Стипендиаты «Болашака» конкурентоспособны на любом рынке труда

В сфере международного образования с точки зрения создания равных возможностей, целевой подготовки и обеспечения выпускников трудоустройством нет альтернатив международной стипендии «Болашак». Учрежденная в 1993 году указом Первого Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, программа «Болашак» за 27 лет подготовила более 11 тысяч специалистов, работающих  в приоритетных отраслях экономики страны. В 2014 году «Болашак» была признана лучшей стипендиальной программой на международной конференции Going Global по итогам исследований Британского совета и Германской службы академических обменов.

С 2020 года требования к будущим стипендиатам были заметно упрощены. Значит ли это, что стипендиатов станет больше? Этот и другие вопросы мы задали президенту Центра международных программ «Болашак» Айнур Карбозовой.

-Айнур Багдатовна, бытует мнение, что «Болашак» доступен избранным…А как считаете Вы?

-«Болашак» доступен для всех. Стереотипы, что это программа для детей из состоятельных семей – это искусственные барьеры, которые не соответствуют действительности. Возможно, так было в первые годы, но сегодня стать стипендиатом может стать любой человек, который верит в свои знания, подготовится соответствующим образом, изучит все требования. Конкурс на сегодняшний день настолько упрощен, что сейчас претенденту надо пройти всего 3 тура отбора вместо прежних шести. И 2 основных тура в том числе – комплексное тестирование, которое проходит онлайн. Главное условие – собрать соответствующий пакет документов. В личном кабинете каждому претенденту присваивается уникальный код и в удобное для него время назначается онлайн-тест. Для чего я рассказываю об этом подробно? Чтобы ваши читатели могли убедиться в том, что сейчас минимизирован человеческий фактор и связанный с ним коррупционный риск. Член Национальной Экзаменационной Комиссии не знает, кого экзаменует. Он владеет лишь информацией о том, что это претендент под таким-то номером. Регламент вопросов также отрегулирован. Раньше нередко задавались вопросы, не имеющие отношения к специальности или стране, куда поедет обучающийся. Теперь же никого умышленно «завалить» не получится. Более того, критерии отбора к членам комиссии тоже повышены – общий стаж не менее 10 лет, их них 5 лет по направлению, по которому он приглашен в комиссию. Предпочтение отдается выпускникам зарубежных вузов. Министерство образования и науки при формировании состава комиссии отдает предпочтение выпускникам Болашака, которые являются успешным примером того, как приобретенные знания помогли им стать тем, кем они являются.

Комплексное тестирование проходит в режиме онлайн, с обязательной аудио и видеофиксацией.

-Претенденты должны владеть английским языком? Это обязательное требование?

-С 2020 года по требованию программы претендент на стипендию должен быть самостоятельно поступившим в вуз, входящий в список рекомендуемых программой. Благодаря этому требованию, значительно сокращаются расходы на предварительное обучение языку. Так, раньше существовали льготные категории, по которым поступали выпускники без соответствующего знания языка, и для них предусматривалась предварительная языковая практика до одного года. Теперь же все льготные категории упразднены, устранена предварительная языковая подготовка. Это значит, что по новым правилам мы получаем качественного претендента на стипендию. Потому что прежде чем подать документы к нам, он должен уже поступить в один из зарубежных вузов. А это ведь невозможно без знания языка на определенном уровне. Если претендент, соответствуя высоким академическим требованиям принимающего вуза, поступил и прошел определенный этап отбора, то зачем нам по старинке обратно проверять их предметные знания? И тратить на это бюджетные средства? Таким образом, в итоге мы получаем не столько экономию, сколько сильного качественного выпускника, конкурентоспособного на рынке труда.

-Расскажите, как проходит тестирование?

-Мы получили поручение от Администрации Президента РК проводить комплексное тестирование по принципу отбора в Президентский кадровый молодежный резерв. Теперь первый тур тестирования не состоит из предметных вопросов. Он состоит из 3 разделов. Цифровой, вербальный и личностно-компетентностный. Те, кто проходит первый тур, проходят индивидуальное собеседование. Тест можно проходить хоть с домашнего компьютера. Но при этом предусмотрены все меры безопасности. У тестируемого нет физической возможности переписать откуда-то готовый ответ, и он не может зайти на другой сайт, потому что при такой попытке сразу включается сигнал и его оттуда «выбрасывает». И оценки в таком случае аннулируются.

Ранее было 6 туров тестирования, при этом около 7 млн тенге ежегодно тратилось на их организацию. И все туры были с повышением коррупционного риска. Сейчас же претендент должен собрать документы и самостоятельно сдать Казтест. Далее все онлайн, под своим личным идентификационным номером.

-К чему еще должен быть готов ваш будущий стипендиат?

-К тому, что повышены требования по знанию государственного языка. Ранее это требование было на уровне сертификата А2. Расшифрую: это предпороговый базовый уровень – уровень начальных классов. Но поскольку болашаковец – это человек, который на средства налогоплательщиков отправляется на учебу в высокой конкурентной среде в лучших вузах мира по востребованной для страны специальности, то почему такие низкие требования по госязыку страны, которая его обучает? Эта ситуация в недавнем времени была исправлена. Мы поэтапно повысили требования до уровня сертификата В1. Это когда должно быть 75 процентов правильных ответов из 150 вопросов. Если это не удалось с первого раза, можно спустя время подготовиться и заново попытаться сдать  этот экзамен.

Такая полномасштабная трансформация «Болашака» во главе с Асхатом Канатовичем Аймагамбетовым началась с 2019 года с создания рабочей группы по комплексному анализу, качественной перезагрузке администратора международной программы.

-Все-таки давайте вернемся к самому началу, когда выпускник колледжа или вуза решил поступать на вашу стипендию. С чего ему начать?

– 2 основных пререквизита, которые должны изучить претендент: это перечень приоритетных специальностей и список рекомендуемых вузов. Надо быть самостоятельно поступившим в зарубежный вуз. Как правило, ребята уже заранее готовятся к этому процессу, не меньше года. Для начала им следует зайти на сайт ЦМП «Болашак» в раздел «Претенденту» и ознакомиться со списком вузов, куда он может поехать учиться. Даже если списка вузов пока нет, есть постоянные критерии: вуз должен входить в топ-100 двух и более из 4 мировых рейтингов (THE, QS, ARWU, US News Global). Второй критерий: наличие у вуза как минимум 65 баллов по версии US News Global из числа вузов-стран ОЭСР.

Отмечу, что по новым правилам отбора, список вузов качественно и количественно изменен. Здесь можно сказать о нашем главном принципе: обучать казахстанцев в лучших вузах мира. Для сравнения приведу цифры: в 2019 году в рекомендуемый список входили 537 вузов, только 20 процентов из них соответствовали топовым рейтингам. В 2020 же году список был сокращен до 138. Это почти в три с половиной раза. Разница ощутимая.

Подробно о правилах получения стипендии «Болашак» мы информируем через наш сайт и во всех СМИ. В этом году мы также  в марте-апреле Перечень специальностей и Список вузов, утвержденные решением соответствующей комиссии и приказом министра образования и науки, официально разместим на нашем сайте.

-Как Вы считаете, действительно ли проблема утечки мозгов актуальна для нашего времени?

-Для нас, большой страны с небольшим населением, с точки зрения национальной безопасности и потенциала развития это, конечно, плохо. Но отмечу, пока это не массовый тренд. Глобализация ведь не только у нас происходит. Все могут беспрепятственно разъезжать по миру. Чем умнее человек, тем больше он ищет применение своим знаниям с соответствующей оценкой своих знаний. Чем более конкурентоспособен человек, тем более высокую конкурентную среду он и ищет, ему интересно быть в поиске.

Что же касается программы «Болашак», то ее уникальность в том, что есть гарантия возврата нашего выпускника на родину. Напомню, по этой программе готовятся качественные специалисты по необходимым стране знаниям и специальностям.

Для того, чтобы выпускники не оставались за рубежом сразу после окончания вуза, существуют сдерживающие факторы – подписывая договорные отношения, обладатель стипендии ставит в залог недвижимость. Это норма гарантии – она работает. Она позволяет регулировать процесс оттока.

Самостоятельно поступивший, предположим, в британский вуз, с общей суммой расходов 42 миллиона тенге, куда входят и перелет, и страховка, и проживание, и все остальное – заключает с нами два договора. Один – об условиях обучения. Второй договор – залога. При этом рыночная стоимость имущества должна быть в пределах той же суммы, которую на его обучение тратит государство. 

Есть категория претендентов, это жители сельской местности, которые в случае отсутствия ликвидной недвижимости могут представить двух гарантов в виде физического лица. Больше никаких льгот по этому вопросу нет. Чаще всего те, кто поступает на стипендию, уже знают об этом условии и заранее подыскивают возможные варианты. Другого механизма регулирования возвратности студентов на сегодняшний день нет, и этот метод доказан эффективным.

-А бывают случаи, когда стипендиат недоучился, не осилил…?

-Разумеется, бывает. Стипендии «Болашак» 27 лет, за это время лишенных и добровольно отказавшихся чуть боле полутора тысяч. Кто-то женился, вышел замуж, нашел работу. Есть и лишенные стипендии – по решению Республиканской комиссии. Это те ребята, кто не смог завершить учебу, не сдал экзамен, не получил степень. Все они возмещают в полном объеме все потраченные на них средства.

-Каков перечень специальностей, которые нужны стране и по которым «Болашак» финансирует обучение за рубежом?

-Среди выпускников программы представлены обладатели востребованных специальностей, в том числе более 50 процентов – это гуманитарные и социальные профессии, более 30 – инженерно-технические, далее идут медицина, творческие специальности. Для того, чтобы не было дисбаланса в сторону гуманитарных специальностей, с 2020 года по новым Правилам отбора мы ориентируемся на среднесрочный прогноз реальных потребностей рынка труда, разрабатываемых Министерством труда и соцзащиты населения. Чаще всего это перечень специалистов, которых не готовят в казахстанских вузах или не на том уровне, который нужен для страны.

-Айнур Багдатовна, вы ведь и сама выпускница «Болашака»? Наверняка ваша тяга к знаниям – это наследство, доставшееся вам от родителей?

 -Абсолютно верно. Мои родители – выпускники факультета казахского языка и литературы Кызылординского пединститута, тогда носившего имя Н.В.Гоголя. Мой папа Багдат Карбозулы – ученик известного писателя, литературоведа академика Зейноллы Кабдолова, который посвятил свою жизнь изучению наследия Мухтара Ауэзова. Я горжусь тем, что папа является инициатором и реализатором проекта бибилиотеки «Сырдарья кітапханасы». Она состоит из 200 томов произведений авторов-выходцев Кызылординской области. Все литературное наследие людей, живших и творивших на этой благодатной земле, папа собрал в этой библиотеке. Я считаю, что это исторический проект и он нацелен на то, чтобы оставить наследие будущим поколениям. Сейчас папа руководит исследовательским центром наследия Коркыт ата. Мама прошла все уровни системы образования от воспитателя в детсаду до преподавателя в вузе. Я благодарна родителям за создание в семье естественной среды стремления к знаниям, к познанию всего нового, понимания того, что только своими силами и знаниями ты можешь достичь поставленных в жизни целей, благодарна за их последовательную поддержку всех моих начинаний.

-Спасибо за беседу. Успехов Вам!

 

Ляззат Туркестанова

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий