Сьюзи Рейнер об инклюзивном образовании в США: «Мы даем возможность детям проявить себя!»

Модель инклюзивного образования в США является примером для многих стран. Государство всячески поддерживает детей с особыми потребностями, предоставляя им равный со здоровыми детьми доступ к образованию. По приглашению Генерального консульства США в Алматы учитель по инклюзивному образования в штате Огайо Сьюзи Рейнер в онлайн-формате поделилась своим опытом с педагогами Казахстана, а также дала эксклюзивное интервью нашему изданию.

– Сьюзи, благодарим, что согласились на интервью. Расскажите о себе, почему выбрали профессию учителя по инклюзивному образованию, где вы работаете, в какой школе?

– Я специалист по интервенционным методам обучения с учениками, имеющими от средних до тяжелых ограничений в физическом и когнитивном развитии. Работаю в государственной школе старших классов в штате Огайо с учениками с максимальными ограничениями возможностей здоровья, то есть с самыми тяжелыми. Мои ученики имеют нарушения речи, зрения, аутизм, а также крайне низкие когнитивные навыки.

Почему выбрала эту профессию, потому что мой отец – учитель, в детстве часто ходила с ним в школу. И когда училась в школе, у меня был прекрасный учитель, которая всегда говорила, что дети с ограниченными возможностями имеют такие же равные права, как и здоровые их сверстники.

В профессии я уже 7 лет. Начинала со специализации во время программы магистратуры по управлению в образовании. Обучала учеников 0-4 классов. Мои ученики по возможности максимально посещали общеобразовательные классы. Преподавала на этой позиции три года, после чего перевелась в школу старших классов, где и продолжаю обучать учеников с особыми потребностями.

– Какие программы и проекты реализует Правительство США для поддержки детей с ограниченными возможностями?

– Согласно закону США, государственное образование бесплатно и доступно для всех детей вне зависимости от их физических и когнитивных возможностей. Государственные общеобразовательные учреждения обязаны обеспечивать их всеми условиями и возможностями для обучения. Например, если ученику требуется помощь логопеда, а его нет среди преподавателей, то школа обязана нанять в штат логопеда.

Если родители ребенка видят, что госшкола не удовлетворяет определенные нужды их ребенка, они обращаются к сотрудникам школы с запросом. Вводится комиссия для повторной оценки потребностей ученика, если указанные замечания подтвердятся, то школа оплачивает дополнительные услуги необходимого специалиста.

Тут парадигма такая: мы не подстраиваем ученика под школу, а подстраиваем школу под ученика.

– Интересно узнать, как вы обучаете детей с особыми потребностями? У вас есть своя методика?

– Я преподаю в так называемом ресурсном классе – Classroom. Это специальные организованные учебные пространства, оборудованные в соответствии каждому типу потребностей наших детей. Такие классрумы действуют в каждой государственной общеобразовательной школе. Они могут несколько различаться по виду. По требованиям в одном классе могут заниматься не больше 11 учеников, лучше – до 8 учеников. У меня в настоящее время обучается 7 детей. Также есть специальные школы для детей, которые страдают, например, аутизмом или другими видами ограничений здоровья.

За каждой госшколой закреплен определенный район, где ведется учет детей. В нашем районе больше учеников с очень тяжелыми ограничениями здоровья – от 40 до 50 таких детей. В нашей школе 3 специалиста по интервенционным методам обучения, которые охватывают обучением 19 учеников с особыми потребностями.

Сейчас я занимаюсь с детьми, делаю акцент на развитии их жизненных навыков и социализации в обществе. Для некоторых из них это навыки самостоятельного приема пищи, в то время как для других – навыки для трудоустройства. Наши дети посещают элективные дисциплины по выбору, это может быть физкультура, изобразительно-прикладное искусство. Некоторые ребята ходят на гончарное дело или на керамику.

