Об угрозах недостатка правового обучения школьников напомнила Уполномоченный по правам человека РК

Эльвира Азимова направила обращение в Министерство образования и науки РК с инициативой снижения возраста для получения детьми правовых знаний.

Правовые знания детям необходимо давать с более раннего возраста, нежели предусмотрено школьной программой в Казахстане (с 14 лет). Об этом высказались дети Уполномоченному по правам человека в РК Эльвире Азимовой в рамках онлайн-встречи, приуроченной ко Всемирному дню ребенка.

В ходе мероприятия Эльвира Азимова побеседовала с несколькими подростками, чтобы узнать, какие проблемы волнуют сегодня школьников в возрасте от 12 до 16 лет, и насколько они осведомлены в вопросах соблюдения их собственных прав.

Уполномоченный по правам человека обратила внимание, что дети с самого раннего возраста так или иначе сталкиваются с государственными институтами и результатом их деятельности в повседневной жизни, а стало быть – должны быть ознакомлены с принципами их работы. Таковые в рамках школьной программы изучаются предметом «Человек и общество», преподавание которого начинается только с 14 лет.

По мнению Эльвиры Азимовой, это уже достаточно поздний возраст и Министерству образования и науки РК необходимо рассмотреть вопрос о его снижении. Официальное обращение о его снижении было направлено в уполномоченный орган сегодня.

«Прошу Министерство образования и науки поддержать инициативу изучения права в школьной программе на более раннем этапе, раньше 14 лет.  При этом не увеличивать дополнительную нагрузку на детей и обеспечить сочетание современных методов обучения с дебатными, игровыми формами. Такую просьбу выразили дети, обратив внимание, что они уже сейчас в рамках дополнительных часов учебного времени получают отдельные знания о правах человека, то есть раньше 14 лет», – подчеркнула Уполномоченный по правам человека в обращении к МОН РК.

Как отмечает казахстанский омбудсмен, современные дети очень рано получают доступ в Интернет, а следовательно, могут столкнуться с самой разнообразной информацией, которая в отдельных случаях способна ввести их в заблуждение. С другой стороны, в отдельных случаях законодательство Казахстана предусматривает возможность участия детей в судебных разбирательствах уже с 10 лет с целью заслушивания судом мнения ребенка.

В ходе беседы с Уполномоченным дети высказались в пользу изучения права в школьной программе на более раннем этапе. Так, по мнению 12-летней Дарии, если ребенок будет владеть хотя бы основами правовой культуры, он будет знать о том, как правильно вести себя, когда нет рядом близких и избежать опасности, быть более уверенным в общении с другими.

«Так как тема достаточно сложная, можно было бы давать информацию детям, начиная с младших классов, приемлемо и доступно для них, чтобы они поняли и были увлечены процессом обучения. Я бы хотела изучать этот предмет примерно с 5-го класса, и чтобы информация преподносилась интересно и понятно», – отметила девочка.

Отдельного внимания в рамках темы правового обучения школьников при этом, по мнению Эльвиры Азимовой, заслуживают навыки и знания правильного пользования социальными сетями, интернет-пространством. Это также позволит избежать преследований в Интернете. Речь идет о так называемом кибербуллинге – намеренном и систематическом оскорблении, травле или шантаже кого-либо с помощью средств онлайн-коммуникаций. Как сообщалось, в период с 2011 по 2019 годы в адрес Интернет-ассоциации Казахстана поступило 19 000 обращений о подобного рода действиях. Сегодня школьники находятся в особой группе риска быть подверженными кибербуллингу, что становится еще актуальней на фоне перехода системы образования в онлайн-формат, что является следствием пандемии коронавируса.

«О кибербуллинге я узнал полгода назад. Я считаю, что в интернете должны быть люди, которые будут сортировать слова, комментарии и действия, чтобы обезопасить детей. Я разговариваю на эту тему с мамой. Она мне подсказывает, что делать. Думаю, что будет хорошо, если о том как себя защитить от таких преследований, куда обратиться будут рассказывать в школе. В соцсетях должно быть минимум информации о себе. Все, что ты выкладываешь, влияет на тебя и твою жизнь. Не нужно выкладывать о себе всю информацию, это может быть небезопасно», – считает 16-летний Арыстан.

«Кибербуллинг существует не только в соцсетях, но и в онлайн-играх, где формируются команды, и ты можешь играть со всем миром. Я научился определять кибербуллинг сам, потому что сам встретил человека, который устроил мне настоящий кибербуллинг. Я просто заблокировал его. Я знаю, что если это произойдет в социальных сетях, то можно пожаловаться администраторам сети, предоставив информацию и доказательства о кибербуллинге, запросить, чтобы такие аккаунты заблокировали. Но если нам будут рассказывать в школе раньше 14 лет о том, как еще мы можем защитить себя, было бы неплохо», – добавил 12-летний Амир.

Еще одна задача, которую могло бы помочь решить более углубленное изучение школьниками основ права – это формирование знаний о противодействии насилию по отношению к детям. Что делать, если ребенок столкнулся с подобной ситуацией в жизни? Как оказалось, дети об этом также задумываются и знаний в этом отношении им дают недостаточно.

«Я знаю, что в нашей стране насилие – часто встречающаяся проблема. У меня таких случаев не было. Я всегда советуюсь со своими близкими. Но я разговаривала со сверстниками, которые подвергались такому насилию, на улице или дома, и они не знают, что с этим делать, не знают, как себя защитить. Поэтому если бы на уроках нам рассказывали о том, что такое правовая культура, что такое насилие, как оно проявляется и как можно себя обезопасить – это было бы очень полезно», – убеждена 13-летняя Милана.

Добавим, что встреча детей с Уполномоченным по правам человека состоялась в рамках глобальной инициативы ЮНИСЕФ «Kids Takeover» («Дети у руля»). Инициатива направлена на освещение моментов, когда дети «берут на себя ответственность» или имеют возможность высказывать свои взгляды, реализовывать свои идеи и действовать в своем сообществе. Например, дети, выступающие в парламенте или участвующие в планировании мероприятия, являются одной из форм Kids Takeovers. Глобальное молодежное климатическое движение также является соответствующим примером.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.

Цель празднования Всемирного дня ребёнка – обратить внимание на актуальные проблемы современного детства, призвать руководства,  общественные организации и каждого человека к деятельности, направленной на обеспечение нормальных условий для умственного и физического  развития детей во всём мире.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий