Дорога к Храму знаний: социокультурный идеариум евразийцев
При всех спорах о приоритетных направлениях в науке и образовании ХХ1 века одним из основных показателей становится принцип взаимодействия названных сфер как основных индикаторов национальной культуры.
В этой связи практическим началом формирования вузовской учебно-исследовательской среды могут быть различные проекты, которые актуальны на всех этапах обучения бакалавров, начиная уже с первого курса.
Поисковые задания, обеспечивающие трансфер знаний между дисциплинами «профессиональный русский язык», другими предметами гуманитарного цикла и информатикой – таким был повышенный уровень самостоятельных работ группы студентов, выпускников-2020 казахского отделения экономического факультета ЕНУ имени Л.Н. Гумилева.
В этой группе уже в конце первого курса, не без влияния куратора Айгуль Мухамбетовны Бержановой сложилось некое содружество единомышленников. По-человечески нравственно отзывчивые и любознательные – во всем дойти до сути – онинаходились в постоянном поиске и учились, максимально реализуя свой потенциал, по крайней мере, на двух языках.
В определенном смысле формат СРОП по предмету «профессиональный русский язык» постепенно превратился в открытую площадку по обсуждению верификационных знаний, обретаемых по темам экономической науки, профессиональной этики экономиста, прогресса технологий и способности отвечать на вызовы времени, порой столь проблематичные.
Толкование и описание этики как науки и системы норм нравственного поведения человека вызвали немалый интерес и послужили достаточным основанием для постановки вопроса: что и как, прежде всего, влияет на формирование этики современного студента ЕНУ – будущего специалиста. Естественно, что важным началом начал стало представление о субкультуре всего университетского сообщества, в том числе –о воздействии егоместонахождения– кампуса. Но как одухотворить содержащуюся в нем более детальную информацию внешнего/видимого и сделать её внутренне со-природной философии вседневности евразийцев?
Так, далеко не риторический искус второкурсников вскоре преобразился в проект «Дорога к храму знаний: социокультурный идеариум евразийцев». Не станем лукавить: было выступление среди студентов некоторых творческих и естественно-научных специальностей, восприятие – индифферентное; была презентация в соответствующем отделе акимата города, восприятие – похвальба, но…«идите к своему ректору».
Между тем, работа моделирует целостное восприятие того социума, что зовется Память дома – улицы– мира. Это результат студенческих библиотравелогов и актуализация смысловых и общенациональных глубин, которые аккумулированы в окружающей всех действительности. Сопрягая прошлое и настоящее, духовное и материальное, эта действительность фактически отраженав названиях,которые моделируют как университетский кампус, так и вседневность жителей города.
Иными словами, по улицам М.Жумабаева или Ж.Жирентаева, К.Мунайтпасова или К.Сатпаева, А.Пушкина или А.Янушкевича пролегает ближайшая дорога многих, в том числе и гостей столицы. Она, эта дорога, ведет окрест или приводит непосредственно в Храм знаний/Алтынұя.
Проект – это пример студенческого способа претворения практики ежедневности в исторические знания о том, кто ичто в имени того или иного образа-топоса. Как понятия пространства ландшафтных и архитектурных сооружений, они присутствуют локально. Но их значения и ассоциативные связи в исповедании авторов проекта приглашаютосмыслить «зрительную» философию каждого локуса заново.Какие духовные коллизии хранятся в них?
Прежде всего, историко-биографические материалы:
О Магжане Жумабаеве, поэте Серебряного века, творчество которого выразило казахский культурный подъём эпохи 1920-х годов. Репрессированный, он отбывал срок в лагере особого назначения, по возвращении на родину – арестован вновь и расстрелян.
О воине-афганце Жанайдаре Жирентаеве, который, оберегая жизнь мирных горожан, получит смертельное ранение от рук хулигана в родном отечестве.
О богатыре Кажымукане Мунайтпасове, который по роду своих профессиональных занятий олицетворял на спортивных аренах мира не только физическую мощь степняка, но и духовно-нравственную.
Об ученом Каныше Сатпаеве, универсальные знания которого явили свет научно-исследовательских достижений и художественно-исторических открытий.
О поэте Александре Пушкине, историко-литературное наследие которого гениально отразило культуру русского Золотого века.
О польском ссыльном революционере Адольфе Янушкевиче, художественно-публицистический Дневник которого о казахской картине мира ныне активно внедрён в отечественную гуманитаристику. Их имена на карте столицы важны непросто сами по себе, но и как части общего духовно-интеллектуального поля. Такого поля, где через эстетику озвученных студентами стихов А.Пушкина («Памятник»), Абая («Татьянанын хаты»), М.Жумабаева («Люблю») заинтересованный человек возвращается к искусству слова;
Где через скверы с памятными знаками соотечественникам, погибшим в Афганистане, обуздавшим стихию в Чернобыле, и сквер с памятником Л.Н.Гумилеву, проведшим в сталинских лагерях почти 12 лет, он, человек, настроится на иное измерение бытия. Такое – чтобы не повторились роковые события;
Где через Свято-Успенский кафедральный собор, символ толерантности являющую университетскую набережную с памятником поэту, с сакральными объектами и через интеллектуально-этический «Разговор трёх книг» Евгения Евтушенко он, человек,выходит из сфер воинствующихв духовные;
Где в ландшафтно-антропогенном уюте площади, посвященной защитникам Родины, с ее неотъемлемой частью – монументом, что интерпретируют страницы книги профессора ЕНУ им. Л.Н.Гумилева М. К. Кусаинова «Тайны Синявинских болот и высот» и песня «Отан-Ана» в исполнении Батырхана Шукенова, он, человек, решит, что идеи (греч.образ, видимое, первообраз) в задумке студентов, глубоко этичны. Ибо приглашают жить, преодолевая в себе культуру бескультурья. И это – приглашение к диалогу в культуре культуры…
Кто же авторы-составители? Главные: Зарина Казбекова, Даулетбак Муятов, Абдул-Хасен Нурланулы. Их сподвижники: Акмарал Алиханова, Эльвира Кабаева, Айнур Альмахан, Айдос Токтарбаев, Жандос Габдолла, Айболат Кожахметов.
Ожидаемые результаты будут таковы: разработка пешеходной тематической экскурсии, подготовка гидов для организации ценностно-познавательных занятий под открытым небом; полиграфические издания, отражающие поисковые материалы (тексты подготовлены авторами на трех языках); установление оцифрованного постера «Дорога к храму знаний: социокультурный идеариум евразийцев» на остановках в ближайшем ареале ЕНУ им. Л.Н.Гумилева.
Проектирование и установка на каждой из улиц знаков мемориальной топонимики с лапидарной надписью о том, кто именем своим открывает ежедневные пути -дороги.
Создание на одном из корпусов alma-mater мурала, отражающего образ личности Кажымукана Мунайтпасова.
Разработанный проект «Дорога к храму знаний: социокультурный идеариум евразийцев” несомненно, заслуживает особого внимания в первую очередь, исходя из привлекательности столицы Казахстана для туристических потоков.
Гульбану ШАРИПОВА
кандидат филологических наук, доцент ЕНУ им. Л.Н. Гумилева