При этом мы своих учеников в рамках инклюзии включаем в общеобразовательные классы. Это первая модель. Во второй модели ученики, у которых не так сильно выражены нарушения в здоровье, могут посещать классы более сложного академического содержания, заниматься наравне со здоровыми детьми. Если есть необходимость, некоторые занятия для них проводятся в классруме, где они получают дополнительную помощь от специалиста по интервенционным методам.

– А как быть детям с тяжелыми формами инвалидности, которые не могут посещать школы?

 – Если есть необходимость проводить домашнее обучение, то школа направляет на дом специалиста по интервенционным методам обучения. По каждой терапии и виду нарушений есть свой специалист. Если ребенок лежит в больнице, то и туда будет направлен педагог. В любом случае мы максимально стараемся приводить детей в школу.

– По бесплатному образованию правильно понял, что государство обеспечивает вплоть до индивидуального оборудования ребенка, например, коляски, или это дополнительный расход?

– В целом обучение и воспитание детей с особыми потребностями – это дорого. Но государство старается максимально снять это финансовое бремя с родителей. Если необходимо какое-то оборудование (ребенок прикован к инвалидной коляске или ограничен в передвижении), то это оборудование предоставляется через страховую программу или через медпрограмму Medicaid. Выделяются средства, нанимаются специалисты, тренеры, которые учат детей прямо стоять и ходить.

Школы предоставляют нуждающимся родителям оборудование, но на базе совместного пользования. Пока ребенок находится в школе, он пользуется этим оборудованием и после выпуска передает его другому ученику.

– В связи с пандемией коронавируса как вы обучаете детей?

– В сентябре до ухудшения ситуации с пандемией мы занимались очно. Наши ученики с разрешения родителей приходили в школу, мы проводили занятия. Делили их на группы до обеда и после, чтобы меньше пересекались. В таком режиме работали около месяца. И недавно вышло требование, чтобы перешли на дистанционное обучение.

В настоящее время занятия ведутся онлайн, и, конечно, для детей с особыми потребностями усложняется процесс обучения, потому что далеко не все мои ученики могут свободно пользоваться компьютером. Моя цель – научить их следовать заданиям учителя, объяснять, вместе решать задачи.

Сейчас дополнительная нагрузка легла на плечи родителей. Занятым родителям приходится нанимать тьюторов, чтобы они сидели вместе с ребенком.

– Расскажите о вашем сотрудничестве с Казахстаном?

– Меня пригласило Генеральное консульство США в Алматы. Всего пару дней назад я мало знала об инклюзивном образовании Казахстана. Благодаря онлайн-встрече многое увидела. Поняла, что степень развития инклюзивного образования в вашей стране не слишком высокая и все еще присутствуют стигмы, связанные с ограничением получения доступа к образованию. И я хочу внести вклад в эту сферу, обучать и делится опытом с казахстанскими специалистами.

– Какие вызовы стоят перед системой инклюзивного образования не только США, но и всего мира? Как им противостоять и решить?

– Первое – это осведомленность, понимание того, что у детей с ограниченными возможностями есть много способностей, которые они могут показать. Второе – необходимо применять в отношении таких детей непредвзятость, открытость, широту взглядов. Им нужно давать доступ к тем же возможностям и условиям, что есть у обычных здоровых детей.

Если я ученику в общеобразовательном классе даю в руки айпад, то такой же айпад я должна дать ученику с особыми потребностями. И я уверяю вас, что он так же будет решать задачи и показывать успех, как и здоровый его сверстник.

Это не наше дело решать за ребенка, что он может, а что не может делать. Если мы будем предопределять, что наш ученик не будет говорить, то он и не будет говорить. Я на практике сама видела, если не чудо, то ученики с очень тяжелыми формами ограничения подвижности делали свои первые шаги. И мы его подбадривали, помогали!

Когда мы вовлекаем учеников с особыми потребностями в общеобразовательную среду, даем возможности, только тогда они раскрываются и показывают свои лучшие способности!

 – Спасибо вам, Сьюзи! Желаем вам успехов, чтобы больше ваших детей выздоравливали и радовали вас своими достижениями!

Беседовал Асет СЫЗДЫКОВ,
Фото Генерального консульства США в Алматы

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий