На какие только ухищрения не идут некоторые вузы, чтобы пройти проверку – Дауленов

Вице-министр образования и науки РК Мирас Дауленов опубликовал пост в Фейсбуке, в котором рассказал, какие нарушения выявляются в вузах при проверках. Приводим текст публикации. 

В предыдущем посте я писал о том, почему мы лишаем вузы лицензий. Этот пост был поддержан многими, за что я им благодарен.

Видно, что общество сформировало четкий и принципиальный запрос на изменения в высшем образовании, и в том числе на закрытие вузов, дающих некачественное образование.

В предыдущем посте я только «приподнял занавес», указав на наиболее вопиющие нарушения. Сегодня я хотел бы показать, какие еще ухищрения предпринимают некоторые вузы с одной только целью – пройти проверку.

При этом еще раз отмечу, что речь идет только о небольшой группе учебных заведений; подавляющее большинство вузов старается предоставлять качественное образование.

ПЕРВОЕ. Массовое отчисление студентов, в том числе иностранных, непосредственно перед проверкой. А после проверки все студенты благополучно восстанавливаются, только они не знают о том, что были отчислены. Есть примеры, когда вузы отчисляют сразу по 800-1000 студентов за 1 день.

Это делается для того, чтобы показать, что небольшого количества преподавателей достаточно для обучения малого контингента студентов. Или для того, чтобы доказать, что имеющееся небольшое количество литературы, оборудования достаточно для данного числа студентов.

В некоторых вузах массовая миграция студентов вообще достигла своего апогея.

На первый курс принимают 200 студентов, а выпускают уже 900. В отдельных вузах рост выпускников составляет 400, 500 и даже 950 %!

Причины разные. Зачастую это студенты, отчисленные за неуспеваемость, за нарушение принципов академической честности из сильных вузов.

ВТОРОЕ. Имеются факты принятия вузами поддельных документов об образовании, якобы выданных зарубежными вузами.

Наши проверки показывают, что эти студенты никогда не учились в зарубежных вузах, а в «дипломах» присутствуют грубейшие ошибки в названии вузов и даже министерств зарубежных стран.

Самое возмутительное то, что студенты, принятые на основе поддельных документов, при дальнейшем переводе в другие казахстанские вузы легализуются, так как переводятся из вуза в вуз уже на основе транскриптов.

ТРЕТЬЕ. Нередки случаи, когда вузы вносят минимальный платеж за выпускников в ЕНПФ, чтобы при проверке показать высокий процент их трудоустройства.

ЧЕТВЕРТОЕ. Предоставление документов преподавателей, являющихся штатными преподавателями других вузов.

Есть примеры, когда преподаватели даже не знали о том, что числятся в другом вузе.

То есть перед проверкой руководитель организации издает приказ о приеме на работу, а после проверки – приказ об увольнении.

Это мы видим во время перекрестных проверок вузов.

То есть по факту нужных специалистов нет, и, чтобы пройти проверку, вузы принимают их на работу, а после проверки увольняют.

ПЯТОЕ. Пополнение библиотечного фонда непосредственно перед проверкой.

Вузы должны обеспечивать студентов современной литературой. Но некоторые вузы этим не озабочиваются, для них самое главное – пройти проверку.

Поэтому они «заимствуют» учебники у другого вуза на период проверки, но не успевают принять их на баланс. При этом мы видим печати других вузов на самих учебниках.

ШЕСТОЕ. Анализ образовательных программ, силлабусов вообще, скажем так, вытаскивает на свет всю подноготную.

По этому вопросу напишу отдельный пост. Но для затравки все же скажу, что в списке рекомендуемой литературы, к примеру, по правовым дисциплинам указываются НПА, которые утратили силу 10 лет назад!

Бывает, что в результатах обучения указано: «Студент должен знать Федеральный закон о банках и банковской деятельности».

А теперь задумайтесь, каких юристов выпускают эти вузы, и доверили ли бы вы свою судьбу юристам, которые знают зарубежное законодательство, хотя это тоже весьма сомнительно, но не знают наше?!

Качество образования нельзя повысить только закрытием вузов. И это не самоцель. К сожалению, мы вынуждены принимать такие радикальные меры. Приоритетом для нас являются другие системные мероприятия.

Поэтому мы работаем над изменением НПА, улучшением условий для ведения образовательной деятельности и расширением академической самостоятельности.

Мы тесно работаем с нашими коллегами. Часто от них получаем массу хороших предложений и идей. В конце концов, у нас одна задача – подготовка высококвалифицированных кадров.

Кстати, вопреки устоявшемуся мнению о «закручивании гаек» и усилении требований за прошлый год было внесено большое количество изменений, направленных на либерализацию законодательства.

Убрали требование по наличию трех корпусов, значительно снизили требования по штатным работникам, по остепененности, норму по обязательному количеству студентов в вузе и т.д.

И принятие таких мер будет продолжено. Многие изменения были сделаны на основе предложений самих вузов. И мы продолжим работу над повышением качества высшего образования.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий