Повесть о настоящем учителе

Имя Народного учителя Кумаша НУРГАЛИЕВА, посвятившего свою жизнь развитию образования, несомненно, представляет одну из замечательных страниц отечественной истории. Старшее поколение хорошо помнит этого человека… Человека-легенду, ставшего символом удивительного жизнелюбия, колоссальной силы духа и энергии, высочайшей нравственности и беззаветного служения делу образования. Жизнь этого легендарного человека, Народного учителя СССР, заслуженного учителя Казахской ССР, награжденного орденами Ленина, Боевого и Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями, является достойным примером для молодых учителей.

Кумаш Нургалиев в 19 лет, будучи совсем молодым парнем, стал инвалидом Великой Отечественной войны I группы. Выполняя боевой приказ, он был тяжело ранен в боях на латвийской земле под Ауце. Вот как рассказывала о состоянии раненого бойца медсестра Валя Изотова (Шевелева): «В дни войны через мои руки прошло множество раненых, но, вспоминая, как впервые увидела Кумаша, не могу сдержать волнения и слез. В дом, где стоял наш медсанбат, внесли еще одни носилки, вроде пустые, только посредине что-то обернутое шинелью. Развернула, а там мальчик без обеих ног и руки. Бледный, бинты намокли кровью. У меня закружилась голова. Мне так жалко стало, взяла его на руки, стала баюкать, как младенца. Он глаза приоткрыл, еле слышно спрашивает: «Как думаете, сестра, смогу я работать в колхозе счетоводом?». Я чуть не реву, но отвечаю: «Сможешь, конечно, сможешь, родненький».

На санитарном самолете Кумаша доставили в Москву, в военный госпиталь №3431, помещавшийся на улице Радио в доме 10-а. Врачи день и ночь вели борьбу за его жизнь. Он перенес 12 сложнейших операций: спасая его от гангрены, врачи подпиливали кости, подрезали и сшивали сухожилия и кровеносные сосуды. Свершиться чуду помогла редкостная воля Кумаша Нургалиева. «Он поражал и врачей, и всех, кто оказался рядом с ним, неимоверной выдержкой, страданий как бы не существовало, никто не слышал от него жалоб, – вспоминают очевидцы. – Он так хотел жить! И, побеждая недуг, находил в себе самом неистощимые запасы энергии. Он трудился безмерно, приучаясь к протезам, костылям, воля его была неукротима».

Но даже в эти тяжелые дни он был одержим идеей получить образование и профессию. Перед выпиской из госпиталя в его послевоенной жизни был маленький праздник: ему торжественно, прямо в палате, вручили свидетельство об окончании десятилетки – первая послевоенная победа Кумаша Нургалиева! Война лишила Кумаша обеих ног и левой руки, но не убила в нем жажды жизни, стремления приносить пользу людям. Сильный дух заставлял его забывать об изувеченном теле. Ведь ему только двадцать лет, впереди – целая интересная жизнь! И он шагнул в эту жизнь с открытой душой, с вечным желанием служить своему народу.

Любовь, создание семьи явились той опорой, которая важна в жизни каждого человека, а в жизни Кумаша Нургалиевича особенно. Такой опорой для него стала поистине героическая женщина Канипа Айкенова. Они родились в один и тот же день – 29 октября 1925 года – на разных берегах одной и той же реки Шанагаты в Кабинском краю, и, по казахскому поверью, самой судьбой им было предначертано стать счастливыми супругами.

«После десятилетки и педагогических курсов во время войны я работала учительницей, – вспоминает Канипа Айкеневна, – днем преподавала в школе, а ночами работала со всеми вместе на колхозном зернотоку. Однажды вдруг прошла по аулу весть о том, что ночью привезли Кумаша. Когда он вошел в дом, мать Кульдари упала в обморок. Эта весть меня обожгла. Почему о нем все говорят как о ком-то потерянном? Утром собрались девчата, пошли с ним здороваться. Так мы встретились вновь через три с половиной года, и после этого не разлучались никогда до конца его жизни!».

Вместе они учились в КазПИ имени Абая в Алма-Ате в тяжелые послевоенные годы. Для того чтобы добраться из села Сарвенок до города Усть-Каменогорска, требовалось по опасной горной алтайской дороге с крутыми подъемами и спусками, головокружительными серпантинами проехать на конной повозке 500-600 километров. Часто повозки опрокидывались, и вместе с ними падали пассажиры. Как признается Канипа Айкеневна, поднимаясь, она первым делом кидалась к нему. Было не легче и дальше, когда они ехали по железной дороге. Да и в самой Алма-Ате было нелегко: приходилось ходить на занятия пешком на костылях или жить даже в вахтерской комнате института.

Смыслом жизни Кумаша Нургалиевича стала школа. В далекой сельской глубинке, в селе Буран Восточно-Казахстанской области, у самой восточной границы Казахстана Кумаш Нургалиевич создал авторскую модель сельской школы – «модель духовного и разумного мира детства», сумев превратить сельскую школу в социокультурный центр в самом высоком значении этого слова. И это в трудные послевоенные годы явилось продолжением его фронтового подвига. Каких усилий стоило Кумашу Нургалиевичу, чтобы она превратилась в одну из лучших школ Казахстана, которая представлялась на ВДНХ СССР и получила бронзовую медаль. Важным достижением для Кумаша Нургалиевича стало и то, что он еще в 1987 году добился выделения для своей школы компьютерного класса.

В школе активно внедрялись новейшие педагогические идеи, она первая в республике перешла на кабинетную систему обучения, все ее выпускники параллельно с общим образованием получали рабочую профессию, была организована школа продленного дня, интернат для детей чабанов. Наряду со школами Москвы, Риги, Винницы Бурановская школа оказалась в числе первых в Союзе, где был создан школьный телевизионный технический центр (ШТТЦ) как средство повышения качества образования сельских школьников.

Руководя одним учебным заведением в течение 31 года, Кумаш Нургалиевич показал себя педагогическим лидером, способным задавать развитие своей школы с учетом последних достижений науки и техники, заявлять о ее проблемах руководителю любого уровня и добиваться их решения. Школьники овладевали двумя-тремя профессиями и оставались работать в совхозе. Для этого Кумаш Нургалиевич создавал все условия: в школе были мастерские по токарному, столярному и автоделу, швейный и кондитерский цеха, девять кабинетов производственного обучения. Наравне с трудовым обучением он много сил вложил, чтобы дети в отдаленной сельской школе получали фундаментальные знания. В каждом классе был установлен телевизор, учитель мог заказать на урок любой фрагмент художественного или научно-популярного фильма. И вся эта работа проводилась на научно-педагогической основе, изучался опыт школ крупных городов, осуществлялось тесное взаимодействие с вузами.

Непревзойденный специалист своего дела, опытный наставник Кумаш Нургалиевич, создав свою авторскую школу, сумел заложить фундамент для воплощения новаторских педагогических идей.

Любимое дело педагога и его яркий жизненный путь сегодня продолжает династия Нургалиевых, которой выпало счастье жить и работать в суверенной и независимой Республике Казахстан.

Проходят годы, расширяется круг людей, с которыми общаешься по профессии. Но личность такого масштаба, как Кумаш Нургалиевич, неповторима. Он действительно Народный учитель, один из трех казахстанцев, получивших это высокое звание в советское время. Все уходит в историю, и это звание тоже ушло, но память о легендарном директоре школы продолжает жить в сердцах учителей и всех казахстанцев.

Жансауле МАКАТОВА,
доктор педагогических наук, профессор,
директор ФАО «НЦПК «Өрлеу»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий