НУРТАЗИНА Рафика Бекеновна. Помним и преклоняемся

Казахстан, как и любое другое государство, богат на уникальных людей, наделенных яркими талантами. Этому способствует и культура нашей страны, и ее поражающие воображение природные богатства, и, конечно, люди, возле которых рождаются и взращиваются эти таланты. Каждый регион по праву гордится теми, кто принес ему славу… Не стал исключением в этом правиле и Павлодарский регион, откуда вышли первые казахстанские академики под началом К.И. Сатбаева, писатели и педагоги, певцы и спортсмены, политические деятели.

…В маленьком прииртышском ауле №6 Павлодарской области 100 лет назад 8 марта появилась на свет девочка Рафика, которой было суждено стать таким учителем, труд которой получил самую высокую оценку: Рафике Бекеновне Нуртазиной было присвоено почетное звание Заслуженного учителя Казахстана, а через два года и высокое звание Героя социалистического труда.  Рафика Бекеновна – учитель, который защитил кандидатскую диссертацию на основе обобщения и анализа личного опыта по теме «Пути активизации познавательных интересов учащихся при обучении русскому языку в казахской школе». Согласитесь, даже сейчас в Казахстане, да и в любой другой стране, не так много учителей с ученой степенью.

Интересный факт из биографии Р.Б. Нуртазиной: по окончании школы она поступила на филологический факультет Казахского госуниверситета имени С.М. Кирова (в наше время – имени Абая), но вынуждена была оставить учебу и заменить ушедшего на фронт учителя. Только после войны появилась возможность продолжить и закончить образование в Казахском женском педагогическом институте, то есть Рафика Бекеновна вела уроки, основываясь на своем опыте школьницы, только потом этот бесценный опыт был исследован ею с теоретической стороны. Может быть, именно в этом заключается секрет ее уникального учительского мастерства?

Сейчас в нашей стране происходит реализация обновленного содержания среднего образования, с 2016 по 2020 годы все учителя прошли повышение квалификации на централизованно организованных курсах в филиалах АО «НЦПК «Өрлеу» и центрах педагогического мастерства АО «НИШ». Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа базируется на развитии спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д.Брунера, которая предполагает, что повторное рассмотрение усложняющегося на протяжении всего школьного обучения материала дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения.

Развитие казахстанских учащихся проходит путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы – привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.

Обновленное содержание образования Республики Казахстан основано на идеях патриотического акта «Мәңгілік ел», изложенного Елбасы Н.А. Назарбаевым в ежегодном послании народу Казахстана: «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее», оно представляет собой миссию и ценности общенациональной идеи реализуемых в комплексном виде через все виды учебно-воспитательной работы.

Проанализировав учебники по русскому языку и литературе для школ с государственным языком обучения, методические труды и мемуары Нуртазиной Р.Б., пришла к однозначному выводу: все это системно и последовательно реализовывалось ею на протяжении долгой педагогической деятельности.

Ее материалы к занятиям в методическом и содержательном аспектах и сегодня представляют большую ценность, проверенную временем, поскольку здесь реализуется принцип «обучая, воспитывать», актуальный и нужный во все времена. Мы видим, что ценностные и содержательные приоритеты не претерпели серьезных изменений, изменились лишь подходы к организации обучения, но в практике Нуртазиной Р.Б. и подходы были созвучны современным, то есть инновационными и передовыми. Как видно из содержания учебников, конспектов уроков и методических разработок, она в своей каждодневной практике реализовывала задания и вопросы высокого уровня, если использовать сегодняшние категории: не что, где когда, а как это произошло, на что это похоже, почему так вышло, зачем так нужно делать?

Отметим, что все эти методические, содержательные находки Нуртазиной Р.Б. были сделаны практическим путем на основе ее проб и ошибок, в поиске наиболее оптимальных способов обучения детей, которые всегда разные по способностям и мотивации. Она являет собой пример постоянства и профессионального роста в одной учебной организации: сначала учителем русского языка в школе №12 г. Алматы, потом стала ее руководителем. В этой школе учились многие замечательные сыны и дочери казахского народа, ставшие легендой и золотым фондом нашей страны: народная артистка ССР Куляш Байсеитова, народный художник Абильхан Кастеев, народный композитор Нурғиса Тлендиев, академики  Жубанов Б.А., Жаутыков О.А., члены-корреспонденты АН Казахстана Тажибаева П.Т. и Сарыбаев Ш.Ш., композиторы, артисты, поэты и писатели, новаторы производства, архитекторы, ученые и педагоги, одно перечисление их имен вызывает восторг и преклонение перед заслугами и вкладом в развитие нашей страны. Всем им дарила искреннюю любовь к знаниям, показывала пример достойного поведения, достойного ведения беседы и Р.Б. Нуртазина. Думаю, здесь будет уместным перефразировать известное правило: «Скажи мне, кто твой учитель, и я скажу, кто ты».

Необходимость и важность среды, окружения для воспитания истинных патриотов своей родины доказаны опытом замечательного педагога, компетентного методиста, мудрого руководителя, ученого с широким практическим диапазоном Нуртазиной Р.Б.

Мы все помним, что в советский период авторитет и престиж профессии учителя был на невероятной высоте. В то время в профессию учителя шли по призванию, конкурсы на педагогические специальности были высоки, поэтому и поступали в вузы лучшие из выпускников. Все педагоги того времени очень серьезно относились к своему саморазвитию, много читали, экспериментировали, с искренним желанием делились наработанными приемами и методиками, публиковались, спорили и находили новые пути активизации учебно-воспитательного процесса в единстве. Все это было, тиражировалось и распространялось… В последние годы наше государство оказало реальную поддержку современным казахстанским педагогам, особенно в среднем звене, но учителю сегодня самому важно иметь и развивать самую сильную – личную – внутреннюю мотивацию к саморазвитию, к самореализации, которая была сущностью личности и характера Нуртазиной Рафики Бекеновны.

Роза АШИМБЕТОВА,
директор ФАО «НЦПК «Өрлеу»  ИПК ПР по Павлодарской области», к.ф.н., доцент

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий