Практика на Подгоренском цементном заводе

Воспоминания профессора

Шел 1970 год, самый разгар «развитого социализма» в СССР. Мы, шестеро студентов 4 курса силикатного факультета Казахского химико-технологического института, готовимся к отъезду на производственную практику на Подгоренский цементный завод в Воронежской области России…

По графику учебного процесса летняя производственная практика после 4 курса имела продолжительность 8 недель. Итого почти 2 месяца мы будем вдалеке от дома, новые места, люди, новые познания, эмоции, новые неизведанные чувства. 

Вчетвером, я, Кенжебек, Сейдазим и Анарбай гордо садимся в самолет ИЛ-18. Трое моих друзей вообще в первый раз в жизни садятся на самолет. Я считаю себя опытным пассажиром, так как пару раз летал из Туркестана  в с.Балтаколь на «кукурузнике» АН-2. В Москве в аэропорту нас встречает товарищ Сейдазима, который учился с ним в одном классе в школе №7 им. Спатаева. Заселяемся в общежитии Московского института железно-дорожного транспорта и два дня с упоением знакомимся с Москвой, были, конечно, на Красной площади, осмотрели Исторический и другие музеи, прошли по ГУМу, попасть в Мавзолей в тот раз не удалось – слишком длинной была очередь. Ночью садимся в поезд Москва-Воронеж и утром, немного погуляв по городу, отправляемся  на станцию Подгоренская. 

Приезжаем на завод, устроились в заводском поселке. Руководителем практики от предприятия назначили начальника лаборатории, до сих пор помню фамилию – Квятковский – мужчина лет пятидесяти. Как положено, проходим производственную практику, ознакамливаемся с технологией производства портландцемента на старых шахтных печах, с работой дробильного, мельничного, печного оборудования, методами контроля качества сырья и продукции в лаборатории, изучаем техническую документацию, в конце составляем отчет по практике, заполняем дневники практики.

Завод был построен в первые сталинские пятилетки начала 30-х годов, стояла батарея из 6 или 7 шахтных печей, маленькие по сегодняшним меркам сырьевые и цементные мельницы длиной 10-12 метров и крошечной производительностью 15 – 16 тонн в час. Сегодня самые мощные печи дают 500 т клинкера в час, а вертикальные валковые мельницы до 1500 т/час молотой сырьевой муки. Сейчас на месте старого завода построен и эксплуатируется современный мощный цементный завод сухого способа производства производительностью около 3 млн тонн цемента в год. Хорошо помню начальника цеха «Обжиг», который знакомил нас с устройством и работой шахтных печей, тарельчатых грануляторов, дозаторов и др.

Примерно через месяц приехала руководитель практики от института доктор технических наук, профессор Ия Германовна Лугинина – заведующая нашей кафедры «Химическая технология вяжущих материалов», выпускница Ленинградского технологического института им. Ленсовета, ученица известного ученого-цементника А.Н. Торопова. В то время в нашем институте работали только 3 профессора, доктора наук – С.Т. Сулейменов, Н.К. Надиров и И.Г. Лугинина.

Незадолго перед этим Ия Германовна впервые в мире открыла неизвестный ранее промежуточный минерал, который она назвала  спуррит. Она рассказывала нам, как с помощью студентов ей удалось установить образование этого промежуточного соединения в щелочесодержащих сырьевых смесях. В процессе выполнения студенческих научных работ она дает задание приготовить сырьевые смеси с добавлением высокощелочной пыли электрофильтров вращающихся печей Чимкентского цементного завода. Студенты снимают термограмму на установке, собранной В.К. Классеном, и обнаруживают наличие при 820-840 ос неизвестного ранее небольшого термического эффекта. И.Г. Лугинина не найдя объяснения этому эффекту дает задание студентам повторить эксперимент точно по тем же параметрам. На термограмме стабильно появляется тот же неизвестный эффект. Тщательные повторные исследования с привлечением рентгенофазового и других методов анализа позволили установить состав нового неизвестного соединения. Имя И.Г. Лугининой стало известно всему миру ученых – цементников, состав нового соединения и условия его появления вошли в учебники по технологии цемента всего мира.

Подгоренское – в то время небольшой рабочий поселок с железнодорожной станцией и двумя заводами – цементным и кирпичным. Типичные для тех годов одно- и двухэтажные жилые дома, типичная инфраструктура – парк, стадион, клуб, школы. Кругом зелень, частные дома буквально утопают в зелени. Народ простой, о коммерции никто и не помышляет, в субботу и воскресенье  с 7 до 8 часов работает базар, где мы покупали пару ведер картошки за два рубля, немного лука и других съестных припасов, в заводском  магазине  можно было купить макароны, рис, мясо и колбасу.  В заводской столовой за приемлемую цену можно было сытно покушать, для голодного студента это было очень важно.

Ближе к концу практики (практика длинная) деньги стали заканчиваться, что делать? На цементном заводе свободных вакансий не было.  Пошли на кирпичный завод, договорились заливать фундамент под длинный забор, который планировали там построить.

По приезду на завод Ия Германовна прочитала лекцию для инженерно- технических работников предприятия, проконтролировала нашу практику, мы попросили на заводе автобус и в воскресенье выехали с руководителем на природу – на реку Дон. Самый смелый и физически подготовленный среди нас Сейдазим рискнул переплыть реку, течение было быстрое, ширина реки приличная, его отнесло по течению метров на 300-350.

Производственная практика в АО «Жамбыл Цемент»
На центральном пульте управления ТОО «Стандарт Цемент»

С тех пор утекло много воды. Мы закончили институт, я три года работал в научном секторе под руководством профессора К.К. Карибаева, поступил в аспирантуру Киевского политехнического института на кафедру А.А. Пащенко, защитил кандидатскую диссертацию, был заместителем декана факультета Есимова Б.О., 8 лет заведовал кафедрой, защитил докторскую диссертацию, получил звание профессора, воспитываем молодежь, выпускаем цементников, написал кучу учебников на русском и Государственном языке. Занимаемся научными исследованиями, два раза выиграл Грант «Лучший преподаватель вуза».

Наш однокашник Карибаев Алтынбек работал начальником сырьевого цеха цементного завода, потом начальником керамзитового цеха асбестоцементного комбината, Кенжебек работал начальником смены на кирпичном заводе, потом преподавал в техникуме, Сейдазим и Маншук несколько лет проработали на Душанбинском цементном заводе, потом вернулись в Шымкент.

Мы, выпускники 70-х, всегда признательны своим учителям, давшим нам хорошие знания, путевку в жизнь. С большой теплотой  я вспоминаю покинувших этот мир Карибаева К.К., Пащенко А.А., Лугинину И.Г., Классена В.К.

Сейчас  наши студенты проходят практику на современных цементных заводах Казахстана, работающих по сухому способу. Это АО «Шымкентцемент», ТОО «Стандарт Цемент», АО «Жамбыл Цемент», ТОО «Казахцемент»,  ТОО «Каспий Цемент», АО «Кокше Цемент» и др. Современный цементный завод – это, в сущности, завод-автомат, всеми технологическими процессами операторы управляют с центрального пульта.  В АО «Кокше Цемент» в лаборатории установлены и работают даже роботы, которые ведут беспрерывный технологический контроль параметров получения цемента. Работу таких роботов мы видели на цементном заводе в Германии в период научной стажировки в 2017 году.

 

Б.Таймасов
Доктор технических наук,
профессор кафедры «Технологии цемента,
керамики и стекла» ЮКУ им. М. Ауэзова 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий