Дорога к Храму знаний: социокультурный идеариум евразийцев

Гульбану ШАРИПОВА кандидат филологических наук, доцент ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

При всех  спорах о приоритетных направлениях в науке  и образовании  ХХ1  века одним из основных показателей становится принцип   взаимодействия названных сфер как основных индикаторов национальной культуры. 

В этой связи практическим началом  формирования  вузовской учебно-исследовательской  среды могут быть различные проекты, которые актуальны на всех этапах обучения бакалавров, начиная  уже  с первого курса. 

Поисковые задания, обеспечивающие трансфер  знаний между дисциплинами  «профессиональный русский язык», другими предметами гуманитарного цикла  и  информатикой – таким был повышенный уровень самостоятельных  работ группы студентов, выпускников-2020  казахского отделения   экономического факультета ЕНУ имени Л.Н. Гумилева.

В этой группе  уже в конце первого курса, не без влияния куратора Айгуль Мухамбетовны Бержановой сложилось некое содружество единомышленников. По-человечески  нравственно  отзывчивые  и  любознательные  – во всем дойти до сути  – онинаходились в постоянном поиске  и   учились, максимально реализуя свой потенциал, по крайней мере, на двух языках.

В определенном смысле формат  СРОП  по предмету «профессиональный русский язык» постепенно превратился в  открытую площадку по обсуждению  верификационных знаний, обретаемых по темам экономической науки,  профессиональной этики экономиста, прогресса технологий и способности  отвечать  на вызовы времени, порой столь проблематичные.

Толкование и  описание этики как науки и системы норм нравственного поведения человека вызвали  немалый интерес и   послужили достаточным основанием для постановки вопроса: что  и как, прежде всего, влияет на формирование   этики современного студента ЕНУ – будущего специалиста. Естественно, что важным  началом начал  стало представление  о  субкультуре всего университетского сообщества, в том числе –о воздействии егоместонахождения–  кампуса.  Но  как одухотворить содержащуюся  в нем более детальную  информацию внешнего/видимого и  сделать её внутренне  со-природной   философии вседневности евразийцев?

Так, далеко не риторический искус  второкурсников вскоре  преобразился в проект «Дорога к храму знаний: социокультурный  идеариум евразийцев». Не станем лукавить: было выступление среди студентов  некоторых творческих и естественно-научных специальностей, восприятие – индифферентное; была презентация  в  соответствующем отделе  акимата  города,  восприятие – похвальба, но…«идите к своему ректору».

Между тем, работа моделирует  целостное восприятие  того социума, что зовется Память дома – улицы– мира.  Это результат студенческих библиотравелогов и актуализация смысловых и общенациональных глубин, которые аккумулированы в окружающей всех действительности. Сопрягая прошлое и настоящее, духовное и материальное, эта действительность фактически отраженав названиях,которые  моделируют  как  университетский кампус, так и вседневность  жителей города.

Иными словами, по улицам М.Жумабаева или Ж.Жирентаева,  К.Мунайтпасова  или К.Сатпаева, А.Пушкина или А.Янушкевича пролегает ближайшая  дорога многих, в том числе  и гостей столицы. Она, эта дорога, ведет окрест или  приводит непосредственно в Храм знаний/Алтынұя.

Проект – это  пример  студенческого способа претворения практики ежедневности в исторические знания о том, кто ичто в имени того или иного образа-топоса. Как понятия пространства ландшафтных и архитектурных сооружений, они присутствуют  локально. Но  их значения  и ассоциативные связи в исповедании авторов проекта приглашаютосмыслить  «зрительную» философию каждого локуса заново.Какие духовные коллизии хранятся в них?

Прежде всего, историко-биографические материалы:

О  Магжане Жумабаеве,  поэте Серебряного века, творчество которого выразило казахский культурный подъём эпохи 1920-х годов. Репрессированный, он отбывал срок в лагере особого  назначения,  по возвращении  на родину  –  арестован вновь  и расстрелян.

О воине-афганце Жанайдаре Жирентаеве, который, оберегая жизнь  мирных горожан, получит смертельное  ранение от рук хулигана в родном отечестве.

О богатыре Кажымукане Мунайтпасове, который по роду своих профессиональных занятий олицетворял  на спортивных аренах мира не только физическую мощь степняка,  но и духовно-нравственную.

Об ученом Каныше Сатпаеве,  универсальные знания которого явили свет   научно-исследовательских достижений и художественно-исторических открытий.

О  поэте Александре Пушкине, историко-литературное наследие которого гениально отразило культуру  русского  Золотого века.                              

О польском ссыльном революционере Адольфе Янушкевиче, художественно-публицистический  Дневник которого о казахской картине  мира ныне  активно внедрён  в отечественную  гуманитаристику.       Их имена на карте столицы  важны непросто сами по себе, но и  как части общего духовно-интеллектуального поля. Такого поля, где через эстетику озвученных студентами  стихов  А.Пушкина («Памятник»), Абая («Татьянанын хаты»), М.Жумабаева («Люблю») заинтересованный  человек возвращается  к искусству слова;

Где через скверы с памятными знаками соотечественникам, погибшим  в  Афганистане,  обуздавшим стихию в Чернобыле, и сквер с памятником Л.Н.Гумилеву,     проведшим в сталинских лагерях  почти  12 лет, он, человек, настроится на иное измерение бытия. Такое  – чтобы не повторились роковые события;

Где через Свято-Успенский кафедральный собор, символ толерантности являющую университетскую набережную с памятником поэту, с сакральными объектами и через интеллектуально-этический   «Разговор трёх книг» Евгения Евтушенко он, человек,выходит из сфер воинствующихв духовные;

Где в  ландшафтно-антропогенном уюте   площади, посвященной защитникам  Родины, с ее неотъемлемой частью  –  монументом, что интерпретируют страницы  книги профессора ЕНУ им. Л.Н.Гумилева  М. К. Кусаинова «Тайны Синявинских болот и высот» и песня «Отан-Ана» в исполнении Батырхана Шукенова,  он, человек,  решит, что идеи (греч.образ, видимое, первообраз)  в задумке студентов, глубоко этичны.  Ибо приглашают жить,  преодолевая в себе  культуру  бескультурья. И это – приглашение к диалогу в культуре  культуры…

Кто же авторы-составители?  Главные:  Зарина Казбекова, Даулетбак Муятов,  Абдул-Хасен Нурланулы. Их  сподвижники: Акмарал Алиханова, Эльвира Кабаева, Айнур Альмахан, Айдос Токтарбаев, Жандос Габдолла, Айболат Кожахметов.

Ожидаемые результаты будут таковы: разработка пешеходной тематической экскурсии, подготовка гидов для организации ценностно-познавательных занятий под открытым небом; полиграфические издания, отражающие поисковые материалы   (тексты подготовлены авторами на трех языках); установление оцифрованного постера  «Дорога к храму знаний: социокультурный идеариум евразийцев»  на  остановках   в ближайшем  ареале ЕНУ им. Л.Н.Гумилева.

Проектирование  и установка на каждой из улиц знаков мемориальной топонимики с лапидарной  надписью о том, кто именем своим открывает ежедневные пути -дороги.

Создание на одном из корпусов alma-mater мурала, отражающего образ личности Кажымукана Мунайтпасова.

Разработанный  проект «Дорога к храму знаний: социокультурный идеариум евразийцев” несомненно, заслуживает особого внимания в первую очередь, исходя из привлекательности столицы Казахстана для туристических потоков.

 

Гульбану ШАРИПОВА
кандидат филологических наук, доцент ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий