работу с родителями, детьми и педагогами, чтобы предотвратить вход виртуального насильника на компьютер вашего ребенка.

Асет СЫЗДЫКОВ,
фото из открытых источников интернета

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий