Развитие устной речи у учащихся с особыми образовательными потребностями

Планируя коррекционно-развивающую работу по развитию устной речи у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта посредством игровой деятельности, педагог ставит следующие задачи: развивать речь детей, обогащать словарь, учить детей слушать сказку, побуждать к активной игровой деятельности, развивать познавательную деятельность, учить координировать движения с речью, различать эмоции, изображать их с помощью мимики, жестов, движений, подражать голосам персонажей, обучать передавать повадки героев, развивать память и речь, совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать коммуникативные навыки через игру.

В результате педагогической диагностики, проводимой с каждым ребенком при поступлении в нашу школу, выявлен низкий уровень развития речи у всех детей, в связи с чем встал вопрос о том, как наиболее продуктивно и интересно для детей развивать речь в течение всего времени пребывания в школе.

Педагогическая практика показывает, что игра – один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка. Для меня очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых эффективных путей развития устной речи.

В своей практической деятельности я применяю следующие игровые технологии развития речи: подвижные игры с текстами, народные и хоровые игры, настольные и дидактические игры, игры-драматизации, пальчиковые игры.

Работая с детьми с особыми образовательными потребностями в образовании, я применяю различные методы и приемы работы. Это фонетические зарядки, слоговое лото, чистоговорки, дидактические игры: «На что похожа буква?», «Поймай звук», считалки, мирилки, распевки. Также на каждом уроке провожу артикуляционную и дыхательную гимнастику, физкультминутки. Они сочетают в себе движение, музыкальную ритмику, пропевание и проговаривание слов и фраз. Используется звукоподражание, которое является одним из начальных этапов в построении слогов и составлении слов. Играя, дети учатся правильно говорить.

Опыт моей работы показал, что игры надо использовать чаще, так как игра является ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста.

Через игру можно выполнить те цели и задачи, которые мы ставим при работе над развитием речи. Сам ритм считалок, распевок позволяет легко войти в речевую зону. Любые нарушения речи можно исправить – важно не упустить время.

Айгуль НУРТАЗИНОВА,
учитель начальных классов,
дефектолог КГУ СШИ №1 акимата города Нур-Султан

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий