Украсть «финское чудо»: почему скандинавские школьники не боятся ошибиться и рассердить учителя
За последние годы финские школы стали феноменом, который изучают на международном уровне. Глубинная реформа системы образования позволила многократно повысить уровень школьников и говорить о «финском образовательном чуде». Руководитель и сооснователь лектория «Прямая речь» Татьяна Булыгина рассказывает, в чем секрет уникального педагогического подхода, передает forbes.ru.
У американского документалиста Майкла Мура есть довольно ироничный фильм «Куда бы еще вторгнуться?». Режиссер положил в чемодан американский флаг и отправился «захватывать» Европу с тем, чтобы «украсть и вывезти в США» самые гениальные идеи.
У американского документалиста Майкла Мура есть довольно ироничный фильм «Куда бы еще вторгнуться?». Режиссер положил в чемодан американский флаг и отправился «захватывать» Европу с тем, чтобы «украсть и вывезти в США» самые гениальные идеи.
Если математик по какой-то причине повел детей в ботанический сад — значит так было нужно. Если учитель русского решил, что диктант нужно писать в картинной галерее, значит ему виднее.
- умение мыслить;
- понимание культуры;
- построение устойчивого будущего;
- ИТ-компетенции;
- предпринимательство;
- мультиграмотность;
- забота о себе и окружающих, безопасность;
Методика основана на том, что детям дают задачи, которые имеют реальную связь с жизнью. Например, изучая море, они делают его реальную модель, разбирают химический состав, знакомятся с морскими обитателями, экологией, учатся очищать от загрязнений, размечать территориальные воды и прогнозировать будущее. Во-первых, чтобы проделать такую работу, нужна помощь педагогов по разным предметам. Но это не проблема, а лишь мотивация развивать навыки коммуникации, привлекать к проекту экспертов и учеников старших классов.
Дети должны сами задуматься, попробовать разное. Да, и они имеют право ошибаться! Учитель не говорит: «Не делай так, это неправильно». Иначе страх ошибки заблокирует способность мозга к обучению. У финских школьников нет стресса от того, что они сейчас опозорятся, рассердят учителя, сделают глупость. Потому что как раз «делая глупости», можно найти нестандартное решение. Это то смелое качество, которого нам так не хватает во взрослой жизни.
Часто на уроках финские педагоги задействуют конструкторы типа Lego Technic, из которых дети собирают модели всего на свете. Технологии и гаджеты используют на разных уроках. В последнее время стали популярны AR-программы, которые развивают эмоциональный интеллект, учат понимать чувства окружающих.
Мы часто думаем про детей так: их жизнь начнется потом, все, что они сейчас делают, должно как-то отложиться в голове и пригодиться во взрослой жизни. Возможно, так и есть, но нельзя забывать, что детство — это здесь и сейчас. Детство — это и есть самая настоящая жизнь, возможно, лучшая ее часть. В первых строках устава любой школы (независимо от страны) должно быть сформулировано, что главная цель всего этого — счастье ребенка. И, как мы видим на примере финнов, не надо бояться, что это ухудшит успеваемость.