Елена Петренко: «Умел разжечь огонь потенциала в каждом… Гордость костанайской земли – Генрих Генрихович Шек»

Сильную страну – формируют сильные личности. Тем отраднее, если довелось лично видеть, знать человека, который силой своей энергии, знаний и желанию делать мир лучше – располагал к себе окружающих, беззаветно помогал, жил не зря. Имена тех, кто посвящает себя обществу, чья деятельность красной нитью вшита в развитие региона, страны – наша общая гордость, наше достояние. В Костанайской области таких было немало, и все же есть те, кого сердце и душа не отпускает даже после его смерти.

Люди тянулись к нему, верили, как другу, даже те, кто был знаком заочно. Он был тем, кто невероятной харизмой мог разжечь огонь потенциала и самых сильных, заветных желаний в любом человеке, будь то ребенок, открывающий для себя мир, или взрослый человек с закоренелой верой и своим укладом жизни. Его действительно любили, он был своеобразной иконой образования 2000-х годов для нашего региона. Он ушел, но дело его продолжает жить в его учениках, коллегах, родных и близких, новом поколении. Я говорю об уникальном профессионале системы образования Костанайской области и просто хорошем человеке – Генрихе Генриховиче Шеке.

«Генрих Генрихович – талантливый и фанатично преданный своему делу человеком. Его отличает высокая эрудиция, профессионализм, принципиальность, трудолюбие и чуткое отношение к людям, если и быть педагогом, управленцем, то только таким» – так отзывалась об этом человеке, моя мама – отличник просвещения СССР и КАЗССР – Неровная Людмила Алексеевна, которая в силу профессии педагога и руководящей должности, была лично знакома с ним дружила и тесно сотрудничала. Я же на заре его деятельности была вначале своего педагогического пути, но тоже имела счастье быть лично знакомой с ним, неоднократно он давал мне ценные советы, которые актуальны даже на сегодняшний день. По сей день я вспоминаю Генриха Генриховича с благодарностью…

Ни для кого не секрет, что именно с именем Генриха Генриховича связывают все радикальные изменения, громкие победы, весомые результаты в образовании Костанайской области, его стиль работы до сих пор уникален, его копируют, им восхищаются. Непростые 90-е годы и первое время становления независимого Казахстана были шаткими, нестабильными финансово и социально. Но в образовании был порядок, его не могло не быть – ведь даже в самые трудные времена, Генрих Шек не терял самообладания, спокойно и уверенно он оберегал своих учителей, воспитателей, преподавателей от любых невзгод. Делал это мастерски, ведь при нем выросли и добились высот (несмотря на сложное время), сотни людей.

Он не просто руководил, он вникал и любил свою работу. Это было видно, это знали даже те, кто был далек от сферы образования. Его отличало глубокое знание всех процессов образовательной и общественной среды, потому что он сам изучал, и сам приходил к этим знаниям: самообразование и высокие требования к себе – два качества, с которым мы всегда ассоциировали его имя.

Свободное время, по рассказам его коллег, было всегда занято изучением новых реформ, расчетов и показателей. Это он привнес науку – в систему образования Костанайской области. При нем были открыты научные лаборатории, в школы пришли ученые. Стремление к новизне и новациям, введение новых технологий во все сферы школьной жизни приобрело массовый характер. Научный подход в решении проблем школы и осмысление теоретических проблем управления помогло директорам организаций образования создать собственную управленческую технологию с научной обоснованностью каждого управленческого шага. 

Позже он внедрил в образовательную практику школ теорию и технологию средового подхода. Доказал, что средовой подход надежный и результативный инструмент осуществления педагогических целей. Параллельно с этим являлся автором монографий, семи методических сборников, многих десятков статей.

Сколько нового, неповторимого, а главное актуального пришло вместе с ним в наше образование, прижилось и стало неотъемлемой частью жизни!

Вот как отзывается о Генрихе Генриховиче казахстанский государственный деятель, экс-депутат сената парламента Казахстана Серик Чингисович Бектурганов.

«Он был реформатором, одним из инициаторов акции «Дорога в школу». Эта акция родилась на нашей, костанайской земле. Он первым в стране предложил создать мини-центры. Спасая сельские ПТШ от закрытия в годы жесточайшей нехватки бюджета, реорганизовал их в отделения городских колледжей. Все его реформы были успешными. Обязательно проходили апробацию, доводились до ожидаемого результата. Например, впервые в Казахстане был создан учебно-научно-методический комплекс «Зерде» – «школа–колледж–вуз», в который вошли Костанайский и Рудненский педагогические колледжи, Костанайский индустриально – педагогический колледж, Костанайский педагогический институт. При Костанайском педагогическом колледже была открыта школа для одаренных детей «Озат» и детский сад. В рамках учебно–научно–методического комплекса «Зерде» в некоторых районах области были открыты педагогические классы. Выпускники колледжей в пединституте за два года на дневном и за три года на заочных отделениях получали ускоренное высшее педагогическое образование. Таким образом, было положено начало непрерывной подготовки будущих учителей, которая начиналась в школе и продолжалась в колледжах и в вузе. Комплекс работал около 15 лет. По итогам этого эксперимента, были защищены 3 кандидатских диссертации. И все это – Генрих Шек» – говорил Серик Бектурганов на педагогических чтениях, посвященных памяти этого светлого человека.

Возвращаясь к сегодняшним реалиям, проработав больше 30 лет в образовании нашей области и пройдя определенные ступени в системе образования, я приблизилась к пониманию того, насколько тяжел и кропотлив был этот труд. Еще тогда, в юности я нашла для себя замечательного духовного наставника, на которого нужно было равняться! Потому что по-другому он жить – не мог, ежедневно добросовестно выполнял свою трудную, но такую нужную работу не ради славы и наград, а просто по велению сердца, такого большого и открытого для любого из нас, кто нуждается в его добром слове, участии, совете. Он стал для меня образцом для подражания.

Замечательный человек, всегда с горящими глазами, очень чистой и открытой душой, педагог с большей буквы разговаривал с подчиненными, как с равными. По воспоминаниям кандидата педагогических наук Татьяны Искандировой, этот человек настолько располагал к себе и был заинтересован в благополучии окружающих его людей, что и здесь придерживался собственных принципов.

«Удивительный человек, ведь подумать только, он знал семьи своих работников, помнил имена детей, жен, мужей, знал все их дни рождения. Для него было важно знать, что его сотрудники, подчиненные живут в достатке, а если были проблемы – обязательно приходил на помощь. Такое отношение к людям – дар, его визиты ждали на праздники, а если уж не приехал, то точно позвонит с поздравлениями. Он не просто выполнял свой долг как руководителя, это был его личный принцип жизни, таким мы его и запомнили, по такому же принципу стараемся жить» – рассказывала Татьяна Искандирова.

Ту модель менеджмента, которую выстроил Генрих Генрихович, проверило и утвердило само время, сменились уже несколько поколений учителей, учеников, а богатый опыт организации и развития народного просвещения, культурно-образовательное наследие Костанайской области, оставленное Генрихом Шеком стали достоянием не только нашей области, но и страны в целом. Потому что сегодняшние достижения системы образования региона – хороший показатель, результат гармоничного и эффективного слияния образовательных традиций и инноваций в образовании, процессы которого неразрывно связаны с именем талантливого педагога-организатора – Генриха Шека.

Человек живет столько, сколько хранится память о нем. Среди людей, сыгравших, без преувеличения, большую роль в деле развития школьного образования, в воспитании того сочетания интеллекта, высокой моральности и культуры поведения, которую принято именовать интеллигентностью – имя Генрих Генрихович Шек вписано золотыми буквами в историю Костанайской области.

 

—————————————————————————————–

Генрих Генрихович Шек

– Отличник просвещения Казахской ССР

– Почетный работник образования РК

 – Кандидат педагогических наук.

– Награжден орденом «Құрмет»

– Медали: «За трудовое отличие», «10 лет Независимости Республики Казахстан, «10 лет Конституции Республики Казахстан».

Десятки почетных грамот Министерства образования Казахской ССР, Министерства образования и науки РК, Акима Костанайской области, грамотами Департамента (Управления) образования Кустанайской области.

Обладатель Гран-при республиканского конкурса в номинации «Лучший менеджер в образовании».

Возглавлял с 1998-2000 и 2004-2009 годы Департамент образования акимата Костанайской области. Именно в эти годы основные показатели развития образования были выше республиканских достижений, ежегодно инициировались проведение на базе области и города Костаная международных, республиканских научно-практических конференций, семинаров-совещаний.

Пользовался непререкаемым авторитетом среди ученых-теоретиков и практиков, руководителей и работников Министерства образования и науки, акимов районов и городов, учительства области. В 2006 году награжден нагрудным знаком «Ы. Алтынсарин».

Кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук РК Генрих Генрихович издал несколько научных трудов по проблемам адаптации молодых педагогов в средней школе, и научную работу по развитию дошкольного образования в Республике Казахстан.

Елена ПЕТРЕНКО, 
Директор КГУ «Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования» Управления образования акимата Костанайской области

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий