“На встрече с министром не было заготовленных речей, он выслушал каждого” – Федор Вассерман
Эксперт в сфере образования, администратор группы в Фейсбук “Образование хочу похвалить/пожаловаться” Федор Вассерман опубликовал пост, в котором рассказал о своих впечатлениях и предложениях после встречи с министром образования и науки РК Асхатом Аймагамбетовым. Приводим текст публикации.
23 января. Была встреча с министром образования А. Аймагамбетовым. Нас было много, настрой был дежурным. Мы ожидали привычного формата встречи по выпуску пара из общественности и экспертов, которые вечно недовольны и пишут об этом в сетях. Формат нарушил сам министр, не было как раньше, заготовленных речей и презентаций, он сказал, что времени много, чаем нас напоят, выслушал каждого и ответил каждому. На все ушло 4 часа, ответы министра были честными, прямыми и достаточно информативными. Расскажу о своих предложениях.
Моя тема – качество образования, и я начал с предложения о необходимости доктрины (концепции) развития образования, вопрос, который я поднимал и ранее. Важность доктрины в том, что она не позволяет проводить непродуманные реформы и служит своего рода неизменной стратегией и защитой образования от дураков (говоря современным языком). В качестве примера я привел текущее нарушение равновесия в системе образования, когда все силы направлены на создание условий для учителя (статус, рост оплаты и т.д), но при этом в тени остались права ученика, (главного человека в образовании), на получение качественного обучения. Мы сегодня не знаем, как работает учитель и оправдывает ли он вложенные в него средства и усилия. Нет контроля за результатами работы учителя, нет организаций, наделенных этими функциями. Ни ДКСО, ни управления образованием не имеют права на контроль. Министр ответил, что, по его мнению, невозможно, да и не нужно это делать одновременно. Он считает, что сейчас нужно усилить учителя, а затем постепенно вводить и контроль. Министр, надеется, что учитель постепенно повысит свое самосознание и значимость и затем начнет работать как следует. Это честный ответ, и разница между мной экспертом, в том что я считаю и не отвечаю за свое мнение, а министр решает и отвечает. В данном случае ответ честный и прямой, думаю, что и вы, уважаемые учителя, оцените заботу министра о вашей свободе и статусе в своей работе. В любом случае результат покажет время и возможно жесткий контроль придет, если вы не справитесь.
Следующим пакетом вопросов были мои предложения о максимальной свободе школы и учителей в выборе методик и технологий, гибкого календарного планирования и учебников по естественнонаучным предметам: физике, химии, математике и биологии. Ответ удивил, оказывается, есть приказ о возможности гибкого планирования и ДКСО вас не накажет. Гульнар Умарова попросила министра подобные приказы освещать на своих площадках, и он обещал это сделать. Затем министр сказал, что против применения различных методик и технологий никто не возражает, а различные учебники учитель волен применять по своему выбору как дополнительную литературу и никаких приказов об утверждении списка этой литературы не будет. Более того, министр призвал не питать иллюзий по поводу доработки и устранения ошибок из текущих учебников. Это физически невозможно. Стоимость просто печати учебников 400 млрд. тенге, плюс устранение ошибок и изменение учебных программ. Министр также признал, что существующие учебные программы — это серьезный тупик, который создал системную проблему и привел в тупик образование. В связи с этим планируется к 2023 году провести реформу, в ходе которой будет переход на латиницу, переработка учебных программ и выпуск новых учебников. Решение будет комплексным, а пока придётся потерпеть и работать с дополнительной литературой. С моей точки зрение решение правильное, другого выхода нет.
Следующий блок моих вопросов был посвящен управлению, в частности упадка методической службы, проблем с низкой оплатой директоров школ при их уровне ответственности, важности дружественного к учителю внутришкольного контроля и методической помощи. Этот вопрос я задавал и предыдущему министру Сагадиеву, который ответил, что они вообще не нужны, но А. Аймагамбетов честно признал, что методическая служба в загоне, никто не идет на низкие ставки оплаты, но проблема будет решаться, ведь методист – это учитель учителей. По поводу директоров, есть понимание проблемы, идет определенная работа в этом направлении, о чем мы узнаем по мере ее завершения. Внутришкольный контроль министр признал важным, но сказал, что форма его проведения нуждается в доработке. В этом направлении я, как автор технологии по качеству, могу помочь всем, у нас есть неплохой практический опыт, обращайтесь.
В заключительном слове министр признал, что в течение полутора лет своей работы ему приходиться в ручном режиме решать сложнейшие проблемы, которые накопились в образовании. Безусловно, к достижениям новой команды МОН можно отнести вывод школ из подчинения акиматов. Такого не делал ни один из предыдущих министров. Время покажет эффективность работы министерства, но как эксперт могу отметить, что ситуация в образовании сложилась достаточно сложная и не имеющая аналогов по причине накопленных ранее системных ошибок. Чтобы это не повторилось в будущем, крайне нужна доктрина развития образования, и министр поддержал нашу совместную инициативу с НАО в лице нового президента Бейсембаева Г.Б. о ее разработке и призвал всех оказать нам помощь.
Что мне еще понравилось, так это призыв министра перестать считать наше образование слабым, худшим, неэффективным. Согласен, что проблем у нас достаточно, но также и много толковых, интересных профессионалов. Нет страны, в которой с образованием все прекрасно, есть просто страны лучшие в различных рейтингах и это не должно вводить в заблуждение. Да, мы 2007 году были в десятке лучших, а в 2018 мы в худших, но это не повод для паники, а новая точка отсчета.
В целом, мне нравится такой формат профессионального взаимодействия, когда можно спорить и не соглашаться, но важно слушать и можно предлагать. Впервые в моей практике со стороны МОН сделан первый шаг на создание общественного доверия и активного сотрудничества, а не противостояния. Важно, что нас не пытались делать агентами влияния на общество и уважительно относились к нашему мнению.
Сегодня, уважаемые друзья, мне бы хотелось сказать, что, по моему мнению, важно за проблемами образования не забывать, что мы работаем прежде всего для наших замечательных детей. Если это чувство нас не покинуло, то будущее нашего образование будет прекрасным. Всем успехов.
Загрузка...