Педагог: status quo – Дана Рау об аттестации

«…..повышение категории/статуса педагога не должно принимать соревновательного характера и усложняться требованиями, несвойственными основной деятельности учителя….»

Учитель не сдал тест…

Учитель не аттестован…

Учителю снизили категорию…

Учителю аннулировали заслуги прошлых лет… Стоп. Вот! Вот она, последняя фраза, которая раскрывает истинное «лицо» аттестации у нас. Которая в последнее время, грубо нарушая и попирая, с таким трудом закрепленный законодательно статус педагога, беспощадно наказывает их за неудачно сданный тест. Содержание которого, к сожалению или вопреки, полностью построено исключительно на теории, выжатой из учебной литературы не только из слов или формул, но и букв и цифр.

Действительно ли аттестационные процедуры позволяют измерить профессиональную компетентность учителя? Дает ли национальное квалификационное тестирование право утверждать профессионализм учителя? Эти и другие вопросы родились из публикаций, отзывов, комментариев тысяч учителей нашей страны, которые за последние три года столкнулись с процессом аттестации по новым правилам. Которые в недалеком будущем готовятся к новым изменениям.

Изучая опыт других стран, пришла к выводу, что аттестация/сертификация педагогов осуществляется исключительно с целью выявления и подтверждения профессионального роста, награждения (поощрения/мотивации) педагогов. А содержание измерителей направлено на выявление качества и уровня педагогической и предметной компетенций. Но глобальной целью является – повышение качества образования, выражаемое результативностью педагогической деятельности.

Конечно, профессиональный рост учителя, а вместе с ним и отслеживание роста качества образования, процедура необходимая. Но насколько оправданная по нашим правилам, с учетом того, что с приближением аттестационного периода учитель тратит уйму времени на сбор и систематизацию аналитического материала (участие в различного рода профессиональных мероприятиях, написание и публикации статей, распространение опыта, авторские программы и/или учебные пособия и др.)?!

Не менее психологическим стрессом для многих учителей явилось и национальное квалификационное тестирование. Есть такой ценный продукт в физиологии человека как мозг, который отвечает за память. Так вот, владея огромным багажом знаний, один учитель может и не уметь применять их так квалифицированно, как это делает другой учитель. Который, не обладая феноменальной памятью, умеет применить и передать знания так, что формирует в ученике потребность учиться и познавать. Многие учителя, будь молодые или в возрасте, неоднозначно относятся именно к процедуре тестирования. Немало из них прошли тестирование на заявленную категорию/статус со второй или третьей попытки. Некоторые и вовсе отказались после первой попытки. И никто даже не провел исследование причин отказа или низких результатов тестов учителей. Не удосужился «измерить» компетентность учителя, применив другие виды или способы.

Общеизвестно, что прежде чем стать педагогом нужно сначала получить профессиональное образование в колледже или вузе. Но оценить готовность, призвание возможно, измерив способности и компетенции, в данном случае пройдя определенный тест. Те правила и порядок аттестации, что действуют в нашей системе образования, усложнены и замудрены настолько, что уже после первых строк отпадает желание вообще приступать к данному процессу.

В разных странах сертификация/аттестация учителей проходит по-разному.

Например, в США, аттестацию педагогов осуществляют организации по специально разработанным национальным стандартам. Пройдя который, выпускники колледжей по окончании полного курса обучения получают государственный сертификат. А на свидетельство высоких достижений в профессии могут расчитывать учителя, имеющие опыт практической работы не менее трех лет. Причем сертификат действителен в течение 5-10 лет, по завершении которого его можно обновить, представив в Национальный совет материалы, подтверждающие профессиональный рост, которые оценивают коллеги с наличием данного сертификата.

В Австралии 4 уровня квалификации: выпускники вуза, закончившие курс обучения, специалисты, высококвалифицированные педагоги и ведущие педагоги. Причем, отбор претендентов на педагога проходит еще до поступления в университеты. А по получении педагогического образования начинающие специалисты получают регистрацию на должность учителя и проходят годовой адаптационный период, со сбором портфолио, содержащее анализ преподавания и обучения, сведения о работе с ментором, программы развития и выводы по его реализации. Задачами сертификации в Австралии являются: определение качества обучения, обеспечиваемое педагогом; предоставление учителям возможности саморефлексии профессиональной деятельности; обеспечение системы признаков качественного обучения с признанием его результатов и/или награждением/поощрением высококвалифицированных и ведущих сотрудников учебных заведений.

В Японии практикуется «трехуровневое испытание»: 1) тест по педагогической теории; 2) тест на владение материалом конкретной дисциплины, методические навыки и умения; 3) собеседование с кандидатом, в том числе и оценка коммуникативной компетенции педагога, умений работать в команде, профессиональных навыков, ценностных позиций. Данная модель предусматривает отбор учителей для работы в школах и проводятся руководителями префектур.

В Германии же получение статуса учителя доступно не сразу даже магистранту. Выпускник обязан пройти два этапа подготовки учителей: 1) теоретический – обучение в университете и сдача первого государственного экзамена  и 2) практический, референдариат  – стажировка в учебном заведении и сдача второго государственного экзамена. Педагогическую подготовку выпускников ведет центр педагогического образования, который играет важную роль в работе с молодыми педагогами. Здесь же выпускники и сдают государственные экзамены, получают полное сопровождение в период стажировки, по окончании которого сдают экзамен из двух процедур: один открытый урок по каждому из двух преподаваемых предметов, самостоятельной письменной работы по теме исследования и коллоквиума (устного экзамена). Если претендент не набрал достаточное количество баллов за два урока, то не допускается к сдаче письменной работы и коллоквиума. Коллоквиум проводится в форме дискуссиии, обмена мнениями по теме, выбранной учителем. Для успешной сдачи данного экзамена претенденты проходят курс подготовки в центре педагогического образования. Дальнейший профессиональный рост учителя определяется служебной оценкой.

В соседней России прошла апробация нового порядка аттестации, где предусмотрены аттестация на соответствие занимаемой должности по представлению работодателя, являющаяся обязательной через каждые 5 лет. И добровольная, по заявлению на присвоение/подтверждение категорий, которых всего два – высшая и первая. И вводится профессиональный стандарт. Несмотря на упрощение процедуры аттестации, педагоги России в изменениях усматривают ужесточение «карательных функций».

Изучив опыт зарубежных стран в нашей республике можно ввести упрощенный вид сертификации/аттестации педагогических кадров, не унижая и не усложняя статусами, требованиями и другими механизмами, которые в силу своей бюрократизированности не находят поддержки и вызывают негативные отзывы со стороны педагогической общественности. Положительная сторона лишь та, которая в случае успешного прохождения аттестации предоставляет учителю преференции в виде доплат за статус/категорию.

Новые вызовы требуют новых подходов не только в преподавании и обучении, но и разработке инструментов измерения и оценивания профессионального роста тех, кто реализует эти новые подходы – преподавателей. Для этого сначала нужно задаться вопросами? Что измеряем и оцениваем? Как реализуем? Для чего проводим? И определение целей и задач могут позволить выработать такие правила, которые будут мотивировать учителя на самосовершенствование и самореализацию.

Что? – Профессиональную компетентность, профессиональный и творческий рост педагога.

Как? – Подготовка педагогических кадров: от абитуриента до профессионального специалиста, а также  педагогическое и методическое сопровождение в течение всей деятельности. Обеспечение профессионального роста педагога и измерение результатов деятельности для выявления сильных и слабых сторон и создания условий для дальнейшего совершенствования.

Для чего? – Для определения качества содержания образования и его эффективности. Содействие и мотивация педагогов к улучшению своей деятельности. Выявление недостатков и развитие эффективных обучающих технологий.

Все гениальное – просто. Не нужно изобретать велосипед и изощряться в законотворчестве, когда мировая практика позволяет перенять имеющийся опыт зарубежных коллег по стандартизации, сертификации и измерения педагогического мастерства. Я бы, например, рекомендовала следующие.

Профессиональная сертификация на соответствие занимаемой должности (педагог) сразу по окончании учебного заведения. Для оценивания профессионального роста учителя применять формат служебной оценки «Методом бланковых опросов» по результатам его профессиональной деятельности и повышения квалификации, а также саморефлексии, через каждые пять лет. Итогом данной процедуры должно стать присвоение/подтверждение категории/статуса на добровольной основе по заявлению учителя. При этом повышение категории/статуса не должно принимать соревновательного характера и усложняться требованиями, несвойственными основной деятельности учителя. Обязательным требованием останется лишь подтверждение имеющейся квалификации. Да, вы, возможно, озадачились вопросом, а как же обеспечение качества обучения и преподавания?! Поверьте, хороший учитель и сам не станет топтаться на одном статусе или категории. А плохой учитель и сам долго не задержится в качественной среде, где потребность в нем отпадет.

Аттестация педагогов – наболевший вопрос для почти полумилионной армии учителей Казахстана. Но нерешаемых проблем не бывает. Главное найти компромиссное решение между бюрократическими барьерами и деятельностными механизмами реализации целей аттестации/сертификации.

Дана РАУ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Педагог: status quo – Дана Рау об аттестации

  1. Спасибо, что затронули эту тему! Педагоги не только тратят время на сбор материала, но и деньги. Многие курсы, семинары приходится оплачивать из собственного кармана. И ещё, было бы правильно присваивать «педагог-мастер» без сдачи тестирования тем педагогам, чей стаж составляет 30 и более лет.

  2. Автор ряда длинных статей обвинил всех и вся, но ни разу не подчекрнул, а в чем роль учителя в таком низком качестве знаний и уровня развития наших учеников. Почему большинство наши детей не хотят учиться и почти с первых дней не бегут, сломя головы, в школы? Лишь в конце упомянул про хорошего учителя. А хорошему учителю чего бояться тестов, особенно по методикам, папок с исследованиями для ежедневного преподавания. Хороший учитель рад поделиться авторскими наработками из личного опыта, дающие результат, приёмами обратной связи и рефлексии, которые мотивируют его учеников. Хороший учитель – это рефлексивный практик. Он даёт и отдаёт свое сердце детям, он в исследовании и находит пути для решения проблем и предлагает, как лучше, например, провести аттестацию, чтобы после неё мы были завалены новинками, а не плагиатом, после открытых уроков не начинались серые будни в школах, о которых все знают и молчат. От критиканства к конкретики. Хороший учитель начнёт с себя и задаст прежде всего себе вопросы ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Я делал не так и найдет ответ КАК? Это сделать.

Добавить комментарий