Когда приоритеты расставлены верно

Новый 2021 год сформулировал задачи, приоритетные направления которых обозначены годом уходящим, внесшим веские коррективы в информационную безопасность государств, цифровые технологии, фактически  спроецировавшие модель дальнейшего развития мира, где «человечество выбирает между будущими возможностями и опасностями…». Вместе с тем, успешность экономических кейсов, выработанных Правительством Республики Казахстан в год настоящих потрясений, фактически вывели страну из непредсказуемого кризисного коллапса.

Беспрецедентные шаги в области гуманитарных направлений подтвердили правильность решений, где обращение Елбасы всколыхнуло все слои казахстанского общества, а Год волонтера лег в самое нужное русло, в самый нужный час.

В русле «Бiз бiргемiз», получившей новое дыхание, одна из казахских традиций «Жылу жинау» еще раз доказала: государство, берущее во внимание уникальные особенности своего народа, его способности, выйдет победителем.

В вовлеченном процессе инициатив Президента Республики Казахстан К.К. Токаева оказались задействованы все интеллектуальные ресурсы: концептуальные научные идеи, кадровые специалисты, технологии, завтрашние выпускники школ, университеты, педагогический потенциал.

Просветительству наравне с наиважнейшими экономическими направлениями государств потребовалось переформатирование всех параметров, основывающихся на фундаментальной образовательной системе. В поиске наиболее подходящих средств и способов, технологий обучения понадобилось произвести ревизию, пересмотрев арсенал педагогической практики. Экстремальные условия, созданные чрезвычайным обстоятельством, сработали на преодоление вызовов. Коллективная осознанность не пришла в одночасье. Надо признать, сфера высшего образования, на которой в полной мере отразилась пандемия, в глобальном масштабе оказалась наиболее подготовленной к переводу работы при форс-мажорном обстоятельстве.

Кризис заставил тщательнее подходить к планированию задач: ведущие университеты мира в режиме удаленного дистанционного обучения дают знания миллионам студентов в формате онлайн-занятий, и такое стало возможным в кратчайшие сроки. Данный факт является свидетельством того, что оперативность технических решений напрямую зависела от подготовленной базы педагогических кадров.

Деятельности государственной системы в области принятых защитных мер в социальном направлении еще предстоит дать достойную оценку: уходящий год останется в истории каждого государства величайшим предостережением.

Но для нас, представителей высшей сферы образовательной деятельности, решающую роль сыграли превентивные действия Министерства образования и науки Республики Казахстан, выверенные шаги которого способствовали выводу на интернет-площадки цифровых продуктов в деле наиболее успешных педагогических практик.

С начала объявленной пандемии, рассматривая сценарии различного рода обучения, МОН РК осознавало: экономика усиливает требования к знаниям специалиста согласно экспоненты усиления роста профессионализма, инновационных специальностей, далеко не стандартных решений.

С изучением мирового опыта, с учетом собственных достижений и возможностей активно апробировались новые подходы в многоуровневом образовательном процессе. Преподавателями был сделан беспрецедентный шаг в повышении собственной квалификации. И это проходило в условиях полного обеспечения учебного процесса!

При переходе, имеющем ряд технических и психологических трудностей, вузами были задействованы службы психологической поддержки педагогов, студентов. За столь краткий период наращены серверные мощности, пропускная способность сети, проведена децентрализация электронных сервисов. Вебинары вышли на качественно новый уровень. Регулярно проводимые экспертные дискуссии, функциональный пересмотр организации образовательных, научно-исследовательских работ, работа над созданием виртуальной исследовательской сети, образовательными платформами, методическая помощь по использованию цифровых технологий, бесплатный доступ к актуальным учебным курсам, обсуждение возникших проблем в онлайн-режиме, обучающие семинары стали своевременной помощью в адаптации всей сферы педагогической системы в условиях сильнейших вызовов.

Научные библиотеки, усилив информационные услуги, фактически перешли на полный цифровой режим обслуживания. Дистанционное обучение стало мотиватором усиления материально-технических ресурсов. Уверен, это касается всех вузов страны, в числе которых опыт ЕНУ им. Л.Н. Гумилева рекомендуем для распространения среди высших учебных заведений в Казахстане.

Международная научно-практическая конференция «Дистанционное образование: новые вызовы глобального масштаба», проведенная по нашей же инициативе, отразила масштабность проблем, обозначенную участием в ней государственных деятелей, руководителей вузов России, представителей ЕНУ им. Л.Н. Гумилева в Европейском Союзе, экспертов мирового масштаба.

Технологические образовательные онлайн-инструменты стали актуальными и остро востребованными при прямой поддержке министерства образования и науки. Отечественные вузы в течение ряда последних лет планомерно осуществляли цифровую стратегию с целью расширения рынка потенциальных обучающихся. Наращивались мощности материально-технической базы в области дистанционных технологий.

В Послании народу «Казахстан в новой реальности: время действий» Президентом Республики Казахстан К.К. Токаевым определены первоочередные задачи, связанные с чрезвычайными обстоятельствами. «Путь создания по-настоящему диверсифицированной, технологичной экономики для нашей страны безальтернативен», – говорил Президент, особо подчеркнув, что выработка механизмов нового курса экономической реформации государства будет основываться на реализации семи принципов. В числе важнейших развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа. Именно эти понятия составляют первооснову государственных устоев. Интеллектуальные ресурсы, научные идеи, технологии, квалифицированные кадры, международные образовательные программы, глобальные сети выводят нас к единому образовательному пространству, формируя иное мышление, иную среду обитания, иные правила поведения.

«Образование через всю жизнь» выявило наиглавнейший подход: «Образование через цифровые технологии», позволяющие создать механизмы включения работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества образования, учитывать меняющиеся потребности рынка труда. Сегодня поколению ХХI века необходим целый ряд мер по высококачественному оснащению учебного процесса, обновлению стиля и содержания стандартов обучения.

Государственная программа развития науки и образования (ГПРОН) на 2020-2025 годы, максимально отработанная и утвержденная к исполнению Правительством Республики Казахстан, отразила годами накопившиеся проблемы. Главная из них – снижение образовательной деятельности страны вкупе с системой социальных аспектов жизнедеятельности общества  – отнесена к основным угрозам национальной безопасности (ст. 6 Закона «О Национальной безопасности Республики Казахстан», где в числе главенствующих угроз четвертым пунктом стоит снижение уровня и качества здравоохранения, образования и интеллектуального потенциала страны). Акцентирую внимание на последней фразе: «интеллектуального потенциала страны». В этом кроется защищенность национальных интересов, лежащих в плоскости экономических, политических устоев любого государства. Данная проблема обострилась и выявила массу недочетов в связи с пандемией.

Для усиления фундамента экономического развития страны, его роли на международном уровне, повышения нравственного потенциала, укрепления внешнеполитической стратегии государства у нас имеются достаточные программные документы. В них концептуальные разработки представителей научного сообщества, которые смогли определить системную интегративность действующих процессов, где заложены фундаментальные основы исторического достояния казахстанского народа, закрепленные и задокументированные в стратегических нациообразующих основах. Здесь уместно вспомнить закон «категорического императива» Канта, где основа нравственности выстраивается «в требованиях его разума и принципе гуманизма».

ГПРОН в полной мере затрагивает все аспекты жизнедеятельности человека, стремящегося к образованию. Критика отдельных пунктов со стороны государственных органов была содержательной и принципиальной: работа стала фундаментальной. Озвученные проблемы, назревавшие годами, требуют кардинальных решений задач.

В течение трех последних лет страна представлена в ОЭСР. Для казахстанской системы образования в особом приоритете задача по активному продвижению в международное образовательное пространство.

Приоритетные аспекты жизнедеятельности в первую очередь коснулись социальных гарантий: повышения заработной платы преподавателям в соответствии со ст.12 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», строительства объектов социального назначения в рамках Третьей социальной инициативы, озвученной Первым Президентом Республики Казахстан в «Пяти социальных инициативах», социальной поддержки обучающихся, в том числе инклюзивным образованием.

Разработаны и предложены инструменты активизации научно-исследовательского направления. В нынешнем году при всей его неординарности был принят один из самых дискутируемых, вместе с тем самый эффективный Закон Республики Казахстан «О статусе педагога». Степень здорового общества в нравственном (физическом в том числе) отношении определяется степенью отношения этого общества к педагогу. Показательность педагога напрямую кроется в оценке его деятельности.

Социальные гарантии по повышению заработной платы преподавателям в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева выполнены в полной мере и досрочно. Данный фактор стал возможен с получением вузов самостоятельности в вопросах, действующих в рамках усовершенствованных законодательных норм, применимых в практике. Заработная плата ученых фактически только за последние три года выросла на 90 процентов. Кроме того, для стимулирования деятельности ППС реализуется проект KPI с 2018 года.

Усилению социальных гарантий предшествовали следующие факторы: поручение Президента Казахстана в Послании к народу 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», рекомендации Министерства образования и науки Республики Казахстан. По данным рейтинга ведомственного учреждения, определяющего заработные платы преподавателей вузов страны, ЕНУ лидирует.

Решение социальных вопросов студенческой молодежи на особом контроле Президента страны. И в этом ракурсе данные по ЕНУ обнадеживающие. В том, что его востребованность остается высокой, свидетельствует такой факт: только за последние 9 лет число студенческой молодежи увеличилось с 12 000 в 2011 году до более 20 000 тысяч в 2019 году, то есть на 60%.

В 2020 г. поступило наибольшее число обладателей государственных грантов. При общем числе обучающихся более 20 000 обеспеченность местами проживания иногородних студентов на сегодняшний день составляет 53% (местами в студенческих домах обеспечиваются в первую очередь студенты-грантники).

О закладке камня под крупнейший студенческий жилой комплекс на 2361 место, трехблочных пятиэтажных зданий с сервисными услугами на 45000 кв.м. с привлечением инвестиционных средств, государственно-частного партнерства, которое состоялось 1 октября т.г. на пересечении улиц Байтурсынова-Азербаева, уже писали средства массовой информации. Сдача в эксплуатацию крупнейшего в истории страны социального назначения – одно из решений вопроса дефицита жилья среди студенческой молодежи. Проект приобретает особую значимость в непростое время, сказывающееся в первую очередь на социальном уровне молодых граждан страны. Объект, запускаемый в эксплуатацию в 2022 году, позволит создать условия для комфортного проживания, обучения, отдыха студентов. Инвестор приступил к полному ходу строительства. За счет привлечения инвестиций также планируется строительство еще трех студенческих общежитий в 2021-2023 гг. Решилась многолетняя проблема острой нехватки спортивных площадей. Строительный объект, Физкультурно-оздоровительный комплекс, начатый в декабре 2019 года за счет чистой прибыли университета, будет сдан в эксплуатацию в сроки, оговоренные договором, в феврале 2021 года.

Эти задачи – одни из направлений выполнения ГПРОН. Здесь важным считаю отдать должное задействованию в механизме выстраиваний договорных отношений, преодолении рутинных процессов, низведенных до минимума, кардинальным и решительным шагам МОН РК. На деловом профессиональном уровне установилось сотрудничество с Финансовым центром, оперативно решались вопросы с местным государственным органом – акиматом г. Нур-Султан. Мы можем сказать, что смогли привлечь инвесторов к строительству масштабного проекта, весьма важного как в масштабах страны в целом, так и для нашего университета в частности.

Но сегодняшнее эффективное зерно взаимодействия с институтами государственного управления стало возможным на фоне трансформации и усовершенствования профессиональных инструментов.

Одним из факторов усиления направления в деле воспитания патриотизма молодежи, уверен, выступил Год Абая, обозначенный Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Кемеловичем Токаевым. Существенно продуктивно в знаменательном году, несмотря на пандемию, сработала Академия Абая ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. О ее деятельности еще предстоит говорить отдельно.

2021 год знаменует по сути усовершенствованный характер процесса управления всех сфер обучения, развития и усовершенствования личности.

Национальные университеты уже представлены в новой юрисдикции. Рассматриваются принципиально новые пути, нереализованные возможности научно-педагогического персонала. Одна из первоочередных задач – усиление внедрения в практику зарубежного опыта в высшей сфере образовательной, научно-исследовательской деятельности. Все указанные усовершенствованные направления значительно меняют ход реализации как научно-образовательного процесса, так и других направлений деятельности университетов страны. Задачи, обозначенные Государственной программой развития образования и науки на 2020-2025 годы, стоят масштабные.

При всей динамике роста в международных рейтингах, вхождении ЕНУ как первого казахстанского университета в авторитетный рейтинг Times Higher Education есть над чем работать. Университет обретает статус научно-исследовательского, наращивая потенциал в области науки, технологий и инноваций. Инструменты, определяющие ранжирование казахстанских вузов, перед которыми стоит задача по соответствию международным стандартам, озвучены ГПРОН.

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, вступая в четвертьвековую дату в год 30-летия обретения независимости Республики Казахстан, своим потенциалом внося существенный вклад экономику страны в целом, ставит задачи в соответствии с направлениями, выработанными и принятыми государством.

Резюмируя далеко не простой год, с уверенностью, как ректор национального университета, председатель Совета ректоров вуза Казахстана, могу констатировать факт того, что система не только высшей сферы образования справилась с глобальными вызовами, все звенья образовательной структуры выдержали испытания с достоинством и честью. Реалии дня способствовали укреплению взаимодействия государственных структур с подконтрольными образовательными учреждениями.

В том, что агрессивное внедрение IT-технологий в области дистанционного образования стало своеобразным драйвером реформ – это факт. Вместе с тем, я всегда подчеркивал: классические каноны университетов были и будут оставаться превалирующими. Но лишь с той разницей, что их сегодняшняя образовательная миссия – введение в мир опережающих технологий обучающихся – становится приоритетом номер один.

Казахстан выстоял в условиях чрезвычайно неординарной ситуации. За тридцать лет самостоятельности мы смогли выработать ген стойкости, делая ставку на диалог с миром. И он у нас получился.

Мы справились, потому что приоритеты были расставлены верно.

 

Ерлан СЫДЫКОВ,
ректор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева,
председатель Совета ректоров
вузов Казахстана

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